СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игровые технологии в преподавании музыки в школе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям музыки для использования на уроках

Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии в преподавании музыки в школе"»

 "Игровые технологии в преподавании музыки в школе"

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное окно, через

которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

В этом году все школы Российской Федерации и нашей республики переходят на обновленные Федеральные Государственные Стандарты. И в примерной рабочей программе начального общего образования мы находим, Слайд. что «Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству  — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов»

Целью музыкальных игр является развитие интеллекта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности, чувства ритма ребенка, расширение кругозора, развитие умений и навыков. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество.

Слайд Введение в учебный процесс игр позволяет:

  • Создать благоприятную атмосферу на уроке;

  • Повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;

  • Почувствовать успех в игровой ситуации;

  • Развивать комплекс различных способностей.

У игры и искусства общие корни. Это родство еще со времен Платона отличали многие философы, психологи, педагоги и художники. Крупнейшие философы Кант и Шиллер считали игру, как искусство, эстетической деятельностью. Психологи А. Выготский, Д. Узнадзе, эстетик Г. Рид трактуют игру как художественное творчество ребенка, а игровую деятельность – как механизм формирования его эстетической культуры.

Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.

В практике проведения уроков музыки получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами (предлагаемыми педагогом), подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.

Я расскажу о тех, которые использую на уроках.

Детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми — не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.

Например, игра «Музыкальное имя»

Задачей самых первых уроков музыки в 1 классе является знакомство учителя с детьми. Для этого подойдет игра, которая поддерживает уважительное вслушивание в имя одноклассника, в произнесение этого имени. Дети вместе с учителем стоят в кругу. Учитель пропевает свое имя и отчество на очень несложный мотив, так, чтобы дети могли повторить его, а ребята как можно точнее повторяют «музыкальное имя» учителя. Затем учитель просит поднять руку того, кто тоже хочет спеть свое имя. Ученик так же пропевает свое имя, и весь круг точно повторяет его звучание. Эта игра продолжается до тех пор, пока есть желающие.


Пластическое интонирование” — это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства — движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант.

Движения могут быть различными — от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А. Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни “Дружат дети всей земли” Д. Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).

К пластическому интонированию близок игровой метод –

  «Музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие  звучащему музыкальному образу.

Слайд «Инсценировка» 
Здесь особо описывать нечего. Многие знают, что ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки?  Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль. 

Инсценировать можно, музыкальный образ, песню, сказку и т.д

Очень нравятся ученикам Сказки-шумелки

Слайд Например, Сказка - шумелка «Трусливый заяц»


Жил-был в лесу заяц-трусишка. 
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!


Шуршим пакетом


Испугался заяц и бежать.


быстро встряхиваем кастаньеты


Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!


стучим ложками 


Бросился заяц бежать.


быстро встряхиваем кастаньеты


Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!


шлёпаем руками по ногам


Побежал заяц из леса к речке.


быстро встряхиваем кастаньеты


А на берегу речки лягушки сидели.


проводим палочкой по рубелю 


Увидели они зайца и прыг в воду.


проводим палочкой по металлофону 


Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. 


медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан 

Игры для развития чувства ритма. 
Предлагаете поиграть детям на тех инструментах, которые всегда с собой (звучащие жесты). Учитель воспроизводит два хлопка, сопровождая их соответствующими слогами: «хлоп-хлоп». Дети по жесту учителя повторяют. Затем шлёпают по коленам: «шлёп-шлёп», негромко топают: «топ-топ», щёлкают пальцами: «щёлк-щёлк». Можно также сказать, что ещё есть цокающий язычок, а очень красивый гулкий звук получается, если стучать ладонями по грудной клетке. Вот сколько инструментов всегда с собой! 
Игра проводится 1-2 минуты. 

Звучит полька. Ученики на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: хлопок, шлепок по коленям, притоп, щелчок два пальчика над головой.

В таких играх у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

«Поем молча» 

Исполняется фрагмент песни и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку» развивает мышление, чувство ритма и слух учащихся.

Одна команда простукивает ритмический рисунок популярной песни. Другой команде предлагается назвать песню.
Или такой вариант. Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

Игра «Отгадай и повтори».

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных и шумовых инструментов: ксилофона, колокольчика, треугольника, маракаса, деревянных ложек, бубна. Развивать тембровый и динамический слух.

Ширма для ведущего с набором музыкальных инструментов. Два столика для участников игры с аналогичными наборами музыкальных инструментов.

В игре принимают участие три человека, один из них – ведущий. Ведущий выбирает один из инструментов и исполняет небольшую ритмическую композицию.

Задача игроков отгадать прозвучавший инструмент, и продемонстрировать свой вариант игры. Выигрывает тот, кто правильно определил инструмент и сыграл на нем.

Слайд Также, я часто использую видеоролики «Шумовой оркестр». На видео дети видят ритмический рисунок, а так же инструмент, который играет в данный момент. Поэтому можно быстро организовать слаженное исполнение музыкального произведения.

Слайд Так же ребята любят импровизировать. Например, игра «Музыкальный конструктор»

В эту игру лучше играть парами. Раздаем всем детали обычного конструктора «Лего». Включаем мелодию и дети придумывают движения стараясь отстукивать ритм мелодии. Сейчас мы с вами попробуем поиграть в эту игру.

(раздать конструктор, включить мелодию) Первый раз слушаем мелодию, а потом играем

«Загадочный инструмент» 
Учащиеся выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка) 
Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник называет какой-нибудь признак загадочного инструмента. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак
«Кто быстрей?» 
С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию.

Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов. 
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша». 
Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового. 
«Свой оркестр» 
Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом. 
Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку. 
Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться. 

Игра - речевое «Эхо»

С помощью этой игры можно учить, например слова изучаемой песни.

Учитель выразительно произносит слова песни короткими фразами, дети повторяют, точно передавая интонацию учителя. Можно устраивать ловушки: то повышать, то понижать голос, говорить взволновано или с пафосом. Эхо должно точно отражать любые интонации.

Вариант игры - «Умное ЭХО»: учитель намеренно делает ошибки в тексте песни, а умное эхо, повторяя правильные слова, в момент ошибки замолкает.

Сюжетно-ролевые игры развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся.

«Я - поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.

«Я - композитор».

Представь себе, что ты композитор. Какую бы музыку ты сочинил для (утра, ночи, зима и т.д.). Метод сочинения сочиненного. 
Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов.

Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Все мы с вами используем на уроке такие игры, как «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов» - эти  игры  расширяют  представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных  стилях разных эпох  и т. д.  Ученики приобретают  опыт работы в группах  по сочинительству  и исполнению.

Слайд А так же игры – тренинги, которые мы можем самостоятельно создавать на различных платформах. Например, я создаю дидактические игры в PowerPoint, на платформе LearningApps, Game Lab.

Показ игр

Игры- путешествия   совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие  игры  применяются  при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.

Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

Обновленные ФГОС выдвигают требование умения добывать знания самостоятельно, формулировать мысли не только устно, но и в письменной форме.

Осуществить можно также через игровые формы.

Написание эссе по прослушанному произведению.

Звучит произведение. Используя разноцветные стикеры, попросить записать свои впечатления о прослушанном произведении. Либо во время звучания, либо после, ни говоря ни слова, чтобы не нарушить ауру, которая создалась во время звучания музыкального произведения, дети записывают в течение 1-2 минут свои впечатления.

Это может быть индивидуальный проект. Можно проводить как вариант парной работы.

Передать ученикам, которых выберут на роль «писателей». Их задача попытаться понять, как услышали музыку одноклассники и написать маленькое эссе, от имени класса, включив наиболее часто встречающиеся эпитеты, наиболее содержательно оформленное высказывание.

При этом дети учатся друг у друга, а не у учителя.

Большое значение придается развитию ассоциативного мышления. Современных детей не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Опера «Снегурочка» «Волшебное дитя природы»

Учитель:  Что заставило Снегурочку пойти на землю к людям?
Дети: людские песни, песни Леля.
Учитель: Ребята,  а кто такой Лель?
Дети: Лель - один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15-17 лет, пастушок. Лель - голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет, он приносит в этот мир любовь.
Задание: составить логическую цепочку от слова Лель к слову красота в четыре шага.

В заключении хочется сказать, что игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Игровая деятельность, как деятельность творческая захватывает ребенка целиком: его чувственное восприятие, образное мышление, его эмоции и интеллект, его волю и воображение. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игра выступает основой, из которой произрастают различные виды художественной деятельности ребенка и его вхождение в мир музыкальной культуры через пение, слушание музыки, пластическое интонирование, игру на простейших музыкальных инструментах, через элементарное творчество. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры как части его общей духовной культуры