СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры, развивающие нравственные качества детей.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Игры, развивающие нравственные качества детей.»

Игры, развивающие нравственные качества детей.

Дмитриева Татьяна Ивановна

ГБОУ РМЭ «Звениговская санаторная школа-интернат», воспитатель

Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества ребенка.

Игра этической направленности – это метод создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия детей, формирования нравственных основ поведения. Педагогическое значение игры заключается в том, что она предполагает целенаправленное влияние педагога на определенные потребности воспитанников; рассчитана на возникновение ответной реакции, переходящей в действие.

Этическая игра отличается от обычной игры тем, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребенка, способна помочь ему в преодолении трудностей. Именно этическая игра способна моделировать ситуации и различные стороны нравственной жизни людей, что позволяет в более доступной форме погружать их в мир нравственности.

Во время этической игры происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребенка. В то же время этическая игра позволяет педагогу диагностировать нравственные качества и выбирать правильные пути решения выявленных проблем.

В игре ребенок может раскрыть черты своего характера, свои способности, поведать о своих проблемах. В процессе игры важно чуткое сопровождение педагога, а не руководство ее процессом. В ходе игры взрослый как бы погружается в мир детских взаимоотношений: вникает в проблемы, волнующие детей, обсуждая их, участвует в их решении как полноправный член игрового коллектива, но при этом он знает и видит особенности сложившихся взаимоотношений.

Все это дает возможность педагогу вносить незаметные коррективы в процесс общения, помогать детям выходить на нравственно-ориентированное взаимодействие, учиться жить одним коллективом.

Игры, включающие детей в этическую проблему, используются на начальном этапе этического воспитания. Для этого необходимо погрузить младшего школьника в обсуждаемую проблему, чтобы она ему стала близка.

Так, например, на занятии на тему "Вежливые слова" с этой целью используются шкатулка и карманный фонарик. Вначале педагог перечисляет все, чем его радуют дети и говорит, что он тоже хочет порадовать их, для чего он принес на занятие волшебную шкатулку. Учитель демонстрирует шкатулку, крышка которой закрыта.

– Вы хотели бы узнать, что находится в шкатулке? (Педагог пытается открыть крышку, но она не открывается).

– Что надо сделать, чтобы открылась крышка? Как надо попросить? (Вежливо).

Крышка шкатулки открывается, и ученики видят, что в ней много маленьких игрушек.

– Вы хотели бы получить подарок из шкатулки? Что для этого надо сделать? (Вежливо попросить).

Если школьник не произносит волшебное слово, то шкатулка не открывается. Ученики приходят к этому выводу.

Когда ребенок взял подарок и сказал "спасибо", то загорается волшебный огонек (фонарик в руках педагога).

– Почему в одном случае огонек загорелся, а в другом – нет?

Ученики приходят к выводу, что если кто-то забыл поблагодарить шкатулку за подарок, то огонек не загорается.

– Важно ли благодарить. Если вам делают приятное? Почему? Как вы думаете, важно ли быть вежливым и благодарным? Почему?

Значимость данной игры состоит в том, что уч-ся не только погружаются в проблему. Нои, испытав разочарование, начинают мысленно анализировать ситуацию, осмысливать себя в ней, задавая вопрос: "В чем моя ошибка?", что и приводит их к своевременной догадке.

Цель игр, выявляющих оценочные суждения детей, – помочь ребенку исследовать нравственную природу человеческих взаимоотношений, научиться анализировать себя, свои поступки.

Игра "Собери букет"

– Представьте себе, что наступило лето и вокруг вас много цветов. Мы поиграем в игру "Собери букет". Возьмите листок бумаги и запишите на нем название цветка, который вам нравится больше всего. Представьте, что этот листок бумаги превратился в этот цветок. Желающий собрать букет может "сорвать" три цветка, которые ему особенно нравятся (взять соответствующие листы), но, срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того ученика, у кого взят цветок.

Далее ученики по желанию выходят и собирают цветы (листы бумаги), каждый раз называя лучшие качества своих одноклассников. Последний букет собирает учитель. Он берет листы-цветы у тех, у кого они остались, и называет лучшие качества этих учеников. В результате нет обиженных, а ученики услышали о себе хорошее, задумались о своих качествах.

Данная методика привлекательна тем, что в процессе игры учащиеся без назидания педагога узнают о своих качествах личности, к тому же они имеют возможность потренироваться в оценочных суждениях о своих товарищах.

Игры, способствующие накоплению опыта поведения.

Суть игры "Ромашка" заключается в том, что ученикам раздается бумажная ромашка. Отрывая лепесток, ученик пишет на нем имя того человека, перед кем он чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные слова: "Лети, лети, лепесток…" и кладет лепесток на парту товарищу, перед которым хочет извиниться и попросить прощение.

– Что вы почувствовали, когда просили прощение? Стало ли легче у вас на душе? Почему вы улыбаетесь? Пусть наши улыбки помогут нам крепче подружиться и забыть все обиды.

Цель игры "Ручеек" – создание климата доброжелательных отношений. Ученики встают парами друг за другом, соединив вверху руки дугой, образуя ручеек. Дети, выбирая себе пару, говорят партнеру приятные слова – комплименты.

Педагог может первым пройти через ручеек и выбрать себе в пару самого невыбираемого детьми ученика, сказав ему доброжелательные слова.

Игры, стимулирующие нравственное развитие младших школьников.

"Зеркало".

– Для чего нужно зеркало? Что оно нам может показать? На ваших партах лежат зеркала. Представьте себе, что они волшебные. Если в них посмотреться с одной стороны, то высветятся все самые лучшие качества, с другой – самые плохие. Задумайтесь об этом и мысленно загляните в свои зеркала.

Далее к доске выходит ученик. Его одноклассники становятся его "зеркалом" и называют его положительные качества. Ученик задумывается о том, совпадает ли его мнение с мнением класса.

В этической игре присутствуют стимулы одобрения, позитивной нравственной оценки, оценочного суждения, интереса, которые играют важную роль в укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости и ценности каждого ребенка в коллективе, его уважении, принятии таким, каков он есть.

Игра «Магазин одной покупки».

В магазине три зала – зал покупок, зал раздумий, зал возврата. В зале покупок можно выбрать одну, самую, на ваш взгляд, нужную вам вещь. Только вот цена этой покупки выражена не в денежной форме, а например «Теперь мама не сможет купить себе новые сапоги», «Придётся отложить ремонт бабушкиного телевизора», или «Дедушка не сможет купить себе дорогое лекарство» и т.д.

В зале раздумий дети читают «цену покупки», размышляя, брать её или не брать, какова её цена. Если решились сделать покупку, то забираете её себе, если нет, то оставляете в зале возврата.

Игровые приемы и ситуации в этическом занятии позволяют младшим школьникам осмыслить проблемы нравственной жизни, что в результате приводит к развитию нравственной самооценки.

Литература.

Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, №8.

Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005. – с.58-65

 Нравственное воспитание детей /Свадковский И.Ф.; АПН РСФСР.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-179с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!