Игры на уроках математики
Игры и игровые формы включаются в работу не только для того, чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Создание игровой атмосферы на уроке математики развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
При использовании игровой деятельности на уроках должны соблюдаться определенные условия: Игра должна соответствовать теме и целям урока;
Должна быть развивающей;
Игра не должна быть скучной и надоедливой;
Не должна сильно возбуждать детей;
Инструкции к игре должны быть четкими;
В конце игры должен быть подведен итог.
Используемые игры на уроках в 5-6 классах.
1)«Угадай»
Учащиеся угадывают, какое число стоит между двумя другими. Например: «Мой сосед справа…, мой сосед слева . . .». Кто живѐт в домике справ, слева?
2)«Точно по курсу»
На доске записаны примеры без ответов. Внизу кораблики, у каждого свой номер. В море шторм и кораблики сбились с курса. Надо помочь провести каждый кораблик точно по курсу. Ученик берѐт кораблик и приставляет к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на кораблике.
3)Игра «Испорченный телефон».
Для игры класс делится на 5-6 команд (по рядам). Преподаватель выдаёт листочки с заданиями обучающимся, сидящим за первыми партами, и сообщает, что нужно сделать. Ребята выполняют задание, отрывают своё решение и передают результат следующему участнику игры. Тот делает то же самое и т. д. Выигрывает та команда, которая быстро и верно выполнила задание. Обучающиеся поощряются хорошими оценками.
4)Игра «Математическое лото».
Каждому обучающемуся выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями. А также несколько маленьких с результатами вычислений. Обучающийся должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение действительными чисел, правило сравнения, правило сложения, деление, умножения чисел и др. Затем обучающиеся выполняют полученные задания.
5)Игра «Забег по кругу».
На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки. Эта игра помогает усвоить все действия с действительными числами, отработать вычислительные навыки, сообразительность, внимательность.
6)Игра «Анаграмма» (словесный логический тест).
Анаграмма - слово, в котором поменяны местами все или несколько букв, в сравнении с исходным словом. Решить анаграмму - значит определить исходное слово. Анаграммы помогают усвоению математических понятий. Интересны для ребят и случаи, когда в упражнении включено задание: «Решить анаграммы и исключить лишнее слово». Другой дидактической целью использования анаграммы может быть введение нового математического понятия. Обучающиеся рассуждают: исходные слова - задача, переменная, уравнение, функция. Так как задача решается путем составления уравнения, содержащее переменную, то лишним словом будет - функция. Сразу возникает вопрос: «что такое функция?». Таким образом, можно перейти к изложению материала.
7)Игры-соревнования.
Игра-соревнование между командами при изучении нового материала «Научился сам. Научи товарища». Соревнование между командами в групповых технологиях на основе математических боёв.
Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические навыки.