СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра - это неотъемлимая часть  жизни ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности. Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре. На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений. Игры, которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми, как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях. Игра «Что бывает?» Цель: развитие речи и мышления. Возраст: любой. Описание игры: ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих, играющего — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком. Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д. Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д. Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре. Игра «Зоопарк» Цель: развитие воображения, раскованности в движениях, коррекция эмоциональной отгороженности. Возраст: любой. Описание игры: Участники сидят в кругу, ведущий показывает движение характерное для задуманного им по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники меняются. Игра «Перевоплощения» Цель: развитие творческого мышления, раскованности в движениях. Возраст: любой. Описание игры: В эту игру могут играть родители со своими детьми в течение дня. Ребенку предлагается перевоплотиться в какое либо животное, либо поменяться ролями стать мамой или папой и проигрывать эту роль. Ребёнок погружается в эту роль, затем происходит обсуждение, что он чувствовал, нравилась ли ему забота и т.д. Игра «Угадай и найди» Цель: развитие внимания, восприятия, памяти. Возраст: 4-7 лет. Необходимые приспособления: игрушки. Описание игры: взрослый рассказывает ребенку о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате. Комментарий: игра может происходить по схеме «ребенок — ребенок», т. е. взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать, что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т. д. Игра «Коробка переживаний» (релаксационное упражнение) Цель: снятие психологического напряжения, развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы. Возраст: любой. Описание игры: Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания. Дети высказывают «в коробку» свои переживая, обиды ,огорчения. Игра «Тень» Цель: развитие двигательной координации, быстроты реакции, установление межличностных контактов. Возраст: любой Описание игры: Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д Задача детей максимально точно повторять движения ведущего. Игра «Попробуй повторить» Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи. Возраст: Количество игроков может быть любым. Описание игры: Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается: Дарья дарит Дине дыню. Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще. В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи. Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон. Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше. Игра «Есть или нет?» Цель: развитие произвольности в общении, умения действовать по правилам. Описание игры: Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да», если не согласны, опускают кричат: «Нет!» Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы?Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки? Упражнение «Подарок» Цель: развитие коммуникативных способностей. Описание: Ребенку дается задание: Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас своему другу, маме, папе, воспитателю? Или: Если бы у нас был «Цветик-семицветик», какое бы желание ты загадал? Ребенок загадывает одно желание, отрывает от цветка один лепесток: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы... Комментарий: Игру можно проводить и в групповой форме. Игра «Что ты будешь делать?» Цель: развитие умения выходить из конфликтных ситуаций. Описание игры: Давай представим: 1. Двум мальчикам Пете и Вите понравилась машинка. Витя забрал машинку себе и не дает Пете. Ты - Петя, что ты будешь делать? Проигрывается несколько раз. 2. Нина и Катя решили одеть куклу, но заспорили, во что они ее будут одевать. Нина забрала одежду и куклу. Ты, Катя, что будешь делать? Проигрывается несколько раз. 3. Ты плохо себя вел. Учительница или мама обиделась. Что ты будешь делать? Проигрывается несколько раз. Игра «Клякса» Цель: развитие творческого воображения, умения фантазировать, снятие эмоционального напряжения. Возраст: любой Описание игры: В наличии должны быть гуашь и лист бумаги. Ведущий говорит, сейчас мы с тобой будем фантазировать. На лист бумаги нужно капнуть краской (произвольно) чтобы получилась клякса. Затем лист взять в руки и на сгибе этой кляксы, сложить его пополам, чтобы клякса отпечаталась. После чего лист раскрывается и ведущий, вместе с ребенком рассматривает, что получилось и на что это похоже. Игра «Разговор с руками» (И.В. Шевцова) Цель: научить ребенка контролировать свои действия, отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия. Количество играющих: взрослый и ребенок. Нео6ходимые приспособления: карандаши, лист бумаги. Описание игры: в эту игру играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т. д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», - и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок - 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора». Комментарий: игра может не получиться с первого раза, так как расторможенные дети с трудом переносят приобретенные навыки в повседневную жизнь, испытывают трудности в контроле за своими порывами. В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над проблемой. Игра «Узнай предмет» Цель: развитие восприятия и тактильной памяти. Возраст: 4-10 лет Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие предметы — игрушки, катушки, ручки и т. д. Описание игры: ребенку предлагается определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание немного другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет. Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета. Вместо мешка можно приготовить коробку необходимого размера (например из-под электрочайника) с боковой прорезью круглой формы. А если ее оклеить разными картинками, она станет настоящим украшением детского уголка. Игра «Возьмите себя в руки» Цель: обучение приемам саморегуляции. Описание: Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека». Игра «Врасти в землю» Цель: обучение приемам саморегуляции. Описание: Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека. Игра «Сказка с продолжением» Цель: развитие мышления, воображения, речи, коррекция личностной сферы. Описание: Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы ребёнок мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!