ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРЫ НА РАСПОЗНАВАНИЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВ
«Море волнуется»
Ведущий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура радости (страха, стыда и т.д.) замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру и игра повторяется.
«Театр»
Детям предлагается представить себя актером и показать данное чувство только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой и т.п. Ведущий помогает детям, закрывая листом бумаги лицо и его части, чтобы исключить узнавание чувства по мимике лица - актера.
«Скульптор»
Для выполнения этого упражнения нужны одноцветные бумажные салфетки. Салфетки складываются вдвое, а затем дети щипковыми движениями делают отверстия так, чтобы получились маски, выражающие то или иное чувство и озвучивают его.
«Попугай»
Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.
«Назови ласково».
Цель: Развивать позитивное самовосприятие.
Ход: Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома, дети повторяют.
«Комплименты»
Цель: Развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.
Ход: Дети друг другу говорят комплименты, говорят друг другу добрые слова.
«Газета»
Цель: Развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.
Ход: На пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.
«Молекула»
Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия.
Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.
«Колокольчик»
Цель: сплотить детский коллектив.
Ход: Дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.
«Я чувствую»
Цель: Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.
Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет изображенное чувство и говорит, когда он его испытывает.
«Руки»
Цель: Развитие умения принимать настроение других людей.
Ход: Дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться с руками, поссориться руками, помириться руками, удивиться руками.
«Наоборот»
Цель: Осознание и принятие себя, своих черт характера.
Ход: Дети сидят в кругу, Тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.
«Я умею»
Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).
«Назови героя»
Цель: учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние проявления с героями сказок.
Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.
«Бумажные развалы»
Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
Ход: Сразу оговорить, что дети после занятия все убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.
«Спаси птенца»
Цель: Познакомить детей с методами саморегуляции.
Ход: дети представляют, что у них в руках маленький беспомощный птенец. По сигналу ведущего они вытягивают руки вперед ладонями вверх, затем приближают их к себе. Медленно, по одному пальчику складывают ладони, прячут в них птенца, дышут на него, согревают своим ровным спокойным дыханием. Затем раскрывают ладони и выпускают птенца, представляя, как он радуется свободе. Дети улыбаются, прощаясь с птенцом.