«Логопедическая гостиная»
Мастер-класс для родителей
Учитель-логопед Анкудинова Юлия Николаевна
Цель:
-Расширить представление о необходимости сотрудничества ребенка, родителя и логопеда по автоматизации звуков.
- Оказать практическую помощь по автоматизации поставленных звуков у детей.
- Познакомить родителей с нетрадиционными приемам автоматизации звуков.
Участники: родители воспитанников, получающих логопедическую помощь, воспитанники
Оборудование: массажные мячи СУ-Джок, цветные скрепки, крупные бусины, шнурок, мяч, песочные часы, прищепки, крупная мозаика, шнурок с узелками, карандаш с лентой, мыльные пузыри, волчок, цветные карандаши, ракушки и цветные камешки, мелкие игрушки
Добрый вечер, уважаемые родители! Рада вас всех приветствовать!
Для начала, хочу вас всех похвалить! Вы ответственные и заинтересованные родители. Благодаря нашей совместной работе у ребят наблюдается положительная динамика. Они учатся произносить новые звуки. Звуки изолированно поставлены, но в речи «теряются». Многие думают, почему же… Изолированно ребенок говорит, а в словах не всегда получается. А получается только тогда, когда просим ребенка правильно произнести, т. е. под контролем.
«Кабинетная речь» - явление, с которым часто сталкиваются многие логопеды.
Когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. И от контроля произношения данных звуков в "домашней речи". Ребенку необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день.
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:
• подготовительный этап,
• этап постановки звука,
• автоматизация звука.
Что же такое «автоматизация звука»?
Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда.
Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.
Этап автоматизации – длительный и продолжительный процесс. Поэтому нужно уделить родителям время на занятия с детьми. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Учитывая это, нужно сложнейший процесс автоматизации звука превратить в игру, используя наглядность и специально подобранный речевой материал. Не у всех дома есть специальные пособия и картинки, поэтому нужно включить в работу по автоматизации звуков свою фантазию. Можно придумать различные игры.
Я предлагаю вам вернуться в детство и немного поиграть. А помощниками сегодня будут ваши дети.
«Веселая артикуляционная гимнастика»
Дети научили своих мам и пап выполнять артикуляционную гимнастику.
«Ловкие мотальщики»
Вместе с мамами показали, как тренировать изолированный звук. А в команде еще и посоревновались. К двум карандашам прикреплена лента, игроки наматывают ленту на карандаш и произносят заданный звук.
«Озорной волчок»
Пока крутится волчок надо произносить звук или слоги со звуком. Кто больше назовет слов на заданный звук пока крутится волчок.
«Чуткие ушки»
В этой игре надо послушать, сколько раз прозвенит звоночек и повторить слог на определенный звук столько же раз.
«Золушка»
Дети вместе с мамами выкладывали бусы из цветных бусин, ракушек и камешков, цветной фасоли. Тренировались переключаться с одного звука на другой. (с-ш, з-ж, л-р и т.д). Игра подходит как для изолированного произношения звуков, так и для слогов и слов (са-ша-са-ша… сутки-шутки, мишка, миска)
«Волшебный магазин»
В этой игре ребята могли «купить» себе веселую на заданный звук: на Л – клоун, акула, лопата. На С – самолет, сумку, самокат, на Р – ракетку, робота, дракона. Продавец Артем следил за процессом.
«Забор»
В этом задании ребята с родителями строили забор из красивых цветных палочек, чтобы добавить палочку к забору, надо припомнить слово на определенный звук. Чем больше слов припомнишь, тем длиннее получится забор.
С другими играми, родители смогли ознакомиться на мини выставке.
Так, весело и непринужденно дети и родители обогатили свои домашние игротеки, научились взаимодействовать, лучше понимать друг друга и преодолевать трудности автоматизации новых звуков! А на память остались, слова благодарности! До новых встреч!