СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – самая любимая, увлекательная деятельность детей, удовлетворяющая их насущную потребность действовать. Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Игры с одной стороны должны быть подвижными, с другой – вызывать живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. И, самое главное, во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании-ловле, увёртывании и других.

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду на специальных занятиях с помощью упражнений и подвижных игр.

В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого - то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений.

В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников. В процессе игры дети учатся быстро ориентироваться в пространстве.

Таким образом, игровая деятельность способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста, с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.  

 

 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР В практике детского сада с детьми средней группы широко используются такие игры как:

  • сюжетные;
  • ролевые;
  • театрализованные;
  • строительные;
  • дидактические;
  • малоподвижные игры;
  • подвижные игры. Сюжетные игры направлены на развитие и обогащение сюжетов детских игр, самостоятельное создание игровых замыслов, а также на воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, развитие умения считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь. Ролевые игры направлены на совершенствование умения детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общим игровым замыслом, а также на обучение детей готовить обстановку для игры: подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место для игры. Театрализованные игры направлены на развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности. В ходе игры детей учат разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Строительные игры направлены на развитие у детей умения использовать в игре постройки из различного материала, побуждение создавать постройки большей конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2 – 3 этажа, магазин с большими витринами, широкий мост для проезда автомашин или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Дидактические игры направлены на закрепление представлений о свойствах предметов, умений сравнивать их по внешним признакам, группировать (например, посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя, зимняя и др.). В ходе дидактической игры у детей развиваются такие процессы как – внимание, наблюдательность, настойчивость. Но среди всего многообразия игр в работе инструктора по физической культуре особо следует выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими. В ходе игры у детей развивается двигательная активность, ловкость, быстрота, пространственная ориентировка. Воспитывается самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников, ребята приучаются к самостоятельному выполнению правил. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, их можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей, которые применяют в упрощенном виде.   1. Сюжетные игры   Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), сред­ствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях приро­ды, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т.п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бе­гают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязатель­но для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, ко­личество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Особенно они нравятся детям средней группы. Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействий на детей. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевопло­щаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпры­гивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ре­бенка к правильному их выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.   2. Бессюжетные игры   Бессюжетные игры типа ловишек, пере­бежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: на­личие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвя­занные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия вы­полнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигатель­ных заданий в соответствии с простейшими правилами.             3. Игровые упражнения   Подвижные игры и игровые упражнения взаимо­связаны, однако по целевому назначению, педагогическим зада­чам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представля­ют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в воротца» и др.) По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдель­ному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей. Многие упражнения имеют сюжетный характер, т.е. в них вносится элемент игры (например, «По мостику», «Через ручеек»). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению. Игровые упражнения можно использовать на физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.   4. Игры-забавы   В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных празд­никах. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, «напоить лошадку» и т. п.). Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. Наряду с подвижными играми с детьми дошкольного возраста также широко используют в частности инструктор по физической культуре малоподвижные игры, которые направлены на успокоение детей и снижение физиологической нагрузки после занятия.  

Просмотр содержимого документа
«Игры в детском саду»

ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ







Самостоятельная работа


Тема: «Методические рекомендации по организации игровой деятельности в средней группе в условиях реализации ФГТ»








Работу выполнил:

Воспитатель МБДОУ «Солнышко»

Никифоровского района

Коровина Нелли Александровна








Тамбов 2012

СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………………. 3


1. Классификация игр ………………………………..…………………………...4

2. Условия проведения игр ……….……………………………………………...7
3. Игры в режиме дня………………... …………………………………………..9

4. Особенности методики организации и проведения игровой деятельности детей ………………………………………………………………………...........11

5. Примерный перечень подвижных игр ……………………………................13

5.1. Сюжетные игры …………………………………………………………….13

5.2. Бессюжетные игры …………………………………………………………17

5.3. Игровые упражнения ……………………………………………………….19

5.4. Игры-забавы ………………………………………………………………...25

6. Примерный перечень малоподвижных игр …………………………………27


Заключение ………………………………………………………………………29

Список литературы ……………………………………………………………...31



























ВВЕДЕНИЕ


Игра – самая любимая, увлекательная деятельность детей, удовлетворяющая их насущную потребность действовать. Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Игры с одной стороны должны быть подвижными, с другой – вызывать живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. И, самое главное, во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании-ловле, увёртывании и других.

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду на специальных занятиях с помощью упражнений и подвижных игр.

В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого - то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений.

В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников. В процессе игры дети учатся быстро ориентироваться в пространстве.

Таким образом, игровая деятельность способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста, с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.






  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

В практике детского сада с детьми средней группы широко используются такие игры как:

  • сюжетные;

  • ролевые;

  • театрализованные;

  • строительные;

  • дидактические;

  • малоподвижные игры;

  • подвижные игры.

Сюжетные игры направлены на развитие и обогащение сюжетов детских игр, самостоятельное создание игровых замыслов, а также на воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, развитие умения считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.

Ролевые игры направлены на совершенствование умения детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общим игровым замыслом, а также на обучение детей готовить обстановку для игры: подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место для игры.

Театрализованные игры направлены на развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности. В ходе игры детей учат разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Строительные игры направлены на развитие у детей умения использовать в игре постройки из различного материала, побуждение создавать постройки большей конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2 – 3 этажа, магазин с большими витринами, широкий мост для проезда автомашин или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).

Дидактические игры направлены на закрепление представлений о свойствах предметов, умений сравнивать их по внешним признакам, группировать (например, посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя, зимняя и др.). В ходе дидактической игры у детей развиваются такие процессы как – внимание, наблюдательность, настойчивость.

Но среди всего многообразия игр в работе инструктора по физической культуре особо следует выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими. В ходе игры у детей развивается двигательная активность, ловкость, быстрота, пространственная ориентировка. Воспитывается самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников, ребята приучаются к самостоятельному выполнению правил.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, их можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей, которые применяют в упрощенном виде.


1. Сюжетные игры


Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), сред­ствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях приро­ды, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т.п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бе­гают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязатель­но для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, ко­личество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Особенно они нравятся детям средней группы.

Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействий на детей.

В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевопло­щаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпры­гивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания.

В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ре­бенка к правильному их выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.


2. Бессюжетные игры


Бессюжетные игры типа ловишек, пере­бежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: на­личие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвя­занные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия вы­полнения такого задания определяются правилами.

Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигатель­ных заданий в соответствии с простейшими правилами.


3. Игровые упражнения


Подвижные игры и игровые упражнения взаимо­связаны, однако по целевому назначению, педагогическим зада­чам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представля­ют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в воротца» и др.)

По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдель­ному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т.е. в них вносится элемент игры (например, «По мостику», «Через ручеек»). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Игровые упражнения можно использовать на физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.


4. Игры-забавы


В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных празд­никах. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, «напоить лошадку» и т. п.). Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Наряду с подвижными играми с детьми дошкольного возраста также широко используют в частности инструктор по физической культуре малоподвижные игры, которые направлены на успокоение детей и снижение физиологической нагрузки после занятия.



2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР

Для проведения подвижных игр и игровых упражнений в каждом дошкольном учреждении необходимо иметь разнообразное физкуль­турное оборудование, которое может быть установлено как на участке (на групповых площадках), так и в групповых комнатах. Оно широко применяется при проведении организованных физ­культурных занятий и подвижных игр, а также стимулирует са­мостоятельную двигательную деятельность детей.

Для упражнений в ходьбе и беге, в ходьбе с сохранением равновесия надо иметь такие пособия: площадку с лесенками с двух сторон, площадку с лесенкой и скатом, гимнастические скамейки, бревна (круглые либо со стесанным верхом), доски простые и с зацепами для прикрепления их к гимнастическим стенкам, трибункам, ящики, деревянные бруски высотой не более 20 см, качели и качалки разных конструкций, стойки (высотой 130-140 см), планки или веревочки с грузами на концах для подвешивания их на стойки.

На площадке и в помещении должны быть пособия для упражнений в лазании. Поскольку эти упражнения довольно однообразны, важно, чтобы пособия были разными; выполнение упражнений на разных пособиях сделает их более интересными и полезными для малышей. Пособия для лазания: гимнастическая стенка, лесенки-стремянки, приставная лесенка с зацепами, скат приставной с зацепами.

Для ползания и переползания используют дуги, обручи, гимнастические скамейки, бревна, деревянные ящики, горизонталь­ные и наклонные доски и т. п.

Для бросания, перекатывания, ловли, попадания в цель дети пользуются мячами разных размеров, мешочками с песком (вес 150-200 г), а также шишка­ми, камешками и другими предметами. В качестве мишеней мож­но использовать обручи, корзины, различные сетки.

При проведении прыжков нужны шнуры, плоские обручи, невы­сокие скамеечки или ящики.

В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, сооружаются невысокие снежные валы, небольшие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).

Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях детей необходимо использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки, поваленные деревья, пеньки, ру­чейки, деревья, кустики являются прекрасными «пособиями» для приобретения детьми нужных и полезных навыков естест­венных движении. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или упражнений.

На свежем воздухе важно проводить игры с такими движе­ниями, как бег, перебрасывание мячей, бросание камешков, шишек, т. е. таких, для которых нужен простор.

В помещении, так же как и на участке, желательно иметь по­собия для упражнения в разных видах основных движений. Кроме того, для игр в помещении можно использовать и различ­ную мебель: столы, стулья, табуреты, диванчики. Так, через положенную на сиденья стульчиков рейку дети могут переша­гивать или подлезать под нее, между ножками стула прокатывать мячи, шарики.

Помимо перечисленных выше пособий и предметов, для про­ведения игр и игровых упражнений необходимо иметь доста­точное количество разных мелких пособий и игрушек, которые мож­но использовать как в помещении, так и на участке. Это наборы флажков, погремушек, мячей разных размеров, шариков, цветных лент, скакалок, шнуров длинных и коротких, вожжей, обручей, небольших колечек, фанерных или картонных кружков, кубиков, палок, кеглей.

Все это позволяет разнообразить игровые упражнения, из­менять условия выполнения двигательных заданий в играх.

Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соот­ветствующие каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы малыши сами могли взять из них нужное для игры и положить обратно по ее окончании. Это важно для воспитания у детей самостоятельности, бережного отношения к пособиям, соблюдения определенного порядка.

При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка, выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка, петуха и' др.) водящего, можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей. Остальным детям, принимающим участие в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Но если игра проводится на праздничном утреннике или на вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное праздничное настроение.

Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования, пособий являются необходимыми условиями для правильной организации и проведения игровой деятельности детей дошкольного возраста.



3. ИГРЫ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Подвижные игры проводятся с дошкольниками ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь ребятам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.

Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые малоподвижные игры с небольшими груп­пами детей или с некоторыми детьми индивидуально.

Нецелесообразна активная двигательная деятельность сразу после завтрака.

Перед занятиями уместны игры средней подвижности, это игры чаще всего индивидуального порядка.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.

На утренней прогулке после занятий проводятся разные по ха­рактеру подвижные игры. Их количество и длительность в от­дельные дни недели не одинаковы.

При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесо­образно провести игру с более активными действиями. Однако пос­ле занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музы­кальные и физкультурные занятия.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физи­ческой культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограни­чивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требую­щие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвра­титься к первой игре.

В занятие физической культурой для младших дошколь­ников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная ­в основную часть, вторая, более спокойная - в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.

В такие дни подбирают под­вижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе мно­го, а места в помещении или на площадке недостаточно, орга­низуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводят­ся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.

Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как дети быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает желание участвовать в этих играх.

Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр с дошкольниками на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их дви­жения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям пятого года жизни, имеющим достаточный двигательный опыт, играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложными движени­ями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное простран­ство, поэтому игры с детьми удобнее проводить небольшими подгруппами.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть прове­дены на участке с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, проводить подвижные игры в помещении - в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простор а и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре.

На участке же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную пло­щадку - сделать постройки из снега (снежные валы, невысокие гор­ки, воротики, лабиринты), а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т.п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе.

Если детский сад выезжает на дачу или расположен по­близости от леса, парка, лужайки, то при проведении подвижных игр во время прогулок следует использовать особенности окружающей местности: пригорки, пеньки, канавки, поваленные деревья. Они могут служить препятствиями, преодолевая которые дети приобретают многие полезные навыки, приучаются управлять своими движениями в различной обстановке. Малыши учатся ловко пробегать между деревьями, проходить по узкой тропинке, взбираться на пеньки, сходить с них, перешагивать невысокие препятствия. Двигательный опыт детей обогащается, совершенст­вуются функциональные возможности детского организма.



4. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

При использовании подвижных и малоподвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность.

Для каждой возрастной группы игры подбираются по принципу преобладающего вида движений: ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье.

В играх, рекомендуемых для детей средней группы, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подбирается ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке.

Детей 4-5 лет уже интересует результат произведенных дей­ствий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Самолеты» и др., С удовольствием вы­полняя те или иные роли (гуси стараются убежать от волка, пчелы - прогнать медведя, кошка - поймать мышку и т. д.).

В процессе игры внимание воспитателя должно быть на­правлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, по­этому игры даются с постепенным усложнением движения. Так, в игре «Мыши в кладовой» дети бегают в одном направле­нии, а в таких, как «Карусель», - по кругу; в играх «Самоле­ты», «У медведя во бору» дети упражняются в быстром беге и ловле, а в игре «Медведи и пчелы» - в быстром лазанье и т. д.

Но следует помнить, что нельзя давать в игре лазанье, ес­ли дети еще не научились хорошо этого делать: обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже ис­пользовать игру, включающую это движение. Точно так же, прежде чем вводить в игру перепрыгивание через препятствия, нужно проследить, как прыгает каждый ребенок. К игре при­влекаются только те дети, которые прыгают свободно, с осталь­ными надо предварительно поупражняться в прыжках в высо­ту, через веревочку.

В процессе игры инструктор отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности:· «Вот какой ловкий был медведь, многих ребят поймал!».

Педагог использует подвижную игру и для воспитания у де­тей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств. «Молодцы, ребята, - говорит он, - все дружно защищали мышку от кота, без вас ей бы не спастись!».

В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвиж­ных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшем - при самостоятельной организации ими игры. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

Помимо сюжетных игр, в средней группе используются игры, построенные на определенном задании: «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо» и др. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми.

Есть игры, которые нельзя организовать с большим чис­лом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с пред­метами, с игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки и т. п.).

Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколь­ко раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.

Часто, кончив играть в настольную или строительную игру, ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать дру­гим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, по­катать обруч, попрыгать через веревочку, в зависимости от то­го, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, ка­кие группы мышц потренировать. Воспитатель может способ­ствовать объединению детей в общей игре: «Кегли», «Гуси-ле­беди» и др.

В средней группе должен быть запас таких хорошо усвоен­ных игр, в которые дети могут играть в любое время и с вос­питателем, и самостоятельно.





5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧНЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР

В процессе игровой деятельности развивается речевое общение детей, расширяется и обогащается их словарный запас, формируются положительные взаимоотношения между детьми (дружелюбие, взаимопомощь), воспитывается организованность, умение выполнять правила игры, настойчивость и выдержка.

5.1. СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ

Лошадки

Цель. Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Описание. Дети распределяются в пары по желанию: один - лошадка, другой - кучер, который запрягает лошадку (на­девает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно. Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.

Указания к проведению. Первое время воспитатель по­могает детям надеть вожжи и непосредственно участвует в игре в роли кучера. Целесообразно на первых порах помочь подоб­рать в пару детей примерно одинаковых по уровню двигатель­ной подготовленности. Вместо вожжей могут быть использова­ны цветные шнуры или скакалки. По мере того как дети научатся запрягать лошадку и ездить по площадке, можно разрешить играть сразу нескольким парам и не только на площадке, но и на прилегающей дорожке.


Мыши и кот

Цель. Приучать детей бегать легко, на носках, не натал­киваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвра­щаться в норки - когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети - мышки - выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за свой стульчик или дугу и спрятаться, присев за ними.


Лохматый пес

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попа­даться ловящему и не толкаясь.

Описание. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько под­ходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети раз­бегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и. опять ложится на коврик.

Указания к проведению. Место, где находится пес, и место, куда убегают дети, должны располагаться подальше одно от другого, чтобы было пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.


Конники

Цель. Приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориентироваться в пространстве.

Описание. Группа детей (5-6 чел.) становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длиной 50 - 60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сто­рону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование, находя­щееся на площадке.

Указание к проведению. Во время игры воспитатель мо­жет предложить конникам ехать быстро и медленно, а также в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования. Дается задание, кто скорее проскачет на лошадке до определенного места на площадке или дорожке.


Трамвай

Цель. Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Описание. 3 - 4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т.е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный­ останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок - и трам­вай едет: дети бегут па краям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается.

Указания к проведению. Если детей в группе много, можно составить два трамвая. Сюжет игры может быть более развернутым: во время остановок одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспита­тель знакомит детей с правилами уличного движения. Он следит за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.


Воробушки и кот

Цель. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробушки вылетают на дорогу»,- говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потя­гивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, ко­торые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает воспи­татель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей.


Кролики

Цель. Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность. .

Описание. В одной стороне комнаты полукругом расстав­лены стулья, сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне - дом сторожа. Посередине на­ходится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2-3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки - кролики сидят в клетках. Воспитатель - сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспи­тателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Указания к проведению. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать за них спинами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сиденья стульев палки, рейки.


Такси

Цель. Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Описание. Дети становятся внутрь боль­шого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода, другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребенок - водитель такси, второй - пассажир. Дети бегают по площад­ке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Указания к проведению. Одно­временно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь - то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.


Зайцы и волк

Цель. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, вы­полнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево).

Описание. Дети - зайцы прячутся за кустами и деревьями.

В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет!» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

В игре можно использовать небольшой текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении.

С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

Указания к проведению. Ребенок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. Первое время роль волка выполняет воспитатель, при этом он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убежать и спрятаться. Затем можно предложить выполнять роль волка детям по желанию.





5.2. БЕССЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ

Цель игр, приведенных ниже: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость и умелость.

Найди свой цвет

Описание.

Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предла­гает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет флажки. По слову «домой» дети открывают глаза, находят флажок и бегут к нему. Воспи­татель, отмечает, какая группка собралась быстрее других.


Найди себе пару

Описание.

Для игры нужно приготовить флажки по количеству уча­стников. Половина флажков одного цвета, остальные - дру­гого цвета. Каждый ребенок получает один флажок. По сигна­лу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два уда­ра в бубен или на слова «найди пару») дети, имеющие одинако­вые флажки, становятся рядом.

В игре должно принимать участие нечетное число детей, что­бы один остался без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят:

Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),

Быстро пару выбирай.

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площад­ке, и игра повторяется.

Примечание. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.


Пробеги тихо

Описание.

Дети делятся на группки по пять - шесть человек. Они сто­ят за чертой на одном конце площадки. Выбирается водящий, он садится посредине площадки (или комнаты) и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна группка бежит мимо водя­щего на противоположный конец площадки до условленного места (черты). Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», - и бегущие оста­навливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слы­шит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так поочередно пробегают все подгруппы детей.

Выигрывает та подгруппа, которую не услышал водящий. При повторении игры водящий меняется.

Примечание. Эту игру лучше проводить в помещении, ко­гда дети в тапочках или в другой легкой обуви, и им удобнее бежать на носочках. Кроме того, на участке бесшумно бежать трудно: шуршит песок, листья и пр.

Перепрыгнем через ручеек

Описание.

На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а даль­ше все шире и шире (от 10 до 40 см).

Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он пошире, и, на­конец, где самый широкий.

Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в caмом широком месте.


Накинь кольцо

Описание.

Игра заключается в набрасывании колец на различные за­бавные фигурки, например на слона с поднятым хоботом, гуся с вытянутой шеей, зайчика с поднятой лапой и т. п.

На расстоянии 1,5 - 2 метра от фигуры проводится черта - гра­ница, с которой дети бросают кольцо. Воспитатель показывает, как надо встать, как держать кольцо в горизонтальном поло­жении, как бросать (от себя), чтобы оно оставалось в этом по­ложении и во время полета (у детей это получается не сразу, поэтому предварительно нужно побросать кольцо вместе с ре­бенком, направляя движение его руки).


Мяч через веревку (сетку)

Описание.

Между деревьями или гимнастическими сгойками натяги­вается веревка или сетка на уровне груди ребенка.

По обе стороны веревки (сетки) на расстоянии 1 метра от нее проводятся линии. Подгруппы детей (по 4 - 6 человек с каждой стороны) становятся на линиях друг против друга.

Один из детей, стоящих крайним, получает мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» - он бросает мяч через сетку ребенку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т.д. Когда мяч дойдет до последнего играющего, воспитатель отмечает, какие ошибки были у одной и другой подгруппы играющих. При повторении игру начинает другая подгруппа.


Найди флажок (Найди, где спрятано)

Описание.

Дети сидят вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый его найдет, тот получает право прятать его при повторении игры.

Флажок надо спрятать так, чтобы дети его не сразу нашли.

Но если дети долго не могут найти флажок, воспитатель под­ходит к месту, где он спрятан, и предлагает детям поискать там.

Когда флажок прячет ребенок, ему нужно помочь подыскать соответствующее место.

Флажок можно заменить другим предметом.



5.3. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения с ходьбой и бегом

Цель. Развивать согласованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, небольшими группами, всей группой, в колонне по одному, парами, по кругу, врассыпную; приучать детей менять движения по сигналу воспитателя; развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве.


На праздник

Описание.

Дети становятся парами, взявшись за руки. У каждого из них по флажку. Дети проходят парами, держа в руках флажки.

Указания к проведению. Воспитатель помогает малы­шам стать в пары, дает каждому по флажку и объясняет, как надо красиво и ровно идти парами, не тянуть друг друга, не отставать.

По сигналу воспитателя дети могут разойтись в разные стороны, а затем снова найти свою пару.


С кочки на кочку

Описание.

Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч.

Указания к проведению. Вместо, обручей можно использовать небольшие фанерные кружки диаметром 30-35 см. Если упражнение проводится на участке, то можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо пере­шагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок.


По коридорчику

Описание.

На полу расставляются кегли в два ряда. Расстоя­ние между ними 35 - 40 см, а между кеглями одного ряда 15 - 20 см. Дети должны пройти или пробежать по коридорчику, не задевая за кегли.

Указания к проведению. Дети проходят по коридор­чику сначала по одному, а затем и несколько человек друг за другом. Можно дать задание одному ребенку пройти по коридорчику туда и обратно.


Пройди и не сбей

Описание.

На полу расставляют в один ряд несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее 1 м один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнаты, огибая кегли (змейкой) и не за­девая за них.

Указания к проведению. Воспитатель ставит сначала только 3 кегли, показывает как надо пройти, а затем предлагает проделать это упражнение детям, помогает им пройти. При повторении упражнения можно увеличить количество кеглей или кубиков и предложить детям пробежать между ними.


По трудной дорожке

Описание.

Воспитатель кладет на пол доску шириной 25 - 30 см, а за ней раскладывает кубы, бруски на расстоянии 25 - 30 см один от другого. Педагог предлагает детям пройти по трудной дорожке, сначала по доске, стараясь не оступиться, затем перешагивая через кубики, бруски, не задевая за них.

Указания к проведению. Воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения при выполнении задания, подбадривает их, некоторых поддерживает за руку. Необходимо следить за тем чтобы ребята шли спокойно, не спешили.

Примечание.

В упражнениях «С кочки на кочку», «По коридорчику», «Пройди и не сбей», «По трудной дорожке» для повышения ин­тереса детей к их выполнению можно использовать игрушки, флажки, погремушки, до которых детям предлагается дойти. Например, пройти по коридорчику до флажка, поднять его и помахать над головой. Или погладить мишку, кошку и т. п. Такие упраж­нения, как «С кочки на кочку», «По трудной дорожке» хорошо проводить на воздухе, выбрав для этого соответствующие условия.


Упражнения с ползанием и лазаньем

Цель. Учить детей ползать разными способами (опираясь на колени и ладони, на ступни и ладони), а также учить их пере­лезать через препятствие, проползать, не задевая за препятствие; совершенствовать умения в ползании по ограниченной площади, прямой и наклонной, в лазанье по вертикальным лестницам, развивать координацию движений, ловкость, воспитывать смелость.


Проползи - не задень

Описание.

Дети располагаются в одной стороне комнаты, зала. На расстоя­нии 3 - 4 м от них ставятся стулья, на сиденья которых положены гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.

Указания к проведению. Воспитатель может увеличить расстояние для ползания, а также по своему усмотрению поло­жить палки повыше или, наоборот, ниже. Следить за тем, чтобы дети, проползая, не задевали за палки, рейки, хорошо прогибали спину и не поднимались раньше, чем доползут до скамейки.


Пройди мишкой, проползи мышкой

Описание.

Дети располагаются у одной стены комнаты. Воспитатель ставит перед ними одну за другой две дуги разного размера. Первая дуга высотой 50 см, на расстоянии 2 - 3 м от нее вторая дуга высотой 30 - 35 см. Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает ему пройти над первой дугой на четвереньках, как мишка, т.е. опираясь на ступни ног и на ладони, а под второй дугой - проползти как мышка (на коленях и ладонях), затем подняться и прибежать бегом на свое место.

Указания к проведению. Для проведения этого упраж­нения можно также использовать рейки, положенные на кубы или сиденья (спинки) стульев. Воспитатель следит, чтобы дети прополза­ли по-разному, подбадривает их, подсказывает, как надо выполнять упражнение.


Проползи через обруч

Описание.

Воспитатель ставит обруч ободом на пол, придерживая его рукой сверху. Вызванный ребенок должен проползти на четве­реньках через обруч, не задевая его, потом встать и похлопать в ладоши над головой.

Указания к проведению. Дети выполняют упражнение друг за другом. Воспитатель может усложнить упражнение, предложив детям пролезать через обруч, не касаясь руками пола. В этом случае ребенок, подойдя к обручу, должен присесть и, передвигаясь только на ногах, пролезть через обруч. Для хорошего выпрямления можно затем предложить детям достать до подвешен­ного в сетке мяча, колокольчика.


Влезь на горочку

Описание.

Дети сидят на стульчиках или стоят. Воспитатель устанавли­вает доску наклонно, укрепив один ее конец с зацепами за рейку гимнастической стенки или трибунки,- получается горочка. Выз­ванный воспитателем ребенок должен влезть на горочку. Ребенок подходит к концу доски, наклоняется, берется руками за ее края и лезет на четвереньках по наклонной доске до гимнастической стенки или трибунки, затем малыш выпрямляется, берется за рейку и спускается вниз по лесенке.

Указания к выполнению. Доска устанавливается сначала с небольшим наклоном, затем, по мере овладения детьми движениями, воспитатель может поднять ее конец повыше, на следующую рейку, - наклон станет больше. Упражнение требует от детей достаточной ловкости, смелости, поэтому воспи­татель подбадривает их, помогает тем, кто затрудняется, поддер­живает их. Это упражнение хорошо выполнять летом в природных условиях.


Упражнения с катанием, бросанием и ловлей

Цель. Совершенствовать умения детей действовать с различ­ными предметами (мячами, шарами, обручами); продолжать развивать умения прокатывать мячи и бросать их в определенном направлении двумя руками и одной рукой; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию движений, ловкость.


Кто дальше бросит мешочек

Описание.

Дети стоят на одной стороне зала или площадки за начер­ченной линией или положенной веревкой. Все получают мешочки и по сигналу воспитателя бросают их вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мешочек. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочкам и останавливаются возле них; двумя руками они поднимают мешочки вверх над головой. Воспи­татель отмечает тех, кто бросил мешочек дальше всех. После этого малыши возвращаются обратно за линию.

Указания к проведению. Дети бросают мешочки по указанию воспитателя правой и левой рукой. Количество играющих может быть разным, но не более 10-12 человек. Вес ме­шочка 150 г.


Попади в круг

Описание.

Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерчен­ного на полу, земле, диаметром 1-1,5 м). В руках у них мешочки с песком, по сигналу воспитателя они бросают мешочки в круг, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.

Указания к проведению. Воспитатель по своему усмот­рению может увеличивать или уменьшать расстояние, с которого дети бросают мешочки. Мешочки надо бросать правой и левой рукой.


Подбрось повыше

Описание.

Один ребенок или несколько детей берут по мячу и становятся на свободное место в комнате или на площадке. Каждый подбра­сывает мяч вверх, прямо над головой двумя руками и старается его поймать. Если ребенок не сможет поймать мяч, то поднимает его с пола и снова подбрасывает.

Указания к проведению. Детям четвертого - пятого года жизни надо дать мячи диаметром 12 - 15 см. Одновременно могут выполнять упражнение до 10 -15 человек. Воспитатель говорит детям, чтобы они старались поймать мяч кистями pук, не прижимая к груди.


Поймай мяч

Описание.

Напротив ребенка на расстоянии 1,5 - 2 м от него становится воспитатель. Он бросает мяч ребенку, а тот возвращает его.

Указания к проведению. Начинать бросать мяч ребенку надо с меньшего расстояния. Когда он овладеет навыками бро­сания и ловли, расстояние можно увеличивать. Воспитатель учит детей бросать мячи друг другу и ловить их. Он следит, чтобы они бросали мячи снизу вверх двумя руками, при ловле не прижи­мали их к груди.


Брось через веревочку

Описание.

Дети располагаются на стульях вдоль одной стены зала.

На высоте примерно 1 м от пола натягивается веревочка. (Ве­ревочку длиной 3 м с грузами на концах можно положить на спинки двух стульев для взрослых или стойки для прыжков.) На расстоя­нии 1,5 м перед подвешенной веревкой кладется на пол шнур. Около него лежат 1 - 2 мяча диаметром 12 - 15 см. Один или двое детей подходят к шнуру, берут в руки мячи и бросают их двумя руками из-за головы через веревку, затем догоняют их, пробегая под веревкой; догнав мячи, возвращаются обратно.

Указания к проведению. Вместо веревки можно использовать длинную рейку, которая также кладется на спинки стульев. Высоту, на которой натягивается веревка, и расстояние от нее воспитатель уменьшает или увеличивает по своему усмотрению в зависимости от возможностей детей. На участке веревочка может быть натянута между стойками для прыжков или близко расположенными деревьями.


Упражнения с подпрыгиванием и прыжками

Цель. Продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания, подводя детей постепенно к выполнению прыжков в длину с места.


Через ручеек

Описание.

На площадке чертятся две линии на расстоянии 15 - 20 см ­это ручеек. В помещении можно положить на пол два шнура на таком же расстоянии. Нескольким детям предлагают подойти поближе к ручейку и перепрыгнуть через него, оттолкнувшись сразу двумя ногами.

Указания к проведению. Воспитатель может сказать детям, что ручеек глубокий, поэтому надо прыгнуть как можно дальше, чтобы не попасть в него, не намочить ноги.

Одновременно упражнение могут выполнять 4-5 детей. Расстоя­ние между линиями нужно постепенно увеличивать де 30-35 см. Воспитатель следит за тем, чтобы дети посильнее отталкива­лись и мягко приземлялись, сгибая колени.


Дотронься до мяча

Описание.

Взрослый держит небольшой мяч в сетке. Он предлагает ребенку подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками. Один ребенок подпрыгивает вверх 3-4 раза, затем воспитатель предлагает подпрыгнуть другим детям.

Указания к проведению. Вместо мяча воспитатель может держать в руках колокольчик, погремушку. В зависимости от роста детей и их возможностей взрослый регулирует высоту подъема мяча, колокольчика. Колокольчик или погремушки можно подвесить на натянутый шнур так, чтобы они находились несколько выше вытянутых вверх рук ребенка. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыги­вая, старались коснуться предмета дву­мя руками, это обеспечит равномерное развитие мышц плечевого пояса.


Поймай комара

Описание.

Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине кру­га. В руках у него прут длиной 1-1,5 м с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кру­жит шнур немного выше голов игра­ющих - комар пролетает над головой; дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал».

Указания к проведению. Hадo следить, чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, воспитатель то опускает, то поднимает его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать до комара.


Повернись вокруг себя

Описание.

Воспитатель предлагает одному ребенку или нескольким детям попрыгать на двух ногах на месте с поворотом. Дети стано­вятся на небольшом расстоянии друг от друга лицом к воспита­телю и по его сигналу начинают прыгать. С каждым подпры­гиванием они делают небольшой поворот в одну сторону (влево или вправо) так, чтобы через несколько подпрыгиваний снова стать в исходное положение. Затем упражнение можно повторить, поворачиваясь в другую сторону.

Указания к проведению. Прежде чем дети начнут выполнять это упражнение, воспитатель должен показать, как оно выполняется. Hадo следить, чтобы дети подпрыгивали повыше и мягко опускались на носки. Руки они держат свободно, при подпрыгиваниях могут взмахивать ими. Когда малыши научатся хорошо подпрыгивать, им можно предложить поставить руки на пояс. Это упражнение может выполняться как небольшими группа­ми, так и всей группой детей одновременно.




5.4. ИГРЫ – ЗАБАВЫ

Цель. Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.


Прятки

Описание. Воспитатель предлагает детям спрятаться вместе с ним от няни, которая в это время должна отвернуться и не смотреть, куда они прячутся. Дети вместе с воспитателем заходят за шкаф или приседают на ковре, а воспитатель закры­вает их прозрачным платком. Воспитатель спрашивает у няни: «А где же наши дети? Тетя Катя, вы не видели их?» Няня начинает искать детей, нарочно заглядывая в другие места. Ребята с восторгом выскакивают из своего укрытия и с веселым смехом подбегают к ней. Няня обнимает их и приветливо говорит: «Где же вы так спрятались, что я не могла найти вас?»

Указания к проведению. После того как дети несколь­ко раз прятались вместе с воспитателем, они смогут спрятаться самостоятельно, а воспитатель будет их искать. Прятаться может и воспитатель, тогда дети его ищут. Им это доставляет боль­шое удовольствие. После многократных повторений игры искать де­тей сможет и ребенок.


Жмурки с колокольчиком

Описание. Одному из детей дают колокольчик. Двое дру­гих детей - жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчи­ком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удастся поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются.

Указания к проведению. Для этой игры нужно огра­ничить место, так как на большом пространстве малышам трудно ловить детей, особенно с закрытыми глазами.


Дай кролику морковку

Описание. Дети сидят на скамейках на веранде или площад­ке. Одному из них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен дать игрушечному кролику. Ребенок становится на расстоянии 3 м от кролика, ему завязывают глаза. Малыш дол­жен подойти к кролику и дать ему морковку (поднести морковку к мордочке кролика).

Указания к проведению. Обычно ребенку не удается сразу точно выполнить задание и его действия вызывают смех у остальных детей. Поэтому водящего в этой и подобных ей играх назначают по желанию.


Напои лошадку

Описание. Условия игры те же, что и в игре «Дай кролику морковку».

Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти к лошадке и напоить ее (поднести ведро к морде лошади).

Указания к проведению. Для игры желательно взять лошадку большого размера, на которую дети могут садиться. Это облегчит им выполнение задания - можно будет напоить лошадку, не нагибаясь.

Воспитатель вызывает детей только по их желанию. Если никто из них не изъявит желания начать первым, то воспитатель может сам попытаться выполнить задание. Можно предложить участвовать в игре кому-либо из детей старшей или подготовительной к школе группы. Пусть дети средней группы сначала посмотрят, посмеются над неудачником, а затем и сами попробуют играть.


Ударь по мячу

Описание. Игра проводится в зале или на площадке. Нужно ударить по мячу с завязанными глазами. Воспитатель кладет большой мяч на пол (на землю), на расстоянии 2 - 3 м от него проводит линию. Ребенок, согласившийся выполнить задание, под­ходит к мячу, становится к нему спиной, затем отходит к линии и поворачивается к мячу лицом. Воспитатель завязывает ему глаза. Водящий должен подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Указания к проведению. Если задание выполнено удач­но, то вызывают другого ребенка. Если же удар по мячу был неудачным, то можно предложить этому же ребенку повторить задание. Если неудача огорчит ребенка, надо подбодрить его, сказать, что в следующий раз и у него обязательно получится.

Водящего в этой игре назначают по его желанию.
















6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧНЬ МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР

Цель. Успокоить детей, снизить физиологическую нагрузку, и в тоже время создать положительное эмоциональное состояние, повысить настроение детей.

Отгадай, чей голосок?

Описание.

Играющие берутся за руки и образуют хоровод, внутри круга стоит водящий с закрытыми глазами. Можно ему повязать платок на глаза.

Хоровод ходит по кругу и произносит следующее:

- Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг. (В это время хоровод поворачивается и идет в другую сторону)

- А как скажем «СКОК- СКОК- СКОК»

- Отгадай, чей голосок?

Слова «СКОК- СКОК- СКОК» произносит один из участников хоровода. Делает это по сигналу инструктора.

Задача водящего - угадать кто произнес эти слова, если отгадал - он становится в хоровод, а произносивший слова становится водящим.


Делайте за мной!

Описание.

Инструктор по физической культуре либо воспитатель (в зависимости от того кто играет с детьми) встает в круг ребят. Он показывает ребятам различные движения, которые те должны в точности повторять. Заранее договариваются о том, что два (одно или максимум - три) движения не повторяются, а заменяются другими, и эта замена репетируется, чтобы все дети хорошо запомнили, что чем надо заменять. Например - когда воспитатель дотрагивается до носа - надо хлопать в ладоши. Тот, кто ошибается при повторении - выбывает из игры.


Тик-так

Описание.

Игра проводится для двух команд. Лучше, если у инструктора будет свисток, но если его нет - сигнал свистка можно заменить на хлопок в ладоши. Инструктор объясняет и репетирует правила: если дан один сигнал (свисток или хлопок) - первая команда кричит «ТИК!», если даны два сигнала - вторая команда кричит – «ТАК!».

Сначала инструктор по физической культуре в правильном порядке дает сигналы, но через некоторое время дает один и тот же сигнал подряд, что сбивает ребят, они ошибаются и кричат невпопад. Лучше чередовать периоды «правильных» сигналов и сигналов «невпопад».

Инструктор должен тщательно следить за количеством ошибок у команд, после игры он сам определяет победителя-команду, стараясь быть максимально объективным и справедливым.


Три движения

Описание.

Воспитатель показывает три движения и репетирует с ребятами их повторение. Движения должны быть простыми, например - вытянуть руки вверх, вытянуть руки вперед, согнуть в локтях, поставить руки на пояс и т.п. Каждому движению присваивается номер. Руководитель объясняет задачу – «Я называю номер движения, а вы делаете это движение». Сначала руководитель называет номер и сам делает нужное движение. Ребята смотрят на него и повторение не вызывает затруднений. Спустя некоторое время руководитель называет номер одного движения, а делает другое. Ребята обязательно сбиваются, что вызывает смех и веселье. Можно ввести правило - выбывает из игры тот, кто ошибется три раза.


































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Самой любимой и увлекательной деятельностью детей, удовлетворяющей их потребность действовать, является игра. С помощью игр у детей дошкольного возраста развивается сообразительность, наблюдательность, внимание, воображение, ориентировка в пространстве. То есть игровая деятельность способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

В детском саду с детьми средней группы широко используются различные игры: сюжетные, ролевые, театрализованные, строительные, дидактические, малоподвижные и подвижные игры.

Но среди всего многообразия игр в работе инструктора по физической культуре особо следует выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, их можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей, которые применяют для дошкольников в упрощенном виде.

Наряду с подвижными играми с детьми дошкольного возраста инструктор по физической культуре также широко использует малоподвижные игры, которые направлены на успокоение детей и снижение физиологической нагрузки после занятия.

Для проведения игровых упражнений, подвижных и малоподвижных игр, в каждом дошкольном учреждении необходимо иметь разнообразное физкуль­турное оборудование, которое может быть установлено как на спортивном участке, так и в групповых комнатах. Оно широко применяется при проведении организованных физ­культурных занятий и подвижных игр, а также стимулирует са­мостоятельную двигательную деятельность детей.

Необходимым условием для проведения и правильной организации игровой деятельности дошкольников является подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования и пособий.

Игры различного характера проводятся с дошкольниками ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно, возможно проведение малоподвижной игры. Нецелесообразна активная двигательная деятельность сразу после завтрака. Перед занятиями уместны игры средней подвижности, это игры чаще всего индивидуального порядка. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Также подвижные игры обязательно используются не только на обычных занятиях, но на занятиях по музыке и физической культуре, на занятиях по физической культуре также могут проводиться игры малой подвижности. Во время игр на свежем воздухе обогащается двигательный опыт, совершенст­вуются функциональные возможности детского организма.

Доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность вот основные дидактические принципы, которые необходимо соблюдать при подборе игр для детей дошкольного возраста.

У каждой возрастной группы есть принцип преобладающего вида движений в соответствии, с которым подбираются подвижные игры это такие движения как: ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье.

Для детей средней группы, в играх увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подбирается ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке.

Обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже ис­пользовать игру, включающую это движение, так, например, следует помнить, что нельзя давать в игре лазанье, ес­ли дети еще не научились хорошо этого делать. Точно так же, прежде чем вводить в игру перепрыгивание через препятствия, нужно проследить, как прыгает каждый ребенок. К игре при­влекаются только те дети, которые прыгают свободно, с осталь­ными надо предварительно поупражняться в прыжках в высо­ту, через веревочку.

Есть игры, которые нельзя организовать с большим чис­лом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с пред­метами и игрушками.

Во время пребывания детей на открытом воздухе необходимо привлекать их к подвижным играм, так как в игре дети не просто удовлетворяют свой интерес к окружающему миру, совершенствуют знания и умения, но и в первую очередь двигаются, а движение для детей это, прежде всего развитие.
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Адашкявичене Э.И. Баскетбол для дошкольников. – М. Просвещение, 1983 год.

2. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М. Просвещение, 1948 год.

3. Батурина Е.Г. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». – М. Просвещение, 1974 год.

4. Вавилова Е.А. Укрепляйте здоровье детей. – М. Просвещение, 1986 год.

5. Вавилова Е.А. Учите детей бегать, прыгать, лазать. – М. Просвещение, 1983 год.

6. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 год.

7. Кенеман А.В., Хулаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. Советский спорт, 1981 год.

8. Кошкина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – Санкт – Петербург. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 1993 год.

9. Лескова Т.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М. Педагогика, 1981 год.

10. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М. Проспект, 1978 год.

11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М. Детсво – Пресс, 2000 год.

12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М. Мозаика – Синтез, 2001 год.

13. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М. Мозаика – Синтез, 2005 год.

14. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду, Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2008 год.

15. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду. – М. 1962 год.

16. Тимофеева Е.А. Подвижная игра с детьми младшего дошкольного возраста. – М. Педагогика, 1979 год.

17. Юрко Т.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., Советский спорт, 1979 год.









32




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!