РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
1.Учить правильно выражать свои мысли, правильно строить предложения.
2. Расширять словарный запас.
3.Развивать мышление, познавательный интерес, творчество ребёнка. 4.Развивать разговорную речь и слуховое восприятие.
5.Вспитывать дисциплинированность (способствует выполнение правил).
Отвечай быстро.
Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, приучать их быстро думать отвечать.
Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
- Сейчас я назову какой – либо цвет и брошу кому – нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет
и т. д.
«Зелёный» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зелёного цвета) и бросает мяч Валею. «Лист», - отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо», - отвечает Витя и говорит «жёлтый», бросает мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.
Придумай предложение.
Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Игровое действие. Передача камешка.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
- Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое – либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмёт камешек и быстро ответит: « Я живу близко от школы». Затем он назовёт своё слово и передаёт камешек рядом сидящему.
Слово в предложении должно употребляться в той форме, в которой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому.
Кто больше назовёт действий.
Дидактическая задача. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.
Игровые правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», « действия». Затем говорит:
Дети, я работаю воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это её профессия. Как вы думаете, какая профессия у Оксаны Васильевны, которая вам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар») Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофёр, учитель сапожник, лётчик и др.) Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие – то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печёт, жарит, перемалывает мясорубкой мясо, чистит овощи и др.») Вот сейчас мы и поиграем в игру « Кто больше назовёт действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.
Воспитатель говорит слово «врач» и бросает мяч кому – либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, даёт лекарство, делает уколы, операции». « Портной» - намётывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьёт и т. д.
Воспитатель называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофёр и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовёт действий, считается выигравшим.
Скажи по другому.
Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению
Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущей игре.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».
«Красивый». – «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный»,
«Мокрый». - «Сырой, влажный»
«Близко». - «Вблизи, возле, рядом, подле, впритык, недалеко, рядышком, поблизости, недалече, недалёко.
«Весёлый». – «Радостный, жизнерадостный, ликующий, сияющий, развесёлый, мажорный».
«Волшебник». - «Чародей, маг, чудодей, чудесник, колдун».
«Вежливый». - «Обходительный, деликатный, любезный, галантный».
Не ошибись.
Дидактическая задача. Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Игровые правила. Получив в руки кубик, надо назвать одно какое – либо занятие, действие, которое делают в определённое время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.
Игровые действия. Передача кубика.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днём, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру:
- Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовёте? Дети вспоминают:
- Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причёсываемся.
- Правильно, - говорит воспитатель. – Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие; назвавший передаёт кубик другому играющему. Если кто – то не вспомнит и ничего не скажет, он должен передать его дальше. Но тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!
Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.
Подбери слово.
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущих играх.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.», «Штопать?» - «Носки, чулки, варежки, шарф», - «Завязывать?» - «Шнурки, верёвочку, шарф, платок». «Надеть?» - «Пальто, платье, чулки, шубу, юбку, сарафан, колготки».
Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.
Да – Нет.
Дидактическая задача. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильное умозаключения.
Игровые правила. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет».
Игровые действия. Угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название:
- Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придёт и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Ваня скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовёте меня.
Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» - « Нет», - «На стене?» - «Нет». – «На потолке?» - «Да», - «Стеклянный? Похож на грушу?» - «Да». – «Лампочка?» - «Да».
Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы.
Только на эту букву.
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.
Игровые правила. Называть слова только на ту букву, которую выбрал ребёнок.
Игровые действия. При правильном ответе делать один хлопок в ладоши, при неправильном – два хлопка.
Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры, обращая внимание на то, что в игре надо быть очень внимательным. Каждый должен выбрать себе какую – нибудь букву, на вопрос ведущего находить и называть слово, которое начинается на выбранную букву
Холодно – жарко.
Цель. Обогащать словарь детей наречиями – антонимами.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч детям поочерёдно, произнося при этом какое – либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречие с противоположным значением, например, холодно – жарко. Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.
Быстро – медленно, тихо – громко, скучно – весело, грубо – ласково, высоко – низко, далеко – близко, вверх – вниз, вперёд – назад.
Цепочка.
Описание игры. Один говорит слово, например, арбуз. Другой называет слово на последний звук предыдущего, т.е. на з, замок и т. д. Если кто – либо задержится, начинают считать: «раз, два, три…» Если он до пяти не успевает придумать и назвать слово, то выходит из игры.
Скажи новое слово.
Описание игры. Переставляя буквы в слове, образовать новые слова. Например: пила – липа, куст – стук, карп – парк, лето – тело, гора – рога, адрес – среда, камыш – мышка, палка – лапка…
Игра с мячом.
Описание игры. Ученикам предлагается стать в круг. Воспитатель или кто – нибудь из учеников становится в середину круга. Он бросает мяч любому и говорит: «Птица». Тот, кому бросили мяч, должен назвать птицу и кинуть мяч обратно. Можно предложить назвать рыбу, мебель, животное, цветок, дерево, одежду и т. д.
Игра на запоминание слов.
Описание игры. Один из играющих называет какой – либо предмет (лучше всего из находящихся в данном помещении). Следующий должен повторить это слово и добавить своё. Третий повторяет те же слова в той последовательности, в какой они произносились, и добавляет своё слово и т. д. Чем дольше продолжается игра, тем сложнее запомнить. Выигрывает тот, кто запомнит больше слов без единой ошибки.
Игра с пропущенными буквами.
Описание игры. Учащимся раздаются карточки, на которых слово обозначается контуром (с пропущенными буквами); необходимо вставить эти буквы, чтобы получились слова. Например, даётся контур с –е –а, из которого могут получиться слова: Света, свеча, стена, среда. Из контура б –л – а получатся слова: белка, булка.
Р – к - (рука, река). –о – а (роса, коса). – и – а (лиса, пила, Рита).
- в – т (свет). – а – а (Даша, Маша, рана, лапа, каша…)
Не зевай.
Описание игры. На лист бумаги выписываются предложения, относящиеся по своему содержанию к различным временам года. Например, «Прилетели скворцы», «С деревьев падают листья», «Дети купаются в реке», «Идёт снег», «Улетели птицы», «Набухают почки», «Тает снег», «Листья кружатся в воздухе»
и т. п. Ведущий читает все предложения подряд и поднимает после каждого предложения руку. А участники игры должны поднимать руку только в тех случаях, когда ведущий читает предложения о весне. Игра ведётся в быстром темпе. Сделавший ошибку выходит из игры.