ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в учебном процессе
Учитель
МОУ Пирочинской ООШ
Коломенского г.о.
Потапова М.В .
Эпиграф: Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. К.Д.Ушинский.
Факторы, способствующие возникновению игрового интереса :
• удовольствие от контактов с партнерами по игре;
• удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
• азарт от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
• необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
• быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия зависят еще и от непредсказуемых действий других игроков;
• удовлетворение от успеха — промежуточного или окончательного;
• если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль.
Этапы игры как деятельности:
• целеполагание; • планирование; • реализация цели; • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Принципы классификации педагогических игр
По виду деятельности:
- физические (двигательные);
- интеллектуальные (умственные);
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
По характеру педагогического процесса:
обучающие,
тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
По игровой среде:
- игры с предметами и без них;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности; компьютерные и с ТСО;
- с различными средствами передвижения.
По характеру игровой методики:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации .
Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
- Игры «в слова».
- «Дополни слово».
- «Перевернутые слова».
- « Соединить половинки слов».
- «Исключение лишнего».
- «Поиск аналогов»
- «Завершение рассказа»
- «Сам себе режиссер»
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Руки – ноги» и др.
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у учащихся.
Мне бы хотелось остановиться на трёх основных видах игр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КОТОРЫЕ Я ИСПОЛЬЗОВАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА .
I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, борода,
подъем, воробей .
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
подъезд съемка подъем
склад град клад
ворона борода воробей
рыбка дубки гриб
вьюга варенье ручьи
чулок чучело чум
II. «ПОЧТАЛЬОН».
Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
ПОЧТАЛЬОН
огород
парк
гря-ки
доро-ки
кали-ка
бере-ки
реди-ка
ду-ки
морко-ка
ли-ки
В своих классах сюжетно – ролевые игры я использую на уроках- путешествиях, грамматических сказках.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА. В роли актёров участвуют ученики.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф.Шиллер.