Игры на развитие межличностных взаимодействий
Цель представленных ниже игр заключается в том, чтобы создать условия для полноценного общения детей, подростков; смоделировать такие ситуации, в которых у детей:
• снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
• развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
• прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
• формируется умение ценить свою и чужую работу;
закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
"Подарок"
Играющие: два человека. Остальные "ограничиваются" ролью внимательных наблюдателей.
Суть игры: два человека, сидя друг против друга, могут в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: "Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т.д.) за подарок..."; обязательно перечисляются все уже полученные подарки, и добавляется новый, например, после четвертого обмена подарками можно услышать следующее:
— Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную машину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне — молодильное яблоко, я тебе подарил земной шар, ты мне подарила остров сокровищ, а я тебе дарю...
Вопросы к обсуждению: кто первый допустил два сбоя подряд? Кто лучше удерживает информацию? Кто в поисках подарков идет нетрадиционным путем?
Игра учит: не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и доброжелательности.
Брейн-ринг
Группа делится на несколько команд. От каждой команды к ведущему подходит по человеку и он им на ухо говорит слово, которое они должны жестами донести до своей команды. Кто быстрее. Показывать на сам предмет нельзя.
"Воссоединение"
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте карточки с названиями литературных произведений и именами их главных героев (вариант: историческое событие и его участники и т. д.).
Суть игры: каждый участник получает карточку или с названием литературного произведения, или с именем героя. По знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением (событие с участниками).
Вопросы к обсуждению: легко ли найти "своего человека"? Что или кто мешает "воссоединению"? Какие еще задания можно было бы предложить?
Игра учит: умению слушать и слышать других, преодолению трудностей несмотря ни на что.
МПС
Нужно группе, задавая по кругу друг другу вопросы, догадаться, что такое МПС. На самом деле, это "мой правый сосед". Несколько человек в кругу должны знать это, чтобы остальным постепенно становилось понятно.
"Поиграем?"
Играющие: небольшие группы по 6-8 человек.
Суть игры: ведущий предлагает самые разнообразные задания:
— построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени;
— построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.);
— найти свой способ построения группы.
Вопросы к обсуждению: какая группа быстрее реагирует на задания? Какая группа нашла наиболее интересный способ самоклассификации? В какой группе появился явный «командир»? Кто ощущает себя «командиром», а кто «подчинённым»? и т. д.
Игра учит: открытому взаимодействию с окружающими, нахождению путей для взаимной поддержки в группе людей, умению проявить лидерские качества.
«Ха-ха-ха»
Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!». Третий: «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется – становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры. Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры.
"Прогулка с компасом"
Играющие: все присутствующие, разбившись по парам.
Суть игры: Участники разбиваются на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Необходимо пройти все игровое поле вперед и назад, при этом "турист" не может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.
Вопросы к обсуждению: опишите ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что способствовало или что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?
Игра учит: умению доверять партнёру, работать в паре, сообща, снимает страх перед неизвестным.
«Учреждения»
Оборудование: карточки с названиями.
Продолжительность игры: 10 минут.
Предполагаемое количество игроков: любое.
Ведущий приглашает нескольких участников, выстраивает их в одну линию, говоря: "Где вы сегодня были, в каких учреждениях, сейчас узнаем мы". Затем просит игроков повернуться на 180?, и следя за тем, чтобы игроки не смогли прочесть надписи, вешает им на спину таблички с надписями: "Баня", "Роддом", "ЗАГС" и пр. Ведущий задает вопросы, на которые просит поочередно отвечать каждого участника:
1. Как вы попали в данное учреждение?
2. С кем там были?
3. Что вам особенно понравилось?
4. Как долго там пробыли?
5. Часто туда будете приходить?
6. Друзьям посоветуете побывать?
Участники ни в коем случае не должны знать, что написано на их "спинах". Для пущей верности можно даже завязать игрокам глаза платками.
"Гусеница"
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте воздушными шариками — по одному на каждого участника.
Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание: надуйте шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам будет легче с ним работать. Постройтесь цепочкой, соблюдая следующие условия:
• руки каждого участника лежат на плечах впередистоящего;
• воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого;
• дотрагиваться до воздушного шара (поправить, придержать и пр.) строго воспрещается;
• первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах... Ваша задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции.
Вопросы к обсуждению: где располагались лидеры — в начале, в середине или конце цепочки? Кто регулировал движение "живой гусеницы"? Кому и что было наиболее трудным?
Игра учит: доверию, умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.
«Идет бычок качается»
Под стихи Агнии Барто «Идет бычок качается»(1 четверостишие) играющие идут по кругу простыми шагами. Потом идет повтор того же четверостишия, на которое все идут в обратную сторону, согнув в коленях. А руки положив себе на плечо. И так далее.
Играющие встают в одну шеренгу. Плечо к плечу. Ведущий стоит первым и спрашивает рядом стоящего: Ты не видел медведя?! И немного сгибает колени. Тот говорит: Нет! Задает тот же вопрос следующему и т.д. Последний игрок спрашивает первого. Далее ведущий задает вопрос: А он очень страшный? И садится на корточки. Ему отвечают: Не знаю. И так далее. Последний спрашивает ведущего и тот отвечает: Очень! Так почему же мы не убегаем?! После этих слов ведущий толкает всю шеренгу.
Взглядом поменяться
Группа стоит в кругу. В центре ведущий, который старается занять чье-нибудь место. Тот, чье место занял ведущий - водит. Люди договариваются взглядом, кто с кем меняется.
"Таинственный остров"
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте два-три листа ватманской бумаги, краски, кисточки, карандаши.
Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание: представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Только не пугайтесь, ведь с вами волшебные краски. Всё (повторяю и подчеркиваю), всё, что вы нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак, выбирайте свою часть острова — и за дело.
Это игра с элементами диагностики. В ходе ее сразу выделяются малые группы (как правило, они совместно выбирают части острова); лидеры, которые руководят тем, что, как и где рисовать "на острове", и непринятые, которым или не нашлось места на острове, или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность.
Задание для наблюдающего: обратите внимание на реплики, которыми обмениваются участники, — приказы, просьбы, предложения? Выясните, что рисуют спасенные. Дома? Прекрасно! Дороги, машины — тоже неплохо... А есть ли на вашем острове театр? Библиотека? Школа, наконец? Выбор тех или иных предметов характеризует систему ценностей участников игры.
Игра учит: находить истинные и ложные, ближние и дальние ценности в нашей жизни.