Игровые технологии в организации внеурочной деятельности по иностранному языку как средство повышения мотивации младших школьников.
в игре человек испытывает такое же наслаждение
от свободного обнаружения своих способностей,
какое художник испытывает во время творчества.
Ф. Шиллер
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский).
Иностранные языки даются детям намного легче, чем взрослым. Процесс овладения языком «естественным» путем завершается примерно к 12-ти годам. На основе этого научного факта Гёте-Институт предлагает программу игрового обучения немецкому языку на раннем этапе обучения. Программа называется «Немецкий с зайчишкой Хансом».
Проводя свои занятия по внеурочной деятельности, я брала за основу данную программу.
Что представляет из себя данная программа?
В пакет материалов входят различные карточки, множество рабочих листов, наглядные, красочные плакаты, маски, раздаточный материал, листовки для поделок. Но самое главное, в основу берется ролевая кукла -ручная марионетка. В данном случае это непосредственно зайчишка Ханс, который приходит вместе с учителем на занятие. Зайчишка не умеет разговаривать по - русски. Существует определенное правило: с ним нужно говорить только по – немецки. Мы используем на занятиях одни и те же ритуалы: в начале занятия зайчишка Ханс приветствует детей на немецком языке, спрашивает, как их зовут. И соответственно в конце занятия, прощается с детьми тоже на иностранном языке.
Кукла имеет свой характер, манеру поведения и другой голос, он должен отличаться от голоса учителя. То есть, должно существовать различие учитель-кукла. У куклы есть своя семья, любимая еда, транспорт и т.д. Таким образом дети видят в кукле реальную фигуру, личность, с которой можно общаться, дружить, помогать ей. Ребята учатся играючи, а не заучивают слова монотонно.
Преимущество в том, что учитель вместе с куклой может охватить весь класс и подойти непосредственно к каждому ученику. Дети легко воспринимают куклу, чувствуют непринужденную обстановку и охотно вступают в разговор с куклой, идут на контакт, даже стеснительные личности. Также кукла помогает учителю вводить новые речевые средства, учитель ведет диалог с куклой и тем самым вводит новую языковую модель, которой дети еще не владеют. Урок с куклой всегда позитивный. Благодаря кукле дети становятся более толерантными, более гибкими, материал лучше запоминается. Как учителя и родители, мы ждем от детей результата, но согласитесь, важно и соучастие.
Все мы принимаем во внимание необходимость применения элементов здоровьесберегающих технологий, организуя процесс обучения иностранному языку. Поэтому важно предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, усталости. На начальном этапе это могут быть физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности: танцевальных движений, несложных физических упражнений. И опять же, в этом случае мне помогает пакет материалов с Зайчишкой Хансом. Сюда входит аудиодиск с ритмичными песнями. Движения к песням мы придумываем вместе с детьми.
Дети с большим удовольствием участвуют в динамических музыкальных паузах, стремятся сами выступить в роли инструктора, что создаёт положительный эмоциональный настрой, создаёт условия для развития мотивации к изучению данного учебного предмета. Это игры, вызывающие положительные эмоции, выполняющиеся легко и непринуждённо.
В рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка должны применяться различные формы работы (парная, групповая, индивидуальная и т.д). Так, например, для отработки лексики можно использовать групповую игру «Найди слово». На доске заранее вывешиваются слова или картинки по определенной теме. Класс делиться на две команды и эти две команды выстраиваются в два ряда. Впереди стоящим участникам вручается определенный предмет – мухобойка. Учитель называет любое слово, которое висит на доске. Так как у нас была тема «Животные», я раскладывала на столе карточки с животными и называла любое животное на немецком языке. Участникам необходимо найти эту карточку или слово и стукнуть по ней мухобойкой.
Также для закрепления лексики можно использовать «Мешочек с секретом». Возникает эффект неожиданности, чувство новизны и интриги. Учащиеся погружают руку в мешочек и тактильно догадывается, что это за предмет и называют его.
Так же благодаря «Мешочку с секретом можно использовать парную работу. Например, один ученик заглядывает в мешочек, находит там предмет, второй ученик задает вопросы:
- Это животное?
- Да.
-Сколько лап?
-Четыре.
- Какого цвета животное?
- Черного и белого.
- Это корова?
При изучении алфавита можно разложить на полу заранее приготовленные листы с буквами. Учитель или сами дети называют букву, а учащийся находит эту букву и прыгает на нее.
TPR- Methode
https://www.youtube.com/watch?v=eiGjABBiVBw
Основная идея этого метода основана на принципе создания психомоторных ассоциаций облегчающих изучение иностранного языка. Учитель представляет язык в виде команд, которые демонстрируются и моделируются учителем и выполняются учениками, индивидуально и / или в группах
В конце года у нас состоялся отчетный концерт, посвященный изучению иностранного языка. В концерте принимали участие дети, изучающие немецкий язык на внеурочной деятельности. Учителя вместе с учащимися подвели итог, а что мы умеем делать. Сейчас я покажу лишь некоторые моменты из этого концерта.
Подводя итог, нужно сказать об эффективности применения игровых технологий.
В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.
В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.