Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков
1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения сотрудничать
Задачи:
• учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;
• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;
• воспитывать доверительное отношение друг к другу;
• развивать чувство ответственности за другого человека.
Замри
Оснащение: «волшебная палочка». Описание игры
С помощью считалки выбирается водящий - «морской царь». Он будет следить за неподвижностью «морских фигур» и касанием «волшебной палочки» удалять (предлагать сесть на пол) тех, кто пошевелится.
Дети бегают по комнате, изображая руками движения волн.
Педагог или водящий произносит: - Море волнуется - раз. Море волнуется - два. Море волнуется - три. Морская фигура на месте замри!
Дети останавливаются и замирают в любой позе, которую стараются удержать до тех пор, пока педагог не скажет: «Отомри!» «Морской царь» выбирает нового водящего, игра возобновляется.
Звери на болоте
Оснащение: дощечки или листы бумаги. Описание игры
Педагог разделяет детей на пары, в каждой из которых один участник получает три листа, другой - один.
Педагог говорит:
-Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью дощечек. Тот, у кого дощечек больше, помогает своему партнеру выбраться ил болота.
По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. Оценивается готовность ребенка прийти на помощь своему другу, а также предложенные им варианты спасения.
Подвижная игра «Не намочи ног»
Цель. Учить детей проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Ход игры. Дети находятся с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается условно по две дощечки (два листика бумаги). Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.
Творческая игра «Рукавички»
Цель. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Ход игры. Для игры используются вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Необходимо разложить по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару и при помощи карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Воспитатель наблюдает, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель. Воспитание у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Воспитание уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Упражнение «Скажем как….»
Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь и т. д.
Обсуждение: какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?
Упражнение «Скажем так…»
- Каждому участнику предлагается произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.
- Произнести фразу: «На улице опять бегут ручьи» — с разными интонациями (восклицания, уныния, злости, вопросительной интонацией).
Упражнение «Испорченный телефон»
Все (или несколько человек) выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый, входя, выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в комнате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.
Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему показывается картинка, рассмотрев которую, он словесно описывает ее следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший передает (не видя картинки) следующему услышанное описание.
Далее идет обсуждение: почему искажен смысл? Как это происходило?
Упражнение «Закончи слово»
Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са...», поймавший отвечает: «...ша» (Саша) — и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Са...» — и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «мо» — и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «лет» (Са-мо-лет) -и бросает мяч ведущему и т. д.
Упражнение «Скажи ласково»
Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них. Правила несложные: бросая мяч ребенку, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме. Примеры: стул — стульчик
Упражнение «Кто что делает?»
Игра на закрепление знаний о многообразии профессий. Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию: Примеры: готовит — повар (кулинар, кондитер). Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.
Упражнение «Скажи наоборот»
Называется одно слово, а детям предлагается подумать, как его можно сказать по-другому. Например: умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, белый – черный и т. д. Можно подбирать синонимы к словам, т.е слова, которые означают одно и то же. Например, жесткий – твердый; печальный – грустный– несчастный…
Упражнение «Словесный волейбол»
В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.
Игра «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 14 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Игра «Найди ошибку»
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» 1. Зимой в саду расцвели яблоки. 2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. 3. В ответ я киваю ему рукой. 4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. 5. Скоро удалось мне на машине. 6. Мальчик стеклом разбил мяч. 7. После грибов будут дожди. 8. Весной луга затопили реку. 9. Снег засыпало пышным лесом.
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения активно слушать
Задачи:
• развивать вербальную и невербальную коммуникацию;
• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью
выразительных движений и речи;
• развивать слуховое восприятие и память;
• учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;
учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
• учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею
высказывания, подводить итог мысли собеседника;
• учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие
мыслей собеседника.
Что случилось?
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил,
грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок,
обиженный пингвин, удивленный филин .
Описание упражнения-
Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
- Кто это?
- Какое у него настроение?
- Какие чувства (эмоции) он испытывает?
- Почему? Что с ним случилось?
- Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Кто ты?
Описание игры.
Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:
- Кто ошибается,
Тот попадается!
Кто засмеётся, тому плохо придется!
Далее следует диалог, например:
- Кто ты ?
- Метла.
- А что ты ел сегодня утром?
- Метлу.
- А на чем ты приехал в школу?
- На метле. И так далее.
Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся), водящий меняется.
Что в сундучке?
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Описание игры.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим.
Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения перерабатывать информацию.
Задачи:
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно- следственных связей, а также умозаключений;
развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.
Через стекло.
Описание упражнения.
Участники разбиваются на пары. Педагог говорит:
- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.
Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.
Пример сообщений:
- Я тебе позвоню, когда приеду;
- Напиши мне письмо. И др.
Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.
Магазин игрушек.
Описание игры.
Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки» Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую» позу, изображая расставленный в магазине товар.
«Покупатель» подходит к какой – либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?» После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.
Пойми меня.
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель шепотом сообщает задание (например: подойти к двери) сидящему рядом ребенку. Тот, при помощи жестов должен передать это сообщение следующему участнику так, чтобы он смог понять и выполнить задание.
Ребенок, выполнивший задание, дает инструкцию следующему участнику, игра возобновляется.
Примеры заданий:
- открыть дверь;
- подойти и посмотреть в окно;
- поставить два стульчика рядом. И др.
Я бросаю тебе мяч.
Оснащение: мяч.
Описание игры.
Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)
Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой –либо вывод, например : «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».
4. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения «конструировать» текст для другого(умение говорить самому)
Задачи:
Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
Развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая
личностные особенности слушателя;
Научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.
Магазин.
Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий- «продавец», остальные дети –«покупатели». На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д. «Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю»
Затем водящий меняется, игра повторяется.
Угадай, кто это.
Описание игры.
Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого –либо из детей : внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают
под песню, исполняемую остальными детьми :
- Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг и ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.
10