СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на уроках географии (проблемный подход)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика географии России в курсе 8-9 класса

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках географии (проблемный подход)»













МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ

«Игры на уроках географии (проблемный подход)»

















Составитель: Кривоуховой Э.Э., Учитель географии ГБОУ «Школа №116 г.о. Донецк»










г. Донецк – 2025




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ …….….5

1.1 История возникновения игровых технологий в географии….………5

1.2 Игровые технологии как вид педагогических технологий. Сущность и функции……………………………………………………………..…………..8

1.3 Классификация игровых технологий………………….…….………11

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ………………………………………13

2.1 Специфика игровых технологий …………………………………….13

2.2 Использование игровых форм  обучения в работе учителя географии………………………………………………………………….…..…16

2.3 Значение игровых форм обучения на уроках географии……....…..24

РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НА УРОКАХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ……….28

3.1 Разработка методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии………………………………………………28

3.2 Применение методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии на примере………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38




ВВЕДЕНИЕ


Основной задачей современного образования в школе является развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования социально активной, профессионально компетентной и творчески развитой личности. В настоящее время мы наблюдаем также изменение образовательного пространства, которое из парадигм отрицательным компонентом системы школьного образования при этом является отсутствие деятельности ученика, который часто пассивно воспринимает информацию, что явно не соответствует современным требованиям. Для перехода к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной, творческой работе для достижения качества обучения в условии модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учащихся культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Из этого следует, что современное состояние обучения школьников нуждается в потребности поиска все новых путей повышения качества их теоритической подготовки, готовности к творческому труду, а самое главное - методов и средств обучения.

География – это единственный предмет в школе, который синтезирует знания из области общественных и естественных наук. Этот предмет охватывает все компоненты системы природу, человека, хозяйство. В процессе изучения географии в сознании школьника формируется географическая картина мира – целостный образ, который имеет исторически обусловленный характер и закрепляет основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они существуют в современном географическом познании.

Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе развития образования возникла потребность обновления средств, форм организации обучения, а так же методов обучения. Кроме того в образовании наблюдаются тенденции к понижению качества знаний и усиливается негативное отношение к обучению, причиной этого стало понижение познавательного интереса у школьников. В современном образовании нельзя опираться только на распространенные в практике обучения объяснительно- иллюстративные и репродуктивные методы, необходимо использовать нетрадиционные методы и формы организации обучения.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс обучения географии в школе.

Предметом исследования – игровые технологии обучения на уроках географии .

Цель исследования – выявить и теоретически обосновать использование игровых технологий на различных этапах урока географии.

Задачи :

- изучить психолого-педагогическую, научно-педагогическую и методическую литературу по теме;

- выявить и обосновать комплекс игровых технологий обучения на уроках географии;

- разработать рекомендации для педагогов с применением игровых технологий для использования на различных этапах урока;

Теоретическая значимость исследования – заключается в том, что полученные результаты исследования расширят научные представления о педагогических технологиях в географии, а именно в игровых технологиях.

Практическая значимость исследования – состоит в том, что мною разработаны методические рекомендации к урокам географии с использованием игровых технологий на различных этапах урока.





РАЗДЕЛ 1

ТЕОРИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ


    1. История возникновения игровых технологий в географии


Учебная игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Ф. Шиллера и Г. Спенсера. В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и другие.

Игра, по мнению Спенсера, - результат чрезвычайной активности.  Возможности игры не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Аристотель  видел в игре лишь развлечение и отдых, которые  важны  как подготовка к серьезной деятельности. Основоположником теории духовного развития ребенка в игре являлся К. Д.Ушинский. «Не надо забывать, - пишет Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, тоже есть деятельность для ребенка». Процесс развития игровых способов обучения географии можно проследить по публикациям в методическом журнале «География в школе». Анализ статей журнала за последние 28 лет (период наиболее активного освоения игровых технологий), с 1985 по 2012 годы,  выявил следующие тенденции:

1. На протяжении всего этого периода наблюдается постепенное повышение интереса учителей географии к игровым формам и методам, которое проявляется в росте количества публикаций.

2.  Постепенно меняется выбор игровых сюжетов учителями географии, существуют значительные отличия в разработках разных лет. В 80-е годы чаще используются настольные игры типа кроссвордов, ребусов, лото, игровых кубиков, почты. В этот же период появляются описания игр-состязаний и ролевых игр, но большинство из них предлагается для учащихся 6-8 классов и  они  достаточно однотипны.  В 90-е  годы заметно увеличивается количество  публикаций с описанием игр творческого содержания - соревнований и ролевых игр, причем их формы становятся более разнообразными:  «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Звёздный час», «Геобизнес», «Геошанс», «По следам Робинзона», «Морской бой», «Роза ветров», «Остров сокровищ», «Аукцион». Ролевые игры: «Юный менеджер», урок-ярмарка, пресс-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-сказка, урок-инсценировка, урок-совещание. Практически все разработки имеют четко оформленные правила, их легко использовать в педагогической практике или, при необходимости, адаптировать к другой теме или курсу географии.  

3.  Во второй половине 90-х годов начинается разработка игровых систем. В 1996 году О.О. Жебровская предлагает первый игровой комплекс для 6 класса, в который включены игровые методы по всем темам курса, логически связанные между собой. В эти же годы появляются игры для 9-10 классов.

4.  За период 2000-2012 гг. в журнале описывается наибольшее число разработок игр. Они становятся еще более разнообразными. Как видно, развитие игровых методов продолжается и идёт от описания отдельных разрозненных игр к постепенному созданию целых комплексов и систем игр, которые связаны между собой едиными дидактическими целями и задача.   Разные ученые по – своему объясняют причины появления игры. В ходе своей деятельности я пришла к мнению, что игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, она объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Неоценима роль игровых технологий в развитии творческих способностей учащихся [6].





    1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. Сущность и функции

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых    

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [3].

Игра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)».

Наиболее приемлемым является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в  качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.

Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. Особенно это, по мнению М. В. Кларина, касается тех случаев, когда игра используется как метод изучения нового материала. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение [12].

Функции игровых технологий:

1.Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.

2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

3.Толерантное отношение к окружающим.

4.Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

      - Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

      - Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

       - Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

       - Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

- Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

- Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту» [12].

- Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

- Развлекательная функция игры одна из основных ее функций.







1.3 Классификация игровых технологий


В педагогической литературе не существует единого подхода к классификации игровых технологий. Классифицируют их по характеру педагогических задач, по характеру деятельности учеников, по организационному характеру и т.д.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Современные формы уроков, на которых может применяться коммуникативный подход можно классифицировать:

уроки в форме соревнований и игр:  конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях;

уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок;

уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет;

уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, урок – путешествие с путешественниками;

Перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественных произведений, диспут, клуб знатоков;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия;

Для представления методического разнообразия применения игровых технологий в образовательном процессе, их целесообразно различать по наиболее характерным признакам, представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Классификация характерных признаков

Признак

Вид игр

Характер деятельности

Физические, интеллектуальные, социальные, психологические

Характер педагогического

процесса

Дидактические, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие (репродуктивные, продуктивные), диагностические, профориентационные, психотерапевтические

Характер игровых действий

Сюжетные, ролевые, деловые, драматизации, имитационные, спортивные, военно-прикладные, туристические

Характер среды

Аудиторные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные

Количество участников

Массовые, групповые, индивидуальные

Игровые технологии, в соответствии с предложенной классификацией, находятся во взаимосвязи. Обычно один игровой проект включает в себя комплекс игр с различными характерными признаками

Подводя итог, хочется сказать что традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, или же ролевых, деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету. В такие минуты на уроках равнодушных не бывает; каждый стремится побывать в роли участника игры, проявляя различные стороны личности. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре необходимо многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени

РАЗДЕЛ 2

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


2.1 Специфика игровых технологий


Специфика игровой деятельности в образовательном процессе обусловлена характером взаимодействия педагога и учащихся. Эти отношения могут строиться в системе «педагог – ученик» и «старший младший».

Роль педагога в системе «педагог – ученик» предполагает, прежде всего, руководство процессом организации и управления совместной деятельностью детей. Роль педагога в системе «старший – младший» связана с регулированием внутригрупповых и межличностных отношений.

Успешность игровой деятельности зависит от реализации педагогом следующих функций:

Обучающая функция предусматривает передачу детям опыта организации деятельности в виде активного обучения посредством совместной деятельности педагогов и учащихся. Эффективность взаимодействия повышается, когда педагог выступает как старший товарищ и помогает школьникам «на равных» в разработке, организации, оценке, подведении итогов.

Стимулирующая функция заключается в побуждении детей к изменению своего ролевого участия через создание ситуаций, которые помогали бы учащимся самостоятельно принимать решения и выходить из возникающих трудных ситуаций.

Оптимальное сочетание педагогического руководства и самостоятельности учащихся, которое выражается в появлении форм делового сотрудничества и предметно-содержательном общении участников игровой деятельности, обеспечивается последовательными действиями участников процесса (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Алгоритм действий учащегося и педагого

Название

этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

1. Организация работы по разработке стратегии игрового проекта

Определению целей и способов их достижения, составление плана создания игрового проекта,

формирование инициативных групп по разработке игровых правил и условий

Выдвижение и оценка идей.

Определение ожидаемого

результата игрового проекта

2. Разработка игровых правил и условий

Организация работы инициативных групп по разработке игровых правил и условий

Разработка игровых правил и условий. Оформление игрового проекта: составление схемы, плана игрового проекта

3. Запуск игрового проекта

Проверка готовности старта игрового проекта.

Эмоциональная установка на погружение в игровую ситуацию

Распределение обязанностей, функций между школьниками по организации игрового проекта.

Формирование игровых групп. Определение и принятие своей роли каждым участником игрового проекта

4. Реализация игровых действий

Координация действий участников игрового проекта согласно правилам и условиям развития проекта.

Эмоциональная поддержка игрового состояния участников проекта

Выполнение игровых правил и условий

5. Подведение итогов игрового проекта

Организация рефлексии

Коллективная оценка результатов игрового проекта. Определение перспектив

Специфика этой технологической схемы заключается в том, что на первых двух этапах педагог выступает как руководитель игрового проекта, и его деятельность направлена на непосредственную организацию и обеспечение целевой направленности игрового проекта. На следующих этапах руководство игровым проектом осуществляется инициативными группами. Основная деятельность педагога на этих этапах – регулирование взаимодействия детей через сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся в системе «старший – младший».

2.2 Использование игровых форм  обучения в работе учителя географии

Игры, проводимые учителем на разных этапах урока, имеют различные цели. В начале урока игра нацелена на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности; в середине урока – на усвоение темы; в конце урока – на поисковый характер. По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом. 

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап  (от 1 до нескольких дней).

2.Основной этап (непосредственное проведение игры).

3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце игры).

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными.  Наиболее  часто  я  использую  уроки,  стимулирующие познавательный интерес, такие как: урок – КВН, урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-соревнование, деловая игра и другие. На уроке обобщения знаний в 10 классе  по теме «Африка» ребята совершили увлекательное путешествие по различным географическим объектам этого материка. За это время они выполняли задания в игровой форме: описывали береговую линию материка, отвечали на вопросы викторины, проверяли знания географической номенклатуры по карте, отгадывали географические объекты по изображениям, находили географические ошибки в тексте. Урок в игровой форме имеет свои плюсы: обучающиеся учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное решение. Работа в группах создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут им с ответом. Такие уроки способствуют развитию речи, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формировать интерес к изучаемому материалу. Данные  уроки расширяют знания обучающихся, развивают находчивость, смекалку, умственные способности школьников, учит наблюдательности.  Отсутствие скованности на уроке и необычность формы его проведения дает учителю возможность задействовать всех обучающихся, следить за работой групп, помогать им по мере необходимости. В процессе игры  срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти.

   Групповая работа развивает самостоятельность в действиях, ответственность, умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Кроме того, отрабатывая группами свою проблему, они учатся выслушивать мнение  друг друга, выбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию. Такая организация урока развивает очень ценное качество человека – умение отбирать необходимый материал, оценивая его в соответствии со стоящей перед ним задачей, делать выводы, давать оценку описываемым событиям и явлениям.     

Разработка географических  игр по различным  темам  должна соответствовать следующим  критериям:

1. Игра должна быть рассчитана на один урок (40-45 минут).

2. Игра не должна быть сложной для понимания ее хода учениками.

3. Оборудование для игры должно легко трансформироваться.

4. Игра не должна морально устаревать.

5. Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.

6. Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

    Учителю должно быть легко  выставлять оценки по результатам игры, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка за урок.

  Для более успешного проведения игры необходимо, чтобы ученики достаточно хорошо знали бы материал, на котором будет строиться игра. Иначе они просто не смогут  участвовать в ней или попытаются уйти от активного участия в пассивную деятельность. Учебная игра в этом случае серьезно  затруднит учебную деятельность обучающихся, снизит общую мотивацию к учебе. Подготовка и проведение ролевых игр создают  условия для проявления школьниками сильных сторон их личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Поэтому для более полной реализации образовательных и воспитательных задач учебной игры важно учитывать индивидуальные качества ученика. О результативности применения игр на уроках географии трудно судить в  отрыве  от преподавания в целом, отношении к нему в школе, личных отношений учащихся к педагогу. Но  результаты бесед с учащимися свидетельствуют о том, что ученики высоко оценивают подобные уроки и приемы, говоря, что материал лучше усваивается, когда его изучают  в игровой форме, на таких уроках интересно работать, такие уроки позволяют смело, не боясь, что неправильно, высказывать свою точку зрения. Работа в группах позволяет сильным ученикам взять шефство над  слабыми. Хотелось бы, чтобы такие уроки проводились как можно чаще, такие уроки не утомляют и не надоедают. Сравнивая классы, можно сделать вывод, что те ученики, которые играют на уроках, лучше владеют устной речью, находят выход в нестандартных  ситуациях, быстрее решают проблемы.

Игру  можно применять почти на каждом уроке, но необходимо помнить, что игровые моменты должны занимать примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит  стопроцентная активизация деятельности учеников на уроке. Интеллектуально  развитые дети занимают лидирующее положение, обучая  отстающих  в командной игре. Известно, что порой слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность  в работе, возможность посовещаться, острейший  дефицит времени – активизируют учебную деятельность, формируют стойкий интерес к предмету. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть вопрос, на который необходимо дать ответ, пути решения неясны, а все это приводит к творческому поиску. Каждый учитель старается как  можно ярче, содержательнее и интереснее проводить уроки. Как и в любом другом деле, требуется определенная подготовка. При подготовке к игре особое внимание следует уделять психологической подготовке школьников  к участию в игре, их эмоциональному настрою. Разумеется, важно и собственно географическое содержание игры, которое должно отвечать следующим требованиям: актуальность тематики и ее реальной значимости для учащихся, охвату основного содержания школьной географии, междисциплинарному, интегрированному характеру изучаемой проблемы, возможности решения ее различными путями. Важна также и психологическая готовность учителя к проведению игры, которая подразумевает педагогическое мастерство, коммуникативные качества, уверенность в себе, уважение к личности ребенка. При формировании групп учеников надо учитывать способности, интересы и сложившиеся взаимоотношения в классе. Иногда учитель может предложить некоторым ученикам самостоятельно разработать и провести игру. Но в этом случае необходим контроль со стороны учителя, особенно при формулировании целей и задач, которые надо решать в процессе игры.

Учащиеся, успешно справившиеся с заданием, могут в дальнейшем  исполнять функции разработчиков и организаторов учебных игр, особенно при проведении их в младших классах. Дети всегда с нетерпением ждут игру, серьезно готовятся к ней. Главным принципом учения с увлечением является удивление.

На уроках гегорафии используются  следующие модели игр:

Модель №1« Географическая  эстафета»:

Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и передаёт  указку следующему и при этом задаёт вопрос. Если участник  эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос.

Модель№2 « Четвёртый  лишний»:

На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.

Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяют лишний географический объект, и показывают  его на карте или определяют на контурной карте.

Модель№3: «Ещёбыстрей»:
На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Модель №4: «Географический бой »:

Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил неправильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит»,  выбывает из игры.

Модель №5: «Собери карту»:

Ученикам даются конверты с разрезанными  топографическими (физическими) картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Модель  №6: «Географические силуэты»:

Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём особенности, чем известен?

Модель №8: «Казаки-разбойники»:

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на  две  команды:  «разбойники»  прячутся  на географической карте, а «казаки», по сообщениям (координатам), определяют места,  где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.

Модель №8: «Правильно отбери»:

Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.

Модель №9: «Географическое домино»:

       Удобно проводить в качестве повторения любой темы. В левой  части  прямоугольной  карточки – рисунок,  в правой – вопрос. Один ученик кладет карточку,  а другой должен подставить такую, на которой в виде рисунка содержится ответ на вопрос.

Модель№10: «Знаешь ли ты страну»:

Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, природные ресурсы, население и т. д.

Модель №11“Логическая задача”

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.

Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;

2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;

3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;

4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.

Таблица 2.2

Логическая задача

Мореплаватель        

“Святой Фока”        

“Святой Гавриил”        

“Мирный”

“Диана”        

М. П. Лазарев


                                   



Г. Я. Седов                                    


                           



В. Беринг        





В. М. Головин






Чтобы функция географической игры не сводилась только к развлекательной, а задания  не носили репродуктивный характер, используетюся проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов

  1. В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?

  2. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?

  3. Почему белые медведи не едят пингвинов?

  4. Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают?

  5. Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

  6. Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым.  А в Канарском течении  температура воды +22Но оно является холодным. Почему?

  7. В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т   кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,8-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.








2.3 Значение игровых форм обучения на уроках географии


Использование игр в процессе обучения способствует созданию комфортных условий обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой, инсценируют различные жизненные ситуации. Благодаря участию в ролевых играх они приходят к общему мнению на основании анализа и обработки материала и ситуаций. Таким образом, на уроках учителем создаются ситуации, которые воспринимаются учениками как проблемные, именно это устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. В ходе анализа и общения между учащимися устанавливаются доверительные и эмоциональные контакты, она учатся работать в коллективе, появляется ощущение собственной значимости и взаимопонимания, понижается нервное напряжение.

Сущность игры заключается в ее условности. Игра не является сутью реальной жизни, она – условность , которая органически входит в состав реальной жизни. Специфика игры состоит в том, что в ней заключается возможности свободного проявления человеческой деятельности в условиях игровых ситуаций, как самостоятельный вид деятельности, игра доминирует: в дошкольном возрасте; в младшем школьном возрасте; в младшем подростковом возрасте ребенка. В жизни человека выполняет следующие функции:

- коммуникативная функция

Данная функция дает возможность участникам игры приобрести навыки общения и межличностных отношений.

- функция самореализации

- функция коррекции

Благодаря этой функции вносятся позитивные изменения в структуру личностных показателей ребенка и его межличностных отношений.

- функция игротерапевтическая

Она заключается в выработке и отработке умений преодолевать различные трудности, которые могут возникнуть в других видах деятельности учащегося.

- функция межнациональной коммуникации;

Игры с географическим содержанием позволяют ученикам моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать решения и обосновывать выводы, создавать различные проекты, усваивать правила поведения в обществе и в природе. Методисты обозначили два основных признака географической игры:

- наличие диалогов (прямой речи) участников ;

- наличие воображаемой ситуации;

Игра на уроке географии – это активная форма учебного процесса, в ней создается определенная ситуация настоящего или прошлого, здесь «оживают» персонажи – участники исторических событий. Для классификации игр существует огромное количество признаков: по цели, по количеству учащихся, по характеру деятельности. Используя данную технологию на уроке следует помнить, что основным мотивом игры является процесс, а не результат [2].

Выделяются четыре главных этапа составления географических игр. Самый первый этап – подготовительный. Данный этап организовывается до проведения урока. Именно в этот период учитель закладывает общий замысел и правила игры, пишется план или сценарий, учащиеся инструктируются и собирается материал для занятия. Преподаватель обязан объяснить ребятам задачу игры, распределить роли, раздает литературу, при необходимости консультирует участников игры.

На самом же уроке проходит второй этап. Многие методисты называют его «вводным» поскольку на данном этапе учитель снова разъясняет задачи всему классу и роль определенных участников, задает общий тон игры или настрой. Ребята, находясь в воображаемой ситуации, проигрывают роль своего персонажа, действуя при этом по определенным правилам. Благодаря второму этапу развивается игровой сюжет.

Третий этап называется оценочным. Здесь подводятся итоги игры, оценка и самооценка учащихся, обсуждается ход и результативность игры. В игру можно вовлечь каждого учащегося, будь это сильный или слабый ученик. Это форма урока, которая подвигает пассивного ученика к действиям.

Из этого следует, что игры в процессе обучения помогают решать следующие задачи:

- учит ответственности перед коллективом;

- развивает познавательную активность;

- формирует навыки самоанализа, самооценки;

В современной школе делают ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса с помощью игровой деятельности, которая может использоваться в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия, раздела учебника;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве самого занятия или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) [21];

Уроки , построенные в игровой меняют приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний к развитию и всестороннего формирования личности. Для того чтобы в процессе игры был раскрыт и усовершенствован творческий потенциал личности ребенка, следует использовать разнообразные творческие задания, которые воздействуют на способности ребенка: коммуникативно-творческие, интеллектуально-логические, интеллектуально- эвристические. В следствии чего в процессе игры формируются качества творческой личности: наблюдательность, любознательность, мышление становится неординарным, развивается мышление и фантазия. В результате этого из обыденного урока урок перерастает в творчество, что способствует развитию познавательного интереса к географии и приводит к формированию всесторонне развитой личности.

Данный вид деятельности может быть посилен даже самым слабым ученикам в классе. Кроме того, слабый ученик может стать лидером в команде: сообразительность и находчивость порой в игре куда более важнее, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и слаженности, чувство равенства, ощущение посильности заданий именно это дает возможность ребятам преодолеть робость, и положительно сказывается на результатах обучения.

Подводя вывод можно отметить, что результативность дидактических игр видна, если они используются систематически. С одной стороны, игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть урока, не вытесняя ценной практической деятельности. Обучение школьника происходит путем воздействия на его органы зрения: демонстрация материала, чтение (в памяти остается часть наблюдаемого, часть прочитанного), орган слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается часть услышанного), практическая деятельность самого ребенка, самостоятельная работа (в памяти остается наибольшая часть сделанного самим). Выучить новый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны, требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти моменты способствуют активизации учебной деятельности, формируют интерес к предмету, улучшают взаимоотношения внутри коллектива.




РАЗДЕЛ 3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НА УРОКАХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


3.1 Разработка методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии


Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей при изучении географии в своей практике приходим к выводу, что использование современных подходов в преподавании географии: игровых моментов по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала ведет к активизации познавательной деятельности, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению.

Предлагаются некоторые рекомендации по разработке и использованию дидактических игр в виде а алгоритма в таблице табл. 3.1).

Таблица 3.1

Алгоритм проведения игры

Этап

Действия организатора

Требования к результату

1. Подготовка игры

Определить цель игры, для чего её проводить; условия: реквизит, место проведения, возраст и количество участников игры, сколько у них свободного времени для проведения игры; итог игры

Игра должна соответствовать возрасту участников и ситуации, в которой она проводится.

Реквизит и место проведения должны быть гигиеничны, безопасны, удобны, эстетичны и соответствовать количеству игроков

2. Ввод в игру

Эмоциональная установка на игру и восприятие игровых задач. Объяснения игровых правил и действий, распределение ролей, формирование игровых групп

Объяснение игры должно быть связано с темой занятия, праздника, вечера, игровой ситуации.

Оно должно быть ясным, четким в изложении; эмоционально выразительным

3. Проведение игры

Поддержка свободной творческой атмосферы, соревновательности, занимательности.

Коррекция действия игроков, если они уходят от главной цели игры

Организатор должен поощрять участников или группу участников словами или призами. Если зрелищный запас исчерпан, то следует снять игровое задание или заменить его другим.

Только ведущий может корректировать действия участников

4. Определение итогов игры

Констатация достигнутых результатов.

Формулировка окончательного итога игры

Игровое действие должно завершаться получением определенного игрового результата.

Анализ хода и результатов игры должен быть осуществлен как игроками, так и организатором, при этом следует критически оценивать себя и окружающих.

При награждении вначале поощряют (словесно) проигравших, а затем награждают победителей

Практика показывает, что использование игровых технологий в образовательном процессе позволяет учащимся в комфортных эмоционально-психологических условиях достигать личностных и метапредметных результатов собственной образовательной деятельности.

Необходимость таких уроков уже доказана, хочется подчеркнуть, что они особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им, «скачивают» информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются проникнуть суть предложенного задания. Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее. Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих, ведь слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Поэтому на уроке – игре они должны: использовать полученную информацию из домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать выводы.

Самым трудным этапом урока является подведение итогов. Итог учебной работы обычно, сводится к отметке. Известно, что мнение учителя и ученика расходится; педагог оценивает итоги деятельности, а ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому заранее продумываю варианты мотивов учащихся:

- стремление самостоятельно решать интересные задачи,

- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей, стать первым,

- рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей.

Ученики должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего желания работать.

На уроках деловые игры можно проводить в форме пресс-конференций, аукционов, экскурсий, «устных журналов», репортажей, рецензий. В качестве заключения хотелось бы сказать, что применение различных видов игр в реальной педагогической деятельности позволяет формировать не только продуктивное теоретическое мышление у учащихся, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения. Игра – универсальный механизм взаимодействия учителя с учениками и учеников друг с другом.

Обучение в игре способствует развитию самостоятельного творческого мышления, подготавливает учеников к принятию новых нестандартных решений, отучает ребят действовать по шаблону.

Итак, на основании вышеизложенного можно выделить следующие особенности игровой технологии:

Активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом её процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов.

Групповой характер игровой деятельности: между участниками существует зависимость в освоении нового материала, эта цель может быть достигнута только совместными усилиями.

Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника.

Проблемность: ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций.

Индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества школьников.

Символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.














3.2 Апробация методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии на примере


Организация игровой деятельности в учебно-познавательном процессе – актуальная проблема современной педагогики.  Целесообразность применения игр в процессе обучения в средней школе базируется на основополагающих идеях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и ряда других авторов, раскрывающих психологическую сущность игры, рассматривающих игру как моделирование системы отношений, возникающих в реальной жизни.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях: во-первых, урок-игра; во-вторых,  использование игровых элементов на уроке.

Проводить игру можно на разных этапах учебного процесса: при объяснении нового учебного материала; при усвоении и закреплении учебного материала; при повторении пройденного материала. 

Апробировав  методические рекомендации по использованию игровых технологий доказана целесообразность применения игр и игровых ситуаций в обучении географии.

 Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (констатирующий) при помощи среза знаний на уроке географии определили уровень подготовленности учащихся двух параллельных классов по определенной теме, качество усвоения знаний и провели анализ полученных результатов.

На втором этапе (формирующий) проведение уроков в одном из классов (контрольный класс) было осуществлено по стандартным методикам, а в другом (экспериментальный класс) – с использованием игр.

На третьем этапе (контролирующий) провели итоговый  срез знаний, умений и навыков учащихся обоих классов.

В качестве показателя качества усвоения знаний учащимися был выбран  средний балл, то есть средняя отметка учащихся, показывающая средний уровень успеваемости в классе. В обоих классах показатели примерно  были одинаковы.

В качестве экспериментального был выбран 8 «А» класс, где в дальнейшем уроки проводились с применением игровой деятельности с целью повышения уровня интеллектуального развития учащихся. Было решено апробацию считать успешной, если по ее завершению в данном классе появятся сильные ученики, способные учиться на отлично и хорошо, повысится качество образования.

На формирующем этапе в 8 «А» классе целенаправленно и систематически применялись игры на уроках, тогда как в другом классе (8 «Б») эта работа проводилась традиционным способом (без применения игровых методик).

Например, при объяснении темы «Океаны»  с учащимися  8 «А» класса были использованы следующие игры и игровые ситуации: кроссворд «Океаны» (проверка знаний), игра-соревнование «вокруг света»,  игра «Кто покорил?» (развитие творческих способностей), а так же ситуации:

1. Один из вас будет капитаном, другой – штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

2. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плотике и т.д.

Следует отметить реакцию учеников на использование игр в обучении. Как показывают наблюдения, дети на «игровом» уроке были весьма активны, высказывали много суждений и проявляли интерес к предмету, даже робкие ученики стали включаться в работу, пытались ответить.

Анализ результатов итоговой контрольной работы, проведенной в обоих классах, дал следующие результаты: в 8 «Б» классе учащиеся в основном получили средние оценки, только три ученика – пять баллов (средний балл класса – 4,0).  В 8 «А» классе явно преобладают сильные ученики с оценками 5 (средний балл класса – 4,5).

В итоге проведения исследовательской работы по использованию игровых методик на уроках географии было зафиксировано, что, во-первых, успеваемость в 8 «Б » классе, где игровые методики не применялись, увеличилась на 0,35 балла;  во-вторых,  в 8 «А» классе, где наряду со стандартными методиками обучения использовались и игровые, средний балл по результатам контрольного эксперимента увеличился на 0,5 балла.

Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что учащиеся усваивают и применяют усвоенные во время игры знания намного лучше, чем их ровесники, обучение которых проводилось по стандартным методикам. Это дает основания утверждать, что применение игр благоприятно влияет на повышение успеваемости и развития учащихся.

Подводя итог, видно что результаты данного исследования указывают на то, что применение игровой деятельности в обучении географии не только психологически обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к изучаемому материалу, а, следовательно, роста количественных и качественных показателей  учения учащихся.  

Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять тему урока.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.

Для реализации поставленной цели - обоснование и разработка методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии в школе были выполнены следующие задачи:

1. Раскрыты  теоретические аспекты применения игровых технологий в урочной деятельности по географии.

2. Разработаны методические рекомендации по использованию игровых технологий при изучении географии в школе.

3. Показан пример апробации по использованию игровых технологий на уроках географии.

Роль игровых технологий в процессе обучения географии велика и имеет ряд преимуществ:

- Игровые технологии стимулируют учебно – познавательную деятельность у школьников при изучении географии;

- В исследовательской работе доказана ценность использования игр на уроках географии, она заключается в том, что способствует формированию психических новообразований (сознание и воображение);

- Благодаря ряду психических новообразований формируется характер отношений между детьми, возникает переоценка ценностей и собственных переживай;

На данном фундаменте формируются навыки культурного поведения, что позволяет ребенку активно внедриться в коллектив.

Уроки с использованием игровых технологий на любом этапе урока имеют ряд преимуществ перед традиционными формами и приемами обучения:

  1. Способствуют развитию творческой личности учащегося. Помогают ему мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение и принимать точку зрения своего одноклассника;

  2. Активизирует процесс обучения;

  3. Способствует сплочению коллектива;

  4. Организует индивидуальную, групповую, коллективную деятельность.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Аксёнова, В.В. Групповые формы работы на уроках в школе / В.В. Аксёнова, И.В. Бахрева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 март 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 98-104.

2. Алехина, И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников / И.А. Алехина // Эксперимент и инновации в школе. 2011. – № 3. – С. 25-28.

3. Байкова, Л.А. Методика самоопределения учащихся / Л.А. Байкова // Завуч. – 2003. – № 2. – С.21-24.

4. Бурнашева, П. А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии в 5-6 классах / П.А. Бурнашева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 19. – С. 66–80.

5. Васильева, В. В. Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий / В.В. Васильева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 12-15.

6. Гаврильева, Н. Н. Организация групповой формы работы на уроках в школе / Н. Н. Гаврильева, Н. Д. Неустроев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 32. – С. 64-81.

7. Гаёва, А.Н. Техники организации групповых и коллективных исследований в школе / А.Н. Гаёва // Личность в современном мире: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Н.С. Белоусова, ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2014. – С. 211.

8. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после, 2011. – №5. – С.88-88.

9. Голодова, Л.В. Организация учебного сотрудничества как условие формирования личных и коммуникативных УУД у школьников / Л.В. Голодова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2018 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 212-215.

11. Дмитренко, Н.А. История групповых форм обучения и развитие образования в информационном обществе / Н.А. Дмитренко, С.В. Орлов // Экономика и экологический менеджмент. 2014. – №4. – С. 18.

12. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С.3-5.

13. Кадыкова, О.М. Подросток в группе / О.М. Кадыкова// Эксперимент и инновации в школе. 2011. – № 6. – С. 56-60.

14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 20.

15. Козлова, К.С. Групповая работа на уроках географии как средство развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий / К.С. Козлова // Совушка. 2018. – №1. – С. 48.

16. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – Т.1. – С. 361.

18. Коротаева, Е. В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся средней школы / Е. В. Коротаева, О. В. Домрачева // Педагогическое образование в России. 2012. – №4. – С. 114.

18. Маслова, Е.А. Фасилитативная направленность учителя как условие организации групповой работы со школьниками / Е.А. Маслова // Интерактивная наука. – 2018. – № 1 (23). – С. 35-40.

19. Мочкаева, И.А. Технология организации групповой работы в школе /И.А. Мочкаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. – № 4. – С. 54-58.

20. Налегако, Е.А. Групповая работа как форма организации деятельности школьников / Е.А. Налегако // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 61-64.

21. Сидоренко, А. В., Старкова, Е. И., Антошкина, Е. А. Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива / А. В. Сидоренко, Е. И.Старкова, Е. А.Антошкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 39. – С. 111-115.

22. Слепцова, А. М. Сотрудничество как основной вид взаимодействия школьников в условиях реализации ФГОС / А.М. Слепцова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 84–88.

23. Чебышова, Г.Н. Организация групповой работы на уроках / Н.Г. Чебышова // Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 окт. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 68-81.