Уважаемые родители наступил период летних каникул.
Предлагаю вам закрепить полученные знания, умения, навыки, используя эти игровые упражнения.
«Определи первый звук»
Взрослый предлагает детям прослушать слова и назвать звук, который они услышат в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.
- предлагает детям отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке:
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Летом снег! Просто снег.
Снег по городу летает.
Почему же он не тает? (Пух)
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кот)
Дом тенистый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох)
Что копали из земли.
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли.
Ели и хвалили? (Картофель)
“Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай”
Со звука А начинай
Крупная перелетная птица с длинным клювом. | аист |
Пассажирский транспорт. | автобус |
Мужское имя | Антон |
Доктор, который лечил зверей | Айболит |
Женское имя | Анна, Алла |
| |
Со звука У начинай
Домашняя и перелетная птица | утка |
То назад, то вперёд Ходит бродит пароход. Остановишь - горе! Продырявит море! | утюг |
Часть суток | утро |
Женское имя | Ульяна |
Место, где гуляют взрослые и дети. | улица |
| |
Со звуков П-Пь начинай
Он нужен каждому ученику. | Пенал, портфель |
Он приходит в каждый дом, И приносит новости. | почтальон |
Говорящая птица | попугай |
Без нее не проживет ни один человек. | пища |
Тарелка, сковорода, чашка – это | посуда |
Овощ на грядке. | помидор |
Птица с красивым хвостом. | павлин |
Женская одежда. | платье |
Детеныш свиньи. | поросенок |
Первый день недели | понедельник |
Оценку, которую любят ученики | пять |
Последний рабочий день недели | пятница |
Со звуков Г-Гь начинай
Часть тела. | глаза, губы, голова |
Фрукты | груша, гранат |
Опята, маслята, грузди – это | грибы |
Птичий домик. | гнездо |
Место для посадки овощей. | грядка |
Дикая и домашняя птица. | голубь, гусь |
Сигнал, подаваемый тепловозом | гудок |
«4-й лишний»
Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:
Ком – ком – кот — ком
Канава – канава – какао — канава
Утенок – утенок – утенок — котенок
Будка – буква – будка — буква
Винт – винт – бинт — винт
Минута – монета – минута — минута
Буфет – букет – буфет — буфет
Билет – балет – балет – балет
Дудка – будка – будка — будка
«Закончи стихотворение»
Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке… (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась…(шишка)
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь…(двери).
Мы собрали васильки,
На головах у нас …(венки).
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети…(книжки)
Пес козе принес букет,
Сытный будет ей… (обед)
«Найди лишний слог»
Взрослый произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети должны определить, что здесь лишнее (па).
Затем слоговые ряды усложняются, например: на-но-па; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.
«Хлопни в ладоши».
Взрослый называет слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком, например:
для детей лучше брать односложные и двусложные слова типа: бак, рога, сад, баня, бок (выделение слова со звуком [б]);
фигура, Полина, метро, финики, филины
( выделение слова со звуком [ф’]);
колесо, бабочка, воздух, фасоль, леска
( выделение слова со звуком [л’]).
«Внимательные ушки»
Взрослый настраивает детей, чтобы они очень внимательно слушали и определяли, какой звук стоит перед звуком [П] в слове КАРП, перед звуком [М] в слове ХОЛМ, перед звуком [Ф] в слове ШАРФ, перед звуком [Т] в слове ХЛЫСТ и т.д.
«Замени звук»
Взрослый произносит слово и просит в нем заменить первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово: например: балет — билет. Слова для игры: олень, машина, Толя, Маша, Таня, стол, сетка, норка.
МОУ С(к)ОШ № 5
Игры на развитие фонематического слуха
(в помощь родителям)
Подготовила
Учитель-логопед
Пожидаева Н.Н.
Кыштым, 2021