СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры для развития творческих способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс игр развивающих творческое воображение и сообразительность.

Развитие творческого воображения - это способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника. 

Просмотр содержимого документа
«Игры для развития творческих способностей младших школьников»

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ



НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?

Цель игры: увидеть предмет по отдельным его признакам.

Задачи игры:

  • Сделать игру интересной и привлекательной для 6-10 человек за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Развивать способность выражать нестандартные идеи в образной форме.

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; воспитание целеустремлённости и интереса.

  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

Игровое оборудование: несколько листов (4-5 для одной игры) на каждом нарисована какая-нибудь фигура.

Ход игры: Ребята, посмотрите у меня на листе нарисована какая-то фигура, давайте ее рассмотрим.

Организационный момент: Вы заметили, что фигурка похожа одновременно на несколько предметов?



Подумайте как выглядит каждая вещь. Придумайте чья она. А теперь давайте придумаем небольшую историю про то, что случилось с каждым предметом.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

ПОМОЖЕМ ХУДОЖНИКУ

Цель игры: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Задачи игры:

  • Сделать игру интересной и привлекательной для 6-10 человек за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; воспитание целеустремлённости и интереса.

  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

Игровое оборудование: рисунок со схематическим изображением человека, цветные карандаши или фломастеры. и.

Ход игры: У меня есть знакомый художник, но он не успел дорисовать картину (рассмотреть рисунок).

Организационный момент: Ребята давайте придумаем, что это за человек и дорисуем картинку. Подумайте кто здесь будет нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета будут глаза? Какого цвета волосы? Как одет человек?

Когда дорисуете, дайте имя вашему человеку. Подумайте, куда он идет? Что там случилось?

Игру можно проводить много раз. Дорисовывая, дополняя деталями: домик и собачку, поезд и машину, дерево и цветы. Важно, чтобы истории, сочиняемые детьми, включали в себя некоторые элементы неожиданности. Чтобы все истории не сводились к стандарту, как часто это делают дети: «Это мальчик Петя. Он идет гулять. Потом поест и ляжет спать. Тут тоже предложите неожиданность: «Идет Петя, садится на скамейку, как вдруг…» Но при этом помогите ребенку не заходить слишком далеко в своих фантазиях, ведь он еще не очень справляется со своим воображением, сочините вместе с ним небольшую, но законченную историю.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

УКРАСИМ ТОРТ

Цель игры: умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.

Задачи игры:

  • Сделать игру интересной и привлекательной для 6-10 человек за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Развивать беглость и гибкость мышления.

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Воспитание целеустремлённости и интереса.

  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

Игровое оборудование: карандаши, шаблон торта и коробок.

Ход игры:

  • Организационный момент: Спросить у детей. Когда их родители украшают обеденные столы тортом.

  • Описать все действия игры:

Попросить вспомнить детей, каким образом украшают торт ко дню рождения. Также вспомните и напишите на доске праздники и особые даты, которые можно было отметить с праздничным тортом на столе.

Чтобы дети начали предлагать нестандартные идеи, спросите их. Как можно было бы отметить, например, покупку щенка. Как красить торт, по поводу этого знаменательного события.

Предложите им нарисовать украшения на тортах. Можно предложить детям украсить различные коробки.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

ДОМ ЗВЕРЕЙ

Цель игры: умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.

Задачи игры:

  • Сделать игру интересной и привлекательной для 6-15 человек за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; воспитание целеустремлённости и интереса.

  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

Игровое оборудование: большой лист бумаги с изображением большого дома с большими окнами разной формы и величины, цветные карандаши.

Ход игры:

Организационный момент: Педагог демонстрирует детям большой лист бумаги. На этом листе нарисован заранее большой дом с большими окнами разной формы и величины. Окна могут быть большие и маленькие, прямоугольные и квадратные, круглые и треугольные, какие захотите, всего 4-5 окон. А потом можно брать карандаши и заселять дом.

Действия игры: Скажите ребёнку, что в этом доме живут разные звери, и настоящие, и такие, каких на свете не бывает. У каждого зверя свое окошко, кому какое подходит. Надо придумать зверя для каждого окошка и там его нарисовать. Фантазируйте вместе, как хотите, но помните, что надо будет объяснить, почему именно этот зверь живет в таком окошке.

После того как вы закончите рисовать, расскажите друг другу про своих зверей: как их зовут, чем они любят заниматься. А затем попробуйте придумать историю, которая однажды случилась в вашем доме зверей. Постарайтесь, чтобы все ваши звери приняли в ней участие, чтобы события в этой истории соответствовали внешнему виду и привычкам каждого из ваших выдуманных героев.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО?

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Задачи игры:

  • Сделать игру интересной и привлекательной для 15 человек за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

  • Воспитывать доброжелательные отношения, между детьми учитывая мнение других детей.

  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

Игровое оборудование: карточки с ситуациями.

Ход игры: Ребята, я вам сейчас буду предлагать разные ситуации, а вы назвать как можно больше причин произошедшего.

Организационный момент: Учитель задает ситуации:

-Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы?

-Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами?

-Речка вышла из берегов и окрестные луга?

-Подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настеж.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

Ход игры: Учащиеся разделяются на три команды по 5 человек. Придумывают название своей команде, выбирают капитана команды. Рассмотрев работы, предложенные учителем, учащиеся пытаются представить, на что похожи эти кляксы. Пытаются образно придать форму, воображая, на что они похожи. Предлагается с помощью фломастеров дорисовать недостающие элементы. Теперь каждому участнику команды предлагается изготовить свою кляксу. На середину листа выливается немного чернил или акварельная краска, лист складывается пополам. Затем участники игры разворачивают свои листы и по очереди говорят, на что похожа их клякса. Участники из соседних команд предлагают свои варианты, набирая по 1 баллу за каждый. Выигрывает та команда, у которой набралось больше баллов.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

ПОИСК СРАВНЕНИЙ

Цель:  развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Задачи игры:

  • Сделать игру интересной и привлекательной для 20 человек за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

  • Воспитывать доброжелательные отношения, между детьми учитывая мнение других детей.

  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

Игровое оборудование: карточки с ситуациями.

Ход игры: Ребята, я вам сейчас рассажу небольшую ситуацию, а вы подумайте, чем она может закончиться.

Нужно подобрать как можно больше сравнений. Победит автор наиболее оригинального сравнения.

«Зеркало сверкало в лунную ночь, как…».

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ПРЕДМЕТА

Цель игры: развитие творческого воображения; совершенствование способности видеть в одном предмете признаки других, иногда совершенно неожиданных.

Задачи игры:

  • Сделать игру интересной и привлекательной для детей за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Воспитывать желание рассматривать, находить схожее среди знакомых предметов, замечать, как те или иные предметы похожи по внешнему виду или назначению.

  • Развивать внимание и воображение, свободу творческого проявления.

  • Развивать эмоционально-образную сферу учащихся.

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Игровое оборудование: карточки с изображением предметов или медиапроектор (презентация); лист и ручка каждому участнику.

Ход игры:Участникам игры показывается какой-либо предмет, например «ведро». Нужно записать как можно больше других предметов, в качестве заменителей которых может быть употреблен заданный предмет. В данном случае можно записать «шляпа», «банка», «пакет», «горшок», «канистра», «кастрюля», «таз» и др.

«пучок травы» - например «веник», «макароны», «морковка», «хвост –прическа»

«куртка» - «пальто», «плащ», «олимпийка», «пиджак», «дождевик»

«квартира» - «дом», «дача», «коттедж», «таунхаус», «семья»

«облака» - «подушка», «вата», «пух», «овечка», «снег»

«карандаш» - «мел», «ручка», «фломастер», «маркер», «тушь»

«кольцо» - «браслет», «колье», «цепочка», «медаль»

Победитель тот, кто указал наибольшее число предметов, не повторяющихся у других игроков.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

ЗАБАВЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ

Цель игры: развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей и создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые, сами по себе не имеют никакого значения.

  • Сделать игру интересной и привлекательной для 6-10 человек за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; воспитание целеустремлённости и интереса.

  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

Игровое оборудование: рисунки со схематическим изображением фигур, цветные карандаши или фломастеры. и.

Ход игры: У меня есть знакомый художник, но он не успел дорисовать картину (рассмотреть рисунок).


-На что похоже, что ребята вы здесь видите?

Показать следующий пример.

Затем другой рисунок.

Класс можно разделить на команды. Каждый член команды добавляет к ней по одной линии.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

ОДЕНЬ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА В СПЕЦОДЕЖДУ

Цель игры: развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей; развитие наблюдений и воображения.

Задачи игры:

  • Сделать игру интересной и привлекательной для детей за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Воспитывать желание рассматривать, узнавать людей тех или иных профессии при помощи спецодежды, набора инструментов и применять их по назначению.

  • Развивать внимание и воображение, свободу творческого проявления.

  • Развивать эмоционально-образную сферу учащихся.

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

  • Развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей.

Игровое оборудование: карточки с изображением людей разных профессий или медиапроектор (презентация); лист А4 с изображением человека, фломастеры или цветные карандаши.

Ход игры: Перед выполнением основного задания спросите ребят, знают ли они такие профессии, в которых людям необходима специальная одежда. Спросите, как экипируются водолазы, пожарные, космонавты. Обсудите, зачем, для какой цели они это делают, какое спецснаряжение нужно им в работе.

Скажите детям, что человек на рисунке имеет очень необычную работу. Какую? Они должны это придумать сами. После этого предложите детям одеть этого человека в специальную одежду и придумать для него спецснаряжение, необходимое в работе. Участники рисуют все это и дают название рисунку. Потом дети делятся друг с другом своими идеями и обсуждают спецодежду своих персонажей.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

ЕЛКА С ПОДАРКАМИ

Цель игры: сформировать представление детей о форме предметов, их свойствах.

Задачи игры:

  • развивать зрительное умение, мелкую моторику, речь;

  • учить находить соответствие слово-предмет;

  • воспитывать доброжелательность, внимательность к сверстникам.

Игровое оборудование: вырезанные силуэты- мешочки, шаблон елки.

Ход игры: детям объясняются правила игры, повторяются правила ответа (не перебивая ответчика).

Основная часть: педагог крепит (украшает) фигурку мешочка на елку и загадывает загадку о содержимом. Дети должны угадать, что там находится. Потом представить свои варианты. Рассказать какой формы предмет, из чего сделан.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

УГАДАЙ, ЧТО ПОЛУЧИТСЯ

Цель игры: формирование образного мышления на основе схематического изображения.

Задачи игры:

  • развивать навыки работы карандашом;

  • формировать воображение, пространственное мышление;

  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

Игровое оборудование: лист бумаги, карандаши.

Ход игры: Организационный момент: напоминание о правильной осанке во время работы с карандашами, объяснение правил игры.

Основная часть: первый игрок рисует какой-нибудь предмет или просто линию на листе и говорит, что это может быть, следующий дорисовывает какую-нибудь деталь и говорит, что это может получится по его мнению. И так игра продолжается пока нельзя будет ничего добавить к рисунку. Побеждает тот, кто закончил рисунок.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.

ПЕРЕДАЧА СЛЕДСТВИЙ СОБЫТИЙ ПО ЦЕПОЧКИ

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Задачи игры:

  • Сделать игру интересной и привлекательной для 16 человек за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

  • Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

  • Воспитывать доброжелательные отношения, между детьми учитывая мнение других детей.

  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

Игровое оборудование: карточки с ситуациями.

Ход игры: Ведущий дает первому игроку полоску бумаги с написанным на ней событием, например: «В велосипеде прокололась камера». Первый игрок быстро пишет на другой полоске одно из следствий этого события и передает по цепочки второму и так происходит до последнего игрока. Ведущий зачитывает, что получилось.

Результат игры: данная игра способствует развитию показателей креативности. Которые являются основными компонентами творческости –беглости, гибкости, оригинальности, воображения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!