Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Учитель начальных классов Сагитова А.П.
В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особенные дети, к ним необходим особый, отличный от детей группы «норма» подход. В работе с такими детьми применяются различные технологии: разноуровневое обучение. Игровые технологии, здоровье сберегающие технологии. Использование традиционных и новых методов и технологий, их разумное сочетание способствует развитию у детей с ОВЗ познавательной активности, расширяют кругозор, развивают речь, память, мышление… Так как в большинстве своем эти дети несколько отстают в своем развитии, наибольший интерес и отклик вызывают игровые технологии.
Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, умственные способности, эмоции и чувства. Используя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным для ребенка.
Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, головоломок, карандашей, красок и др.
Можно выделить несколько основных функций игры:
развлекательная — это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, доставить ему удовольствие;
коммуникативная – играя. Ребенок учится коммуницировать с другими игроками, развивается социальная функция;
игротерапевтическую – в игре ребенок преодолевает трудности;
диагностическую – выявляет различные проблемы и отклонения от нормы.
При выборе игр необходимо учитывать следующие требования:
-наличие сюжет – он мотивирует участников на достижение цели
- учитывать структуру дефекта ребенка с ОВЗ,
- игра должна предусматривать выполнение действий каждым участником игры.
- игра должна быть доступной, но вызывать некоторые трудности, чтобы в ходе игры ребенок получил новые навыки, происходило развитие ребенка.
Педагог может быть организатором (руководителем) игры, может быть и участником.
Игры с нестандартным оборудованием очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, внимания, памяти, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия.
С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч, перекатывание и захват мяча).
Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении заданий. Игры с мячом использую как на групповых занятиях, так и на индивидуальных.
Одним из способов развития моторики и речи детей с ОВЗ являются игровые упражнения с массажными мячиками. Регулярные игры с мячиками улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы, а чтобы детям было интереснее выполнять лучше сопровождать стихами.
Игры с прищепками – это хороший тренажёр для развития мелкой моторики рук. Как известно, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления. Можно выполнять звуко-буквенный разбор, составляя схему слова с опорой на цвет прищепки.
Используя дидактическую игру «Тактильные дорожки» сначала необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему надо добраться. Затем можно предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:
- проведи пальчиками по дорожке;
- проследи глазами дорожку;
- проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;
- определи направление дорожки (вправо или влево).
Эта игра способствует активизации психических процессов у детей дошкольного возраста (мышления, внимания, воображения, восприятия, речи); координации зрительных и тактильных анализаторов; развития мелкой моторики рук; ориентирование в пространстве, познавательного развития.
Иры с резиночками. Данная игра развивает координацию тонких движений пальцев рук, пространственной ориентации, ловкость, быстроту реакции, зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
Данное нестандартное оборудование используется в непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Игра может использоваться воспитателями, психологами, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.
Дидактические игры с использованием пуговиц, крышек от бутылок с водой.
Эти игры сделаны из вполне доступного материала - пуговиц. Наглядное пособие носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, направленно на развитие зрительной памяти и внимания. Цель этой игры: развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление основных цветов. Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается учащимися. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Организация и проведение игры:
Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.
Основные правила проведения игры:
1. Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.
2. Отличительной особенностью игры является её добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.
3. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.
4.Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей. Если ответ не верен, следует тактично поправить ученика. Не нужно стремиться во что бы то ни стало довести до сознания ребёнка допущенную ошибку, так как это нарушает темп игры и отрицательно действует на играющего.
5. Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
6. Дидактические игры можно проводить как соревнования команд, групп и т. д. В этом случае избираются капитаны команд. Они осуществляют контроль за правильностью ответов, решений и устанавливают порядок, очерёдность ответов. На первых порах роль контролера учитель берет на себя. В последующих играх учитель следит только за правильностью действий капитанов. Желательно, чтобы учащиеся по очереди становились капитанами команд.
7. В каждую команду лучше включать школьников с различной подготовкой. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторной игре нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.
8. Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего. Это один из учеников, которому в процессе игры приходится что-то отгадывать, находить спрятанные предметы, отвечать на вопросы других учащихся и т. п., можно выбирать водящего с помощью считалок.
9. Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 5-8 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал надо повторить, чтобы в следующий раз одержать победу. В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля, самооценки. В некоторых играх результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил её последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.
Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.
Игра сама по себе - универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.
Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее воспитанники закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.