СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры для детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры для детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения 

Просмотр содержимого документа
«Игры для детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения»

«Игры по правилам дорожного движения»

Игра «Кто самый внимательный»


Один ребёнок становится перед классом на место, обозначенное точкой или небольшим, кругом. Дети по очереди дают ему команду: Шаг вперед!» Ребёнок должен выполнить команду, сделав один шаг
вперед, а потом вернуться на прежнее место и ждать следующей команды. Следующими командами могут быть: «Два шага назад!», «Шаг влево!», «Два шага вправо!» Если ребёнок сделал все движения верно,
то ему на грудь крепится жетон.


Игра «Светофор»

Перед началом игры воспитатель проводит беседу о поведении пешеходов при переходе улицы, заостряет внимание на желтом, зеленом и красном цвете светофора. В игре все дети - «пешеходы».

Когда воспитатель показывает на «светофоре» желтый свет, то все дети выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу;
при красном свете – все замирают на

месте.Ошибившийся - выбывает
из игры.



Эстафета зеленого огонька


(по материалам Ф. Саулиной)

На улице — не в комнате.

О том, ребята, помните!
В эстафете участвуют две команды: «Пешеход» и «Светофор».
Командам присуждаются очки. За правильный ответ дети получают
зеленый кружок, за неправильный - красный.

Ведущая (показывает детям книгу «Правила дорожного движения»):
Правила из этой книжки
Нужно знать не понаслышке.
И учить их не слегка,
А всерьез — наверняка!
Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила до-
рожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по
улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон и очень
добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь.
Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет всем нам
уверенно переходить улицы. Сегодня вы покажете, как вы знаете пра-
вила дорожного движения.

Команда «Светофор» показывают инсценировку «Светофор».
Участвуют четыре ребенка. У одного ребенка на груди картонный
кружок с изображением светофора, у остальных кружки красного, жел-
того и зеленого цвета. Дети выстраиваются друг за другом. Впереди
ученик со светофором.

Ученик 1: Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь -
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик — светосфор,
Мы - три родные брата,
Мы светим с давних пор


В дороге всем ребятам...
Ученик 2: Самый строгий — красный свет,
Если он горит-
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт!
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш сонет: —
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет!
Ученик 3: А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело в путь иди!»
Далее ведущая задает команде «Пешеход» вопросы.

1. Что надо делать, если загорелся желтый свет, а вы дошли только
до середины улицы? Когда прошли середину улицы?

2. Кому дает команды пешеходный светофор?

З.Что надо делать, если зажегся красный сигнал, а ты еще не успел
дойти до середины улицы?

  1. Для чего предназначен «островок безопасности»?

  2. Когда надо начинать переход улицы?


Игра «Ловкий пешеход»


Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти -— значит
на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный —
выбываешь из игры. Попал в желтый — получаешь право бросить мяч
еще раз. Для игры нужно: светофор — фанерный ящик с прорезанными
в нем круглыми отверстиями, диаметр которых вдвое больше мяча;
резиновый или пластмассовый мячик. В игре участвуют две команды.

Затем на вопросы отвечает команда «Светофор».

Вопросы:

  1. Сколько сигналов у светофора?

  2. Можно ли начинать переходить улицу на желтый сигнал светофора?

  3. Что означает красный сигнал светофора?

  4. При каком сигнале можно переходить улицу?


Игра «Слушай — запоминай»


В игре могут принять участие все желающие. Ведущий-школьник
держит в руках жезл для регулирования дорожного движения. Веду-
щий подходит к одному из участников игры, передает ему жезл и зада-
ет вопрос о правилах поведения пешехода на улице. «Назовите одно из
правил поведения пешехода на улице». - «Нельзя переходить улицу
перед близко идущим транспортом». Если ответ правильный, ведущий-

школьник передает жезл другому участнику игры и т. д. Нужно, чтобы
ответы не повторились, поэтому все должны быть внимательны.

Ведущая: На больших перекрестках и улицах движением управля-
ет милиционер-регулировщик, сотрудник ГИБДД.

Вопросы к команде «Пешеход»:

  1. Покажи положение регулировщика, которое соответствует крас-
    ному сигналу светофора.

  2. Покажи положение регулировщика, которое соответствует зеле-
    ному сигналу светофора.

Вопросы к команде «Светофор»:

1. Как называется палочка, с помощью которой регулируется
движение?

2. Покажи положение регулировщика, которое соответствует жел-
тому сигналу светофора.




Игра «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков»


Ведущая показывает знаки, дети отвечают, соблюдая очередность.
Проводится общая игра «Перекрёсток»

Ведущая встает в центре перекрестка — это светофор. Дети де-
лятся па две группы — пешеходы и автомобили. Раздается свисток
ведущей. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт.
Если допускаются нарушения Правил дорожного движения, ведущая
свистит, называет имя нарушителя.

Тот выбывает нз игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.

После подсчета очков, объявляется победитель. Команда-
победительница получает приз — настольную игру по Правилам до-
рожного движения. Участники команды награждаются значками
« Отл и ч н ик- пеш е хо д».

В конце занятия целесообразно разучить с детьми

комплекс общеразвившощих упражнений «Автомобили»

/. «Проснулись, потянулись»

Исходное положение (и.п.) - основная стойка, наклон головы
вниз, руки за головой, локти вниз.

Руки вверх - в стороны, голову поднять, прогнуться - глубокий
вдох; вернуться в и.п - выдох.

2. «Заводим мотор»

И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны.

Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями
кистей рук перед грудью.

3. '(Проверяем ремни безопасности».

И.п. - стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища


Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.

4. «Проверяем тормоза».

И.п. - стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения
стопой левой - правой ноги поочередно.

5. «Поехали!»

И.п. - о.с, выполняем ходьбу на месте, переходящую, в бег.
(Подвести итог занятия методом опроса.)Игра «Светофор»


Зрительный зал делится на две команды. Когда Светофор зажигает
зеленый свет, ребята должны топать ногами, будто идут, когда горит
желтый свет — дети хлопают в ладоши, при красном свете в зале
должна быть тишина.

Перед началом игры надо обязательно провести репетицию, чтобы
все поняли условия игры. Выигрывает та команда, ребята которой
окажутся более внимательными.

Светофор задает участникам вопросы.

  1. На какой сигнал регулировщика можно переходить улицу?

  2. Почему нельзя пересекать бегом проезжую часть дороги?

  3. Транспорт надо обходить спереди или сзади?

  4. Какие обозначения указывают на место перехода?

5. Идя по тротуар)', видишь, что из ближайшего двора выкатился
мяч. Что ты должен делать? (Задержать того, кто бросился бежать
вслед за мячом).

6. Каким машинам разрешено ехать на красный свет?

Затем Светофор объявляет соревнование двух команд по сборке
светофоров.

Командам вручаются жезлы и объясняется задание: кто быстрей и
без ошибок закончит сборку светофора. В двух коробках находятся по
7 серых прямоугольников и по одному красному, желтому, зеленому.
По сигналу участники команд по очереди подбегают к коробкам, вы-
нимают из них по одному прямоугольнику, строят из них светофор,
возвращаются на место и передают жезлы следующим. Второй ученик
берет из коробки следующий прямоугольник, продолжая сборку све-
тофора. Прямоугольники кладут один на другой в определенной цвето-
вой последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, се-
рый, зеленый, серый, серый, серый.

По окончании игры Светофор подводит итоги.

Свистулькин: Шум, движенье, гул моторов.

Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофоров лом игры все команды
выстраиваются на линейку.

После вступительного слова ведущего комНе умеешь разбираться.
Светофор — учитель строгий.
Пешеходу он твердит:
«Стой! Вниманье! Прочь с дороги!

Приготовься, путь открыт!

Красный свет горит, гляди!

Путь опасен! Пережди!»
Петя Светофоров: А теперь у светофора

Загорелся желтый глаз,

Это значит- очень скоро

Светофор пропустит нас.

Сеет зеленый, но, пожалуй,

Рано в путь пускаться нам,

Не мешало бы сначала

Поглядеть по сторонам.

Транспорт здесь имеет право

Поворачивать направо.

Надо очень осторожно

Улицу переходить,

А не то, пожалуй, можно

Под колеса угодить.
Свистулькип: Светофор-распорядитель

Объявляет: «Стой, водитель!
Ставь машину в нужный ряд.
Пешеходы, проходите,
А машины постоят».
Остановлено движенье,
Пешеходам — уваженье!
Свет зеленый светофора,
Но не движется народ.
Знай, пойдут машины скоро
Здесь на левый поворот.

Светит стрелка небольшая

Переход не разрешая.

Игра «Кто лучше знает правила движения»


Петя Светофоров объясняет детям, что кто быстрее п правильно
ответит на вопросы, тот лучше знает правила движения. За каждый
правильный ответ - кружок, вырезанный из плотной цветной бумаги.
Побеждает тот, кто получит больше кружков. Будьте внимательны!

Петя Светофоров задает вопросы, а ученики отвечают.

1. Где должны ходить пешеходы? (По тротуару.)

А где ездят машины? (По проезжей части.)

  1. Где можно перейти улицу? (По переходу.)

Можно этот вопрос начать с показа картинки перехода и спросить
учащихся:

  1. Что это такое? (Пешеходный переход.)

  2. Как ты узнал? (Висит знак «Пешеходный переход».)

- Правильно! Ребята, переходить улицу нужно только по пешеход-
ному переходу, и поможет нам в этом светофор. Игра «Знайте правила движенья, как таблицу
умноженья»

В игре участвуют 4 команды. Перед начаандам раздаются лис-
точки, на которых написаны названия команд: «Трамвай», «Троллей-
бус», «Автобус», «Автомобиль».

1-е задание (станция)
Каждая команда должна с помощью пантомимы изобразить свое на-
звание. Остальные команды угадывают, как называется команда. Жюри
выставляет в маршрутный лист первые оценки (от 1 до 5 баллов).

Далее командиры получают маршрутные листы, и команды расхо-
дятся по станциям.

2-3-4-5-6-7-8— 1-я команда.
3-4-5-6-7-8-2 -— 2-я команда.
4-5-6-7-8-2-3 — 3-я команда.
5-6-7-8-2-3-4 — 4-я команда.

2-я станция: «Музыкальная»
Исполнить песню, в которой говорится о дорогах, машинах, пеше-
ходах и т. д.

3-я станция: «Азбука дорог»
Ведущий читает стихотворение, команда находит соответствую-
щий дорожный знак (карты со знаками разложены на столе или разве-
шаны на доске),

1. Всем знакомые полоски 3. На машинах здесь, друзья,
Знают дети, знает взрослый, Ехать никому нельзя,

На ту сторону ведет Можно ехать, знайте, дети,

Пешеходный (переход). Только на (велосипеде).



2. Эй, водитель, осторожно! 4. А здесь, ребята, не до смеха.
Ехать быстро невозможно. Ни на чем нельзя здесь ехать,
Знают люди все на свете: Можно только своим ходом,

В этом месте ходят (дети). Можно только (пешеходам).


Подвижные игры

Подвижные игры помогают дать младшим школьникам знания
по правилам движения в занимательной форме, привить им умения и
навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению
транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду води-
телей транспортных средств, к работе сотрудников ГИБДД.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются на-
выки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях,
наилучшим образом реагировать на неожиданную Егавую ситуацию.
Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллек-
тиве подчинять свои интересы интересам окружающих.

Игра «Автобусы»

«Автобусы» — это команды детей: «водитель» и «пассажиры».
В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» пер-
вые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к
своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним при-
соединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают
тот же путь н т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда авто-
бус (передний игрок - «водитель») возвратится на место с полным со-
ставом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает
команда, первой прибывшая на конечную остановку


Игра «Автоинспектор и водители»


В игре участвуют 5—б человек.

На площадке для игры проводят мелом 4—5 параллельных линий,
означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины
(стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей
имеются талоны прав шофера (прямоугольники га картона). С проти-
воположной стороны площадки лицом к водителям садится автоин-
спектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти
ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоин-
спектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель,
правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается
до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это. получает
прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание авто-
инспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре
прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без заме-
чаний, становится автоинспектором, автоинспектор — водителем. Игра
повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны
прав шофера и включаются в игру. Игра «Будь внимательным»
Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и
внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения.
По сигналу; «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» -
шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Игра «Веселый трамвайчик»

Мы - веселые трамвайчики.

Мы не прыгаем, как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики.
Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры,
они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может пере-

везти только одного пассажира, который занимает своё место в обруче.
Конечная остановка на. противоположной стороне зала.


Игра-аттракцион «Внимание, пешеход»


Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три
цвета сигналов светофора.

Регулировщик — ученик старшего класса — показывает ребя-
там, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех
жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад,
при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того,
кто ошибется, регулировщик штрафует - лишает права участвовать в
игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается
значок, открытка, книжка и т. п.


Игра «Гараж»


По углам площадки чертят 5-8 больших кругов - стоянки, для
машин - гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 круж-
ков - машины (можно положить обручи). Общее количество машин
должно быть на 5-8 меньше числа играющих.

Дети идут по кру1у, взявшись за руки, под звуки музыки. Как
только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на
любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.

Игра «Грузовики»


Играющие держат в руках автомобильные рули - это грузовики.
Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен
небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так
быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз ~
этот мешочек?


Игра «Да или нет»


Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и
обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопро-
сом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофо-
ра?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не усту-
паешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быст-
ро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на
вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»),
надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая
отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачи-
вать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку
эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно
сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вы-
зывая смех к оживление окружающих.


Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»


Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик
дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, про-
износя при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир.
Если водящий сказал слово « Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен
быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: ули-
ца, тротуар, обочина и т. д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает
названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно отве-
тить - светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику
дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.


Игра «Дорожное-недорожное»


Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка
отделяется от другой па один шаг (можно играть на широкой лесенке),
игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно
мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово - игрок
должен поймать мяч, «недорожное» — пропустить или отбросить, при
соответствии действий игрока названному слову, игрок переходит к
следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становит-
ся водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.


Игра «Заяц»


Едет зайка на трамвае.

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

кто я: заяц или нет?»

(А.Шибаев)

«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые уса-
живаются на стулья - сидячие места в трамвае. Но стульев па один
меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то
остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник
убегает.


Игра «Запомни сигналы регулировщика»


Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми.
Кто перед ним на мостовой

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.
Дети делятся на команды, в каждой из них выбирают капитана.
Команды располагаются за стартовыми линиями — одна напротив


другой. Расстояние между командами 20—30 м.

Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограни-
чивают полосу шириной 2—3 м, в шахматном порядке раскладывают
флажки.

По сигналу регулировщика дорожного движения ([фасный свет ~
руки вытянуты в стороны или опущены ~ стой; желтый свет ~ правая
рука с жезлом перед грудью - приготовиться; зеленый свет - регули-
ровщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или
опущены - иди) игроки быстро подбегают к флажкам и стараются со-
брать их как можно больше. Через установленное время но команде
регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, бы-
стро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки,
принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко.
Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила игры:

1. Во время перебежки игроку разрешается собирать любое ко-
личество флажков, лежащих на земле.

2. Запрещается отнимать флажки друг у друга.

3. За линии, ограничивающие место для флажков, заступать
нельзя.

4. Капитаны команд играют на равных правах со всеми.


Игра «Знающий пешеход»


Правил дорожных на сеете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья ~
Знать, как таблицу должны умноженья:
На мостовой - не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом со-
ревнования. Дети строятся но командам. Они должны пройти путь,
например, от школы к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пеше-
ходной дорожке, дети должны остановиться и выполнить практиче-
скую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и
действующим светофором, потом спросить: «Улица, улица, можно нам
перейти дорогу?»

На что улица (ученица старшего класса) отвечает: «Можно, если
вы мне ответите на один вопрос». Задаёт один вопрос по Правилам
дорожного движения. И так у каждого перекрестка.

Отряд, который правильно ответит на все вопросы, придет
раньше в назначенный пункт, где ему будет вручен вымпел «Пешехо-
дам-отличникам». звания дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и
назвавший больше слов.


Игра «Кого назвали - тот и ловит»


Играющие располагаются по кругу. В центре - регулировщик
дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих
по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-
либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал
мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни
разу не был регулировщиком.


Игра «Лови — не лови» Игра «Иду по дорожке»


Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, на-

Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полу-
шаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мя-
чом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, напри-
мер: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч
надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в
этом случае мяч ловить не следует).

Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть.
При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сна-
чала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.


Игра «Назови шестое»


Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо,
кому бросает в руки мяч: «Назови шестое» — и перечисляет, напри-
мер, пять видов транспорта (или дорожных знаков и т. п.). Тот, кого
попросили продолжить перечень, должен поймать мяч и быстро доба-
вить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если
слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы,
если нет — водящий остается прежний.


Игра «Найти жезл»


Руководитель до начала игры прячет жезл для регулирования
дорожного движения на виду. Играющие стоят в шеренге или колонне
по одному.

По сигналу руководителя играющие двигаются в колонне по од-
ному вокруг зала, и каждый старается первым заметить спрятанный
предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс
и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный
предмет. Руководитель, чтобы убедиться в том, что срок действитель-
но нашел предмет, может к нему подойти и тихонько спросить. Игра
заканчивается, когда все или большая часть играющие нашли предмет.


Играющий, заметив спрятанный предмет, не должен останавли
ваться, замедлять движение, касаться или каким-либо другим способом
указывать другим игрокам место нахождения спрятанного предмета.


Игра «Найди пару»


Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорож
ных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть
партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг. Усложненение:
каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожных знак.


Игра «Необычный дорожный знак»


В этой игре детям предлагается придумать необычный дорож
ный знак. Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего
мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При
этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты
Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой и
неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом и др.). Педагог спраши
вает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кош
ку?» Дети отвечают: «Может!»


Игра «Огни светофора»


На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А еще
желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул
впереди - свободен путь - переходи.

В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожно
движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики вы
страиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигаете
зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при крас-
ном свете - все замирают на месте. Ошибившийся - выбывает из игр"
Когда, переходишь улицу - следи за сигналами светофора.


Игра «Паутинка»


Дети сидят в кругу. У водящего - регулировщика дорожного
движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей
называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль
проезжей части при наличии тротуара опасна». Саша держит нитку,
клубок бросает дальше: «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей
машины может привести к несчастному случаю». Сергей держит нит
ку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части
очень опасны».Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получится«паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на до-рогах.

Игра «Перекрёсток»


Ведущий встает в центре перекрестка — это светофор. Дети де-
лятся на две группы — пешеходы и автомобили. Раздается свисток
ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт.
Если допускаются нарушения Правил дорожного движения, ведущий
свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают
тс, у кого не будет ошибок.

Для победителей организуется автопробег на трехколесных ве-
лосипедах и самокатах.


Игра «Поиски жезла»


Два стула ставят на расстоянии 8-—10 м один от другого и на ка-
ждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повер-
нувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу руко-
водителя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего то-
варища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул.
Выигрывает тот, кто выполнит это раньше.


Игра «Разные машины»


Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает; «Гру-
зовые машины!» — и грузовые машины быстро едут к своей черте. А
легковые машины пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий за-
поминает (или кто-то отмечает) число осаленных. Наступает черед
легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники,
которых настигли грузовые машины, И так несколько раз. Ведущий не
обязательно вызывает команды строго но очереди — интереснее будет,

если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лнш
чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в кон
концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения
игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ц»
ны лег-ко...»


Игра «Регулировщик»


Во время ходьбы в колонне по одному учитель (он идет первый,
меняет положение рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину)
Дети выполняют за ним все движения, кроме одного, - руки на поясе.
Это движение - запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя
становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время
запрещенным движением объявляется другое.

Физкультминутка
Постовой стоит упрямым (шагаем па месте)
Людям машет: Не ходи!

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки па месте)


Игра « Светофор»


Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков),
подобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя
Водящим в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет,
игроки, у которых данный цвет имеется на одежде, спокойно перехо
дят, остальные «нарушители» должны перебежать через «дорогу», о
ленный «нарушитель» становится водящим.


Игра «Сигналы светофора»


Две команды по 12—15 человек выстраиваются полукругом,
на слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя све-
тофор — два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета
вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая).

Руководитель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать
правила движения на улице, переходить ее только в установленных
местах, где надпись «переход», сначала оглядываться налево, потом
направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен
светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С,Ми-
халкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться ... (опасно).
Свет зеленым говорит:
«Проходите, путь... (открыт).
Желтый свет — предупрежденье -
Жди сигнала для ... (движенья).
Затем руководитель объясняет правила игры:
- Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на
месте (начинать надо с левой ноги), кагаа. желтый — хлопают в ладо-
ши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал,
делает шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежут-
ки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на
месте больше участников.


Игра «Сдаём на права шофёра»


В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Иг-
рающие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные
знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне
знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные зна-
ки, поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За пра-
вильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек
картона). В конце игры подсчитываете^, кто из водителей получил
большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера I класса,другим соответственно шофера 2 и 3 класса.

Игрок, занявший первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.


Игра « Собери картинку»


От каждой команды («Светофор», «Автомобиль», «Пешеход»
или др.) при помощи считалки выбирается игрок для участия в игре.
Необходимо собрать разбросанные на дороге части картинки, чтобы
получилась картинка с тем же изображением, что и название команды.


Игра «Такси»

Группа детей делится на пары. Каждая пара («Такси») стоит
внутри одного обруча («Такси»), Каждый ребенок держит свою поло-
винку круга (обычно на уровне талии или плеч).

Дети бегают, стоя внутри обручей, пока играет музыка. Двое де-
тей аотмы двигаться с одинаковой скоростью и в одном направлении.
Каждый раз, когда музыка останавливается, дети из двух разных обру-
чей объединяются вместе. Игра продолжается до тех пор, пока макси-
мальное количество детей не поместится внутри обручей (до 6-8 человек).


Игра «Тише едешь..»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь
дальше будешь, раз, два, три, стоп», и оборачивается, игроки, которые-
в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не ус
вовремя остановиться, возвращается к стартовой черте. Победитель
первым достигший территории водящего, сам становится водящим
Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно с
резана {вносится элемент неожиданности), но последним словом все
равно должно оставаться — «стоп», только после него водящий может
обернуться.


Игра «Эстафета автомобилей»


Дети делятся на 2-4 равные команды и выстраиваются в колонну
по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принима
ют названий автомобилей: «Москвич», «Запорожец», «Жигули»
Перед впередистоящими игроками проводится стартовая черта. Впере
ди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится столб
(булава). На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Регули
ровщик дорожного движения громко вызывает любой автомобиль."
роки, носящие карточку с названием этого автомобиля, выбегают впе
ред, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно.
Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей
команды. Регулировщик дорожного движения вызывает автомобиль
вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»


Ведущий читает стихи, дети отвечают: «Это я, это я, это все
друзья», или молчат.

Ведущий: Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?
Дети: Это я, это я.

Это все мои друзья.
Ведущий: Кто летит вперед так скоро.

Что не видит светофора?
(Дети молчат)

Кто из вас, идя домой.

Держит путь по мостовой?
(Дети молчат.)

Знает кто, что красный свет -

Это значит — хода нет?
Детн: Это я, это я.

Это все мои друзья.

Ведущий: Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?
Дети: Это я, это я.

Это все мои друзья.
Ведущий: Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?
Дети: Это я, это я.

Это все мои друзья.
Ведущий: Кто, пусть честно говорит,

На трамвае не висит?
Дет»: Это я, это я,

Это все мои друзья.
Знает кто, что красный свет
Означает - хода нет.
Дети: Это я, это я,

Это все мои друзья.
Ведущий: Знает кто, что свет зелёный,-
Путь открыт.

Желтый сеет - внимание?
Дети: Это я, это я,

Это все мои друзья.
Ведущий: Кто ГАИ помогает,

За порядком наблюдает?
Дети: Это я, это я,

Это все мои друзья.

Подвижные игры по Правилам дорожного движения
Займи свое место

В эту игру хорошо играть с дошколятами. Она проводится на лю-
бой открытой площадке. Каждый из игроков чертит себе цветными
мелками один из кружков (сигналов светофора: красный, желтый, зе-
леный) и занимает его.

Ведущий находится в центре площадки и говорит: «Раз. два, три!
Из светофора выходи!» Все выходят из свои* кружков (мест) и разбе-
гаются по площадке. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три! В све-
тофор беги!»

Играющие стараются как можно быстрее занять свое место (кру-
жок). Ведущий тоже старается занять какой-либо свободный кружок
(место). Тот, кто не успел занять свое место, становится ведущим.
Три чудесных цвета

Играют три команды по три и более человек. Все игроки встают ряд по линии старта. Перед этой линией на определенном рассгоя
перед каждой командой устанавливаются флажки: 1-я команда —
ный, 2-я команда - желтый, 3-я команда - зеленый.

В руках у первого игрока каждой команды по воздушному шар
(соответственно красного, желтого и зеленого цвета). Шарики мо
заменить надувными мячами тех же цветов.

По свистку ведущего или команде: «Начали!» - каждый игрок
манды (первый), играя в воздухе шариком (или мячом), обходит с
флажок (с любой стороны), возвращается на линию старта и перс
шарик следующему игроку своей команды. Задачу можно видоиз
нить, если флажки отодвинуть от линии старта и дать команду обе-
их па скорость.

Побеждает та команда, которая быстрее закончит игру (верн
на старт), не потеряв при этом своего шарика (мяча).

Хозяин перекрестка
Играющие разбиваются на две команды (от 5 до 10 человек), ка-"
из них должна приготовить по три кружка (или воздушному шарн
красный, желтый, зеленый. Роль регулировщика выполняет юный инс!
тор движения. Он в форме (с жезлом). Обращаясь к игрокам, ое! говор
Не волнуется народ, через улицу идет.
Я стою на перекрестке,
Я - инспектор ДПС.
Все машины одному
Покорны жезлу моему.

  • О ком это стихотворение?

  • Для чего он стоит на перекрестке?

(Игроки отвечают на вопросы ведущего - юного инспектора движения).

- Правильно. Это регулировщик. Полосатая палочка (показы
ее), которую держит в руках милиционер-регулировщик, пазывас
(ждет ответа ребят - жезлом). Правильно.

Регулировщик «разговаривает» только жестами: поворачива
влево и вправо, взмахивает жезлом - то поднимет его, то опустит,
вайте разберемся, что означают жесты «хозяина» перекрестка («хо
на» дороги). Для пешеходов сигналов немного.

Юный инспектор движенья опускает руку с жезлом вниз (или
водит руки в стороны), стоя к игрокам боком.

- Какому сигналу светофора соответствует такое положение кор
регулировщика и можно ли переходить дорогу?

Играющие должны поднять красные кружки (или шарики), что озна
что дорогу переходить нельзя. Кто из игроков ошибся, выбывает из игры.
Я стою к тебе лицом -

ряд по линии старта. Перед этой линией на определенном рассгоя
перед каждой командой устанавливаются флажки: 1-я команда —
ный, 2-я команда - желтый, 3-я команда - зеленый.

В руках у первого игрока каждой команды по воздушному шар
(соответственно красного, желтого и зеленого цвета). Шарики мо
заменить надувными мячами тех же цветов.

По свистку ведущего или команде: «Начали!» - каждый игрок
манды (первый), играя в воздухе шариком (или мячом), обходит с
флажок (с любой стороны), возвращается на линию старта и перс
шарик следующему игроку своей команды. Задачу можно видоиз
нить, если флажки отодвинуть от линии старта и дать команду обе-
их па скорость.

Побеждает та команда, которая быстрее закончит игру (верн
на старт), не потеряв при этом своего шарика (мяча).

Хозяин перекрестка
Играющие разбиваются на две команды (от 5 до 10 человек), ка-"
из них должна приготовить по три кружка (или воздушному шарн
красный, желтый, зеленый. Роль регулировщика выполняет юный инс!
тор движения. Он в форме (с жезлом). Обращаясь к игрокам, ое! говор
Не волнуется народ, через улицу идет.
Я стою на перекрестке,
Я - инспектор ДПС.
Все машины одному
Покорны жезлу моему.

  • О ком это стихотворение?

  • Для чего он стоит на перекрестке?

(Игроки отвечают на вопросы ведущего - юного инспектора движения).

- Правильно. Это регулировщик. Полосатая палочка (показы
ее), которую держит в руках милиционер-регулировщик, пазывас
(ждет ответа ребят - жезлом). Правильно.

Регулировщик «разговаривает» только жестами: поворачива
влево и вправо, взмахивает жезлом - то поднимет его, то опустит,
вайте разберемся, что означают жесты «хозяина» перекрестка («хо
на» дороги). Для пешеходов сигналов немного.

Юный инспектор движенья опускает руку с жезлом вниз (или
водит руки в стороны), стоя к игрокам боком.

- Какому сигналу светофора соответствует такое положение кор
регулировщика и можно ли переходить дорогу?

Играющие должны поднять красные кружки (или шарики), что озна
что дорогу переходить нельзя. Кто из игроков ошибся, выбывает из игры.
Я стою к тебе лицом -

Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго -
Значит, занята дорога.
Юный инспектор движения поднимает руку с жезлом вверх.

- Какому сигналу светофора соответствует рука, поднятая с жез-
лом вверх? Можно ли переходить дорогу?

Играющие должны поднять желтые кружки (шарики). (Переход
дороги запрещен). Кто ошибся, выбывает из игры.
Если руку подниму -
Нет движенья никому.
Юный инспектор движения опускает руку с жезлом вниз (или
разводит руки в стороны), стоя к игрокам боком.

- Какому сигналу светофора соответствует это положение корпуса
регулировщика и можно ли переходить дорогу?

Играющие поднимают зеленые кружки (шарики); дорогу пере-
ходить можно. Кто опять ошибся, выбывает из игры.

Теперь я боком повернулся -
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи.
Побеждает та команда, у которой осталось большее количество
игроков.


УГАДАЙ* КАКОЙ ЗНАК

Цель игры:

  1. Учить детей различать дорожные знаки.

  2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными эна
ниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: преду
преждающими, запрещающими, информационно-указательными и знакам]
сервиса.


Ход игры

Первый вариант

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребе-
нок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак
этой группы.


Второй вариант

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, пока-
зывают его н рассказывают, что он означает.


Третий вариант

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают нх, затем каждый
ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгады-
вают знак по описанию.

УЛИЦА ГОРОДА

Цель игры:

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о
правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.

Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пещеходы, свето-
форы, дорожные знаки.

Хал игры

Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает _ряд вопросов.
Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям:
Какие дома на нашей улице?

Какое движение на нашей улице - одностороннее или двухстороннее?

Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины?

Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить?

Что обозначает пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие-дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназна-
чены?

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожшают?
Как надо вести себя в автобусе?

29

■■ Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая пра-
вила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода.
Выигрывает тот, кто справился с ролью водителя и пешехода.


ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК

Цель игры:

1. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорож-
ный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (преду-
преждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велоси-
педах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круго-
вое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоян-
ки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»,
«Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслу-
живания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой ме-
дицинской помонш», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт пита-
ния», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса).

2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пеше-
ходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых
домов, автостоянки, перекрестки.

Ход игры

Детям предлагается:

1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.

2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Де-
ти», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный перехода.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки
правильно и быстоо.


ТЕРЕМОК

Цель игры:

(. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов
и водителей).

2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорож-
ный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд
запрещен» (велосипедисту, водителю), «Движение на велосипедах запреще-


Рекомендации родителям
младших дошкольников

Раздаются каждому родителю при проведении собрания, «круглого стола».
Уважаемые мамы и папы!

Вы являетесь образцом поведения. Вы - объект любви и подражания
для ребёнка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете
шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

Чтобы Ваш ребёнок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к
правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

  • Ваш ребёнок должен играть только во дворе под Вашим наблюдением
    и знать: на дорогу выходить нельзя!

  • Не запугивайте ребёнка, а наблюдайте вместе с ним и используйте
    ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с
    транспортом, пешеходами.

  • Знакомьте малыша с транспортом, пешеходами.

  • Развивайте у ребёнка зрительную память, внимание. Для этого
    создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках
    впечатления от увиденного. Пусть Ваш малыш сам приведёт Вас в
    детский сад, а из детского сада домой.

В этом возрасте Ваш ребёнок должен знать:
на дорогу выходить нельзя;

дорогу переходить можно только со взрослыми, держась за руку.
Вырываться нельзя;

переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
пешеходы - люди, которые идут по улице;

чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не
попал под машину, надо подчиняться светофору:

Красный свет —

Движения нет.

А зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт»;
машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют шофёры
(водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога,
мостовая);

когда мы едем в автобусе, троллейбусе, нас называют пассажирами;
когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться
за руку мамы, папы, поручень.

Экскурсия по улице.


Программное содержание: закреплять знания детей о правилах
дорожного движения..


Во время экскурсии дети узнают, что в городе много улиц. Они
тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются.

Учитель предлагает детям вспомнить, как называется место
пересечения улиц /перекресток/.

У детей закрепляются понятия «переход» /наземный или
подземный/, «островок безопасности».

Учитель спрашивает детей, как называется улица на которой
находится школа. Предлагает пройти по тротуару, придерживаясь
правой стороны. Дойдя до перекрестка, учитель спрашивает детей, как
называется это место.

-Перекресток - это место, где пересекаются улицы или дороги. На какие
части делится дорога?

Проезжая часть для машины, тротуары для пешеходов.

Какое движение на этой улице /одностороннее, двустороннее/?

Если движение двустороннее, то учитель просит детей подумать, как

это они определили /машины едут навстречу друг другу/.

Затем учитель обращает внимание детей на наличие пешеходной
дорожки или подземного перехода и предлагает сказать, как
регулируется движение в этом месте. Дети наблюдают за пешеходами
и водителями транспорта.

Учитель читает детям стихотворение.


Посмотрите постовой встал на нашей мостовой-

Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул,

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда и не едут никуда.

Не волнуется народ - через улицу идет.

А стоит на мостовой, как волшебник, постовой.

Все машины одному подчиняются ему.

ЯПишумов.


После этого дети наблюдают за действиями пешеходов.

Учитель подчеркивает, что каждый пешеход, прежде чем пройти
улицу, должен определить, какое на ней движение, так как от этого
зависят правила перехода, надо посмотреть налево, а дойдя до

середины, - направо. Неуспевшие перейти улицу, останавливаются на ее
середине /«островке безопасности»/.

Если на улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону,
откуда едут машины. Учитель объясняет детям, что через дорогу
пешеходы идут спокойно, придерживаясь правей стороны, а строгое
выполнение правил дорожного движения, дисциплина самих пешеходов
делают движение по улицам безопасным.


Во время наблюдения учитель может обратить внимание детей на то,
что старику /старушке/, инвалиду помогают перейти через дорогу, как
сотрудник ГАИ останавливается движение машин, чтобы женщина
могла спокойно перевезти коляску с ребенком, или останавливает
движение и машин, и пешеходов, давая возможность проехать машине
«Скорой помощи».

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ

«Знакомство с улицей»

(младшая группа)

Цели:

  • уточнить представления детей об улице, проезжей части,
    тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе;

  • дать элементарные знания о правилах поведения на улице;

  • уточнить понятие «пассажир», закрепить его употребле-
    ние в речи.

* * *

Пройдя немного по улице, педагог останавливает детей и обращает
их внимание на то, что они видят вокруг.

Педагог. Посмотрите, какая наша улица широкая, красивая.
У каждой улицы есть название. Эта называется .,. На ней большое
количество домов. По проезжей части едет много разных машин.
Какие машины вы видите?

Дети. Грузовые, легковые.

Педагог. Правильно. А какие машины называются грузо-
выми?

Дети. Которые возят груз.

Педагог. А какой транспорт перевозит людей?

Дети. Автобусы, трамваи.

Педагог. Как называют людей, которые в них едут?
Дети. Пассажиры.
Педагог. Где едут машины?

Если дети затрудняются ответить, педагог подсказывает им.

Машины едут по проезжей части. Место, где ходят люди, называ-
ется тротуаром. Мы идем с вами по тротуару. Кто запомнил, как
называется место, где ходят люди?
Дети. Тротуар.

Педагог. Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по
проезжей части, люди ходят по тротуару.

Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и рассказать, что еще
они видят на улиис. Вопрос активизирует внимание дошкольников
при выделении отдельных объектов (дома, деревья и т.д.).

Далее педагог подводит итог.

Сегодня мы ходили по улице, она широкая, красивая, на ней
много машин. Ездят они по проезжей части. Люди ходят по тротуару. Они идут, не мешая друг другу. На улице мы видели разные
дома: высокие и низкие.

«Наблюдение 3а светофором»

(младшая группа)

Цели:

  • уточнить представление о сигналах светофора;

  • закрепить знания правил перехода проезжей части.

* * *

Перед прогулкой педагог предлагает детям послушать стихотворение.
Педагог

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь —
Зеленый, желтый, красный.

О чем говорится в стихотворении?
Дети. О светофоре.

Педагог. Сегодня мы подойдем поближе к светофору и по-
смотрим, как его огни регулируют движение.

Достигнув места наблюдения, педагог следит за тем, чтобы дети не
мешали пешеходам и в то же время могли свободно наблюдать за сиг-
налами светофора.


При красном сигнале светофора

Педагог. Дети, как выдумаете, можно сейчас переходить ули-
цу? Почему? А на какой сигнал светофора разрешается идти?

Дети отвечают.

При зеленом сигнале светофора

Педагог. Посмотрите, люди спокойно переходят улицу. А вот
сигнал светофора изменился. Кто заметил, какой сигнал после
зеленого?

Дети. Желтый.

Педагог. Правильно, желтый. Он предупреждает водителей и
пешеходов о том, что сигнал меняется, надо быть внимательным.

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый свет — предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит:
«Пешеходам путь открыт!»

Давайте посмотрим, как меняются сигналы, как ведут себя в
это время пешеходы и движется транспорт.

Руководя наблюдением детей, педагог помогает им проследить связь
между сигналами светофора, действиями пешеходов и водителей.


«Пешеходный переход»

{средняя группа)

Цели:

  • учить находить пешеходный переход;

  • познакомить с правилами перехода проезжей части по пе-
    шеходному переходу;

  • воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.

* * *

Перед прогулкой педагог просит детей вспомнить правила поведе-
ния на улице.

Педагог. Отгадайте загадку:

Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.

Дети. Это пешехотык переход.

П&лагог. Правильно. Сегодня мы пойдем к пешеходному пе-
реходу. А вначале повторим правша поведения на утт.

Дети рассказывают, педагог уточняет, дополняет.

Подойдя к проезжей части, где нет пешеходного перехода

Педагог. Можно ли здесь перепт на другую сторону?
Дети. Нет.

Педагог. Почему нельзя? А где можно?
Дети отвечают.

Подойдя к пешеходному переходу

Педагог

Полосатая лошадка
Через улицу ведет.

Свет зеленый говорит:
«Пешеходам путь открыт!»

Давайте посмотрим, как меняются сигналы, как ведут себя в
это время пешеходы и движется транспорт.

Руководя наблюдением детей, педагог помогает им проследить связь
между сигналами светофора, действиями пешеходов и водителей.



Пешеходный переход»

(средняя группа)

Цели:

  • учить находить пешеходный переход;

  • познакомить с правилами перехода проезжей части по пе-
    шеходному переходу;

  • воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.

* * *

Перед прогулкой педагог просит детей вспомнить правила поведе-
ния на улице.

Педагог. Отгадайте загадку:

Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.

Дети. Это пешеходный переход.

Педагог. Правильно. Сегодня мы пойдем к пешеходному пе-
реходу. А вначале повторим правила поведения на улице.

Дети рассказывают, педагог уточняет, дополняет.


Подойдя к проезжей части, где нет пешеходного перехода

Педагог. Можно ли здесь перейти на другую сторону?
Дети. Нет.

Педагог. Почему нельзя? А где можно?
Дети отвечают.

Подойдя к пешеходному переходу

Педагог

Полосатая лошадка
Через улицу ведет.





Здесь нам очень осторожно
Можно сделать переход.

Но прежде чем переходить проезжую часть, нужно посмотреть
налево, направо, чтобы убедиться: близко нет машин, и только
тогда переходить.

Как вы думаете, можно ли торопиться при переходе проезжей
части?

Дети. Нет.

Педагог. Правильно. Переходить нужно шагом, нельзя то-
ропиться и раз го сари л ать. При этом необходимо быть очень вни-
мательными!

А еше на пешеходном переходе есть вот такой знак (показыва-
ет знак «Пешеходный переход»). Какого он цвета? Что на нем изоб-
ражено? Что обозначает этот знак?

Дети отвечают.

Запомните правило: проезжую часть можно переходить только там,
где есть светофор или пешеходный переход.


«Дорогкные знаки»

{старшая группа)

Цели:

  • закрепить названия и назначение дорожных знаков;

  • определить, какие дорожные знаки предназначены для во-
    дителей, а какие — для пешеходов;

  • убеждать в необходимости соблюдать правила дорожного
    движения.

# * #

Перед прогулкой педагог просит детей вспомнить, что такое до-
рожные знаки.

Педагог. Отгадайте загадку:

По обочине дороги,
Как солдатики, стоят.
И мы строго выполняем
Все, что нам они велят.

Дети. Это дорожные знаки.

Педагог. Правильно. Вы уже видели на улице разные дорож-
ные знаки и со многими знакомы. Как вы думаете, для кого их
ставят?

Дети. Для водителей и пешеходов.

Педагог. Сегодня мы определим, какие знаки — для водите-
лей, а какие — для пешеходов.

Около проезжей части

Педагог. Ребята, какие знаки есть на этой улице?

Дети отвечают.

Что означает этот знак?

Педагог показывает на знак, уточняет его название, цвет, форму и
вместе с детьми определяет, для кого он предназначен: водителя или
пешехода (табл. 2).

Таблица 2

Дорожные знаки



№ ■

Название

Для кот

п/п

знака

предназначаете»

1

«Пешеход» ьш переход»

Дня водителя и пешехода

2

«Место остановки автобуса»

Дтя водителя автобуса и
пешехода

3

«Место стоянки»

Для водителя

4

«Дети»

И—

5

«Въезд запретен»

II--

6

«Движение прямо»

а—

Как вы считаете, для чего нужны дорожные знаки?

Дети отвечают.

Самый малый знак дорожный —
Он стоит не просто так!
Будьте, будьте осторожны!
Уважайте каждый знак!


«Перекресток»

(подготовительная к школе группа)

Цели:

  • уточнить знания о перекрестке;

  • познакомить с правилами перехода проезжей части, где
    есть перекресток;

  • закрепить знания о правилах поведения на проезжей части.


61

У перекрестка

Педагог. Ребята, как называется место, где пересекаются
улииы?

Дети. Перекресток.

Педагог. Правильно, мы стоим на перекрестке. Скажите,
если мне надо перейти вон на ту сторону (показывает наиско-
сок), как правильно идти? (Педагог просит решить проблемную
ситуацию.)

Дети отвечают.

Почему нельзя переходить наискосок? Что нужно поискать на
улице?

Дети. «Зебру».

Педагог. Правильно. Разметку пешеходного перехода.

Если есть на перекрестке
Пешеходный переход.
Перейти дорогу просто
Здесь без риска и хлопот.

Почти у каждого перекрестка стоит светофор. Как перейти на
другую сторону проезжей части, ориентируясь на сигналы?

Дети отвечают.

Обязательно дождитесь, когда машины остановятся.
А как нам перейти, если нет светофора?

Дети отвечают.

При переходе нужно быть внимательным: подойдя к проезжей
части, убедиться, что близко нет машин, прекратить разговоры,
чтобы не отвлекаться, и шагом перейти на другую сторону.
Почему нельзя перебегать проезжую часть?

Дети отвечают.

На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Помните их везде и всегда,
Чтоб не случилась с вами беда!








Приложение 3

Методические указания по проведению «минуток»
безопасности движения

«Минутка» — это кратковременное занятие по безопасности
движения 0—2 минуты), которое проводится воспитателями
старших групп дошкольных учреждений перед тем, как дети пой-
дут домой.

Цель «минутки». Человек движется по улице на основе навыков:
навыков движения и навыков наблюдения (оценки обстановки,
прогнозирования). Эти навыки приобретаются на практике еже-
дневно, при движении по улицам и дорогам, переходе через доро-
гу, с каждым шагом и с каждым взглядом. Часто такое стихийное
обучение приводит к закреплению неправильных навыков, ибо
ошибка или нарушение на улице далеко не всегда приводят
к неприятным последствиям. Цель «минутки» - повлиять на про-
цесс стихийного формирования навыков поведения на улице
во время движения по ней путем создания у детей соответству-
ющей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги»
и «безопасности».

Желательно, чтобы ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосоз-
нанно изучал ее, познавая ее «секреты», поскольку улица лишь
на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд
«ловушек» - обманчивых ситуаций. Для этой цели при проведении
«минутки» нельзя ориентироваться только на напоминания, пост-
роение известных положений типа «будьте осторожны». Необходи-
мо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный
вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрыти-
ем закономерностей улицы, не столько «что», сколько «почему»,
или разбирая конкретный случай на улице с ребенком.

Методика проведения «минутки». Внимание детей переключается
на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного
вопроса из «вопросника», приложенного к методике «минуток», где
ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности дви-
жения, поданный в проблемной и занимательной форме.

«Минутку» следует проводить еженедельно или познакомить роди-
телей с содержанием «минуток» через различные формы наглядной
агитации.


1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!