СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ компетентность учителя

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю ознакомиться (скачать, воспользоваться, если кому-то пригодится) с работой "ИКТ компетентность учителя". Изначально планировалось что это будет статья, но как-то не сложилось. Если у кого появятся какие-либо соображения по этой работе, пишите в коменты.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ компетентность учителя»

Различные варианты применения компьютера при работе в школе

Прежде всего нужно определится, что же такое компетентность учителя в ИКТ сфере. Этот вопрос задавался не единожды, но каждый раз можно выделить что-то новое.

Итак, понятие ИКТ - информационно-коммуникативные технологии - состоит из двух понятий. Во-первых, информационные технологии - это технологии, связанные с информационными процессами. Из курса информатики пятого класса мы знаем, что к таким процессам можно отнести процессы получения, обработки, сохранения и передачи информации. Во-вторых, коммуникативные технологии - это средства общения, передачи информации. Мы привыкли обобщать понятия ИКТ и компьютерных систем. Это логично, т.к. компьютер позволяет как совершать различного рода информационные процессы, так и исполнять роль коммуникативных технологий. Другими словами, компьютер - это универсальное средство для работы с информацией.

На мой взгляд, понятие «компетентность» означает, на каком уровне человек владеет знаниями и умениями в той или иной сфере.

И теперь, обобщив все вышесказанное, мы можем сказать, что ИКТ компетентность - это уровень владения ИКТ технологиями, в частности компьютером. Безусловно, можно выделить различные уровни ИКТ компетентности, к примеру:

  1. Нулевой - человек не владеет ПК вообще

  2. Начальный - есть элементарные знания и навыки

  3. Хороший - пользователь уверенно работает с ПК

  4. Высокий - возможность настройки, поиска необходимого ПО

  5. Программист - умение создавать свои компьютерные программы

Я считаю, что современный учитель как минимум обязан иметь третий уровень и все время стараться его повысить. Конечно, учитель не должен быть программистом, ведь это отдельная специальность. И, на мой взгляд, даже учитель информатики не обязан им быть. Информатик в школе должен знать языки программирования, как минимум те, которые рассматриваются в школьной программе. Но он и не должен быть гуру во всех языках программирования, даже по той причине, что это невозможно. К тому же, на изучение программирования в школе отводится не так много времени, за которое возможно лишь дать ученикам начальные уровни знаний в том или ином языке программирования.

Так что же обязан уметь школьный учитель, так скажем, третьего уровня? Пользователь третьего уровня должен не бояться компьютера, владеть офисными приложениями, свободно пользоваться сетью Интернет. Как дополнительный плюс - умение пользоваться электронной доской.

Мы привыкли к тому, что большая часть работы на ПК в классе сводится к демонстрации различных материалов - аудио, видео, презентаций. Но возможности компьютера этим не ограничиваются. К дополнительным возможностям можно отнести такие вещи, как обучающие программы, развивающие программы, тестирование. Безусловно, это не полный список, но думаю, для этой статьи нам хватит и их.

Рассмотрим же каждый тип программ.

Обучающие программы. К ним можно отнести различные математические приложения, филологические приложения, всевозможные графические редакторы. В своей практике учителя информатики я использую несколько различных программ.

Во внеурочной деятельности я стараюсь использовать игровые компьютерные технологии. К примеру, мультяшная таблица умножения и деления - очень нравится младшим школьникам. Программа для узнавания животных - к сожалению имеется только одна версия; игра - поиск животных и т.п.

Стоит отметить различные клавиатурные тренажеры. Детям нравится к примеру BabyType 2000. Так же для знакомства с клавиатурой и увеличению скорости печати, на мой взгляд, целесообразно использовать локальный чат. На самом деле эта нехитрая программа довольно сильно интересует детей младшего школьного возраста. При доступном интернете можно использовать различные детские чаты в сети, но в таком случае необходимо следить за детьми - за тем что они пишут и тем, что им пишут.

Развивающие программы. Сюда можно отнести программы, не связанные со школьным обучением, но способным в той или иной степени помочь в развитии детей. Мне, к примеру, нравятся различные трехмерные конструкторы. Их прелесть в том, что даже не владея основами работы в 3-D редакторах, пользователь может создавать различные трехмерные модели. Если такие программы использовать во внеурочной деятельности в младших классах, то это должно способствовать развитию мышления, координации движений да и просто приобщению ребенка к компьютеру. К таким же программам можно отнести музыкальные редакторы, но они достаточно сложны в работе, да и большинство из них имеют англоязычный интерфейс (здесь я имею в виду бесплатные приложения).

Babytype 2000 Lego Digital Designer

Программы для тестирования. Компьютерное тестирование я использую достаточно активно, в среднем через урок, поэтому на этом месте я остановлюсь более подробно. Можно выделить следующие положительные стороны компьютерного тестирования:

  1. 100%-ый охват аудитории при тестировании

  2. Экономия бумаги и ресурсов принтера

  3. Экономия времени на обсчитывание результатов

  4. Один раз созданный тест можно использовать сколько угодно (после года работы и подготовки тестов, учитель будет обладать полным комплектом материалов на последующие годы работы)

  5. Исключение человеческого фактора при оценке уровня знаний учащихся

  6. Сэкономленное в результате время, учитель может использовать на повышение своей квалификации

Существуют, конечно, и отрицательные стороны. Среди них - возможность «подсмотреть» у соседа, возможность угадывания. «Подглядывание» ответов - больше относится к дисциплинарным нарушениям, поэтому за этим нужно просто следить учителю. Ну а возможность угадать ответ можно свести к минимуму, используя при выборе ответов не менее четырех вариантов.

В своей практике я использую программу отечественной разработки Айрен второй версии. Эта программа была выбрана не случайно. Мной были опробованы различные варианты тестирования - от уже готовых одиночных тестов, до различных систем тестирования по сети и онлайн. Но к сожалению, большинство из них имели недостатки - невозможность изменить тест, ошибки при работе онлайн. При знакомстве с программой Айрен, я понял, что она проста в работе и отвечает всем моим требованиям.

Она состоит из двух отдельных модулей - серверной части и модуля для составления тестов. Так же необходимо на каждом учебном ПК установить модуль тестирования (делается с помощью копирования соответствующего файла).

Редактор тестов Изменение профиля


Создание самого теста происходит в отдельном модуле. При составлении тестов можно выбирать такие варианты создания вопросов:

  • Вопрос с выбором варианта ответа

  • Вопрос с вводом ответа

  • Вопрос на соответствие

  • Вопрос на классификацию

  • Вопрос на упорядочивание

Каждому вопросу можно назначить «вес», если вариантов правильного ответа больше одного, можно использовать мягкое оценивание.

Когда тест готов, можно изменить профиль тестирования - установить время тестирования, задать шкалу оценок. В результате прохождения теста на экране высвечивается итоговая оценка. Пройденные тесты нужно отправить в архив.

Почти за два учебных года, ученики уже привыкли к такой системе оценивания, для большинства из них это уже стало привычным делом и не возникает вопросов «несправедливого» оценивания. Можно с уверенностью сказать, что внедрение такой системы благоприятно влияет на процесс обучения. Мной разработаны тесты практически по всем темам таких предметов как информатика, ОБЖ, некоторым темам по физике.

Отдельным «экспериментом» можно считать тестирование с помощью смартфонов. Для этих целей нужно использовать третью версию программы Айрен. Она позволяет вести тестирование с помощью браузера. Для тестирования с помощью смартфона, желательно чтобы на нем был установлен браузер Chrome. Также на ноутбуке (или ПК с Wi-Fi сетевой картой) нужно поставить программную точку доступа - я использую программу MyWiFiRouter. Серверная часть третьей версии Айрен сильно отличается от второй версии. В ней практически ничего нет, она только лишь позволяет провести тестирование с помощью браузера. В своей практике таким тестирование я пользовался всего несколько раз. Само собой, для полноценного тестирования необходимо, чтобы все ученики имели более-менее современный смартфон. Можно отметить, что ученикам очень понравилось тестирование в таком формате.

Но все же, такое «смартфонное» тестирование не способно заменить полноценное сетевое или онлайн тестирование хотя бы потому, что невозможно сохранить результаты для дальнейшей обработки. Сам процесс занимает немного больше времени, чем тестирование с помощью ПК.

Отдельно стоит вопрос непосредственно по созданию тестов. Из своей практики я сделал следующие выводы: для того, чтобы тестирование реально отображало уровень знаний и было интересным занятием, следует придерживаться определенных принципов. А именно:

  • Вопросов в тесте должно быть минимум восемь

  • Возможных вариантов ответов в вопросе должно быть минимум четыре

  • В тесте должны присутствовать вопросы с различными вариантами выбора ответов

  • Желательно использование в тестах изображений

Так же считаю, что кроме проверки знаний, тесты могут помочь в усвоении нового материала. Для этого нужно сделать тест автономным, разрешить изменение ответа. В таком случае при неправильном ответе, он подсветится красным цветом, а при правильном - зеленым.

Итоги тестирования Просмотр результатов

Огромным плюсом данной программы является то, что установить систему тестирования может любой учитель информатики. Что же касается программной части составления тестов, то она имеет дружественный интерфейс, понятный даже пользователю со средним уровнем знания работы на ПК. А если заниматься этим регулярно, то составление тестов уже не будет вызывать затруднений.

Конечно, тестирование не может напрямую влиять на повышение уровня обучения, но может влиять косвенно - компьютерное тестирование способно освободить достаточно большое количество времени, которое учитель может потратить на повышение своего образования или подготовки к урокам. К сожалению, количество компьютеров в школе на одного ученика не может позволить тестирование в каждом кабинете, но с развитием коммуникационных технологий, их удешевления, эта проблема скорее всего в ближайшее время исчезнет. Даже сейчас я могу сказать, что процентов восемьдесят школьников начиная с пятого класса уже имеют достаточно мощный смартфон или планшет, который можно использовать не только как игрушку, но и как средство тестирования по принципу, описанному выше, а т.к. у каждого учителя на рабочем месте есть компьютер или ноутбук, то его использование для тестов лишь вопрос желания учителя.

Со своих наблюдений могу сказать, что большинство учителей используют ПК в качестве медиапроигрывателя, а так же для показа презентаций. Такое использование ПК конечно тоже очень помогает в обучении - не всегда есть в достаточном количестве демонстрационные материалы, и показ подобных материалов на экране или доске позволяет продемонстрировать их большинству учеников. Также особую роль играет использование интерактивной доски. Умелое использование этого инструмента поможет сделать любой урок интересным и динамичным.

Так повелось, что уроки технологии (трудового обучения) стоят немного обособленно от других предметов школьной программы. На таких уроках у детей много свободы действий - они не вынуждены сидеть за партами, а чаще всего большую часть времени проводят в изготовлении того или иного изделия. Зачастую, ученики не привыкли много записывать на уроках технологии, а педагоги больше времени уделяют практике. Но как бы то ни было, теоретические сведения тоже важны и на уроках технологии. Безусловно, существует огромное количество учебников, методических пособий, различных журналов и т.п. Но их не всегда хватает на всех учеников, да и тратить время на составление конспекта дети не хотят. Поэтому в этой ситуации тоже может помочь компьютер. Поэтому далее в своей статье я хочу рассмотреть возможность применения ПК на уроках технологии, а так же поделиться своим опытом.

Существует ряд сложностей, которые возникают при использовании компьютера на уроках технологии. Кроме рассмотренных выше нюансов также можно выделить следующее:

  • Возможная нехватка персональных компьютеров в учебном заведении

  • Неблагоприятные условия работ для электронной техники - запыленность, возможность повреждения материало-отходами

  • Доступность ПК для учеников

Рассмотрев вышеперечисленные условия, мной было принято решение - использовать на уроках технологии старый, можно даже списанный ПК. Такой компьютер был найден и представлял следующую конфигурацию:

  • Процессор - Intel Celeron 2.8 Ghz

  • Оперативная память - 512 Mb

  • Накопитель hdd - 40 Gb

  • Монитор - 17 дюймов ЭЛТ

Далее стал вопрос в выборе ПО и операционной системы. Как видим, компьютер морально устарел, хотя полностью рабочий. Все, что от него требуется - это демонстрация видео материалов и презентаций. Из операционных систем семейства Windows он мог бы хорошо работать с Windows XP, хотя при установке любой современной антивирусной программы, его мощности уже не хватало бы. Но лицензий на Windows XP уже нет, поэтому выбор пал на использование свободного ПО - Linux.

Был опробован дистрибутив Linux - ALT Linux «Master» 5 версии для школ. Далее предлагаю рассмотреть его положительные и отрицательные стороны (мнение сугубо личное)

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Простая установка

Устаревшая версия ОС

Большой набор предустановленных программ

Плохая совместимость с документами, созданными в MS Office

Не требует дополнительной настройки

Сложность установки дополнительных программных пакетов

Наличие Wine - позволяет запускать программы, написанные для Windows

Использование рабочей среды KDE нецелесообразно для ПК такого уровня

Как видим, положительных и отрицательных сторон примерно равное количество. Решающую роль все же сыграла плохая совместимость с документами, созданными в MS Office. Поэтому мной было принято решение поиска других версий альтернативного программного обеспечения. После недолгих поисков, я установил на этот компьютер Lubuntu 14.04. Она представляет собой версию Ubuntu Linux 14.04. (основана на одном из самых продвинутых и старейших дистрибутивов Linux - Debian) с легким рабочим окружением LXDE. Из отрицательных сторон использования можно выделить то, что большую часть ПО нужно устанавливать самостоятельно, но для опытных пользователей это не должно вызывать затруднений, хотя потребуется стабильный канал Интернета. Как вариант можно скачать дистрибутив, который уже будет содержать предустановленные программы, но в таком случае никто не даст гарантию в том, что они все будут нужны, и их придется удалять за ненадобностью. Хочу скачать, что существуют отечественные разработки подобного Linux - это такие дистрибутивы, как Rosa, Runtu. Они отличаются лояльными системными требованиями, ориентированы на русскоязычную аудиторию, а т.к. основаны на Debian, то дефицита в ПО для этих версий Linux нет. Положительной стороной рабочей среды LXDE можно считать схожесть рабочего окружения с семейством Windows XP, а так же практически полное отсутствие вирусов, что позволяет отказаться от «прожорливых» антивирусных программ.

Ниже представлены скриншоты трех перечисленных дистрибутивов.

Ubuntu 12.04 Alt Linux 7 Lubuntu

После установки операционной системы, в качестве офисного пакета был выбран Free Office SoftMaker. Установка происходит не сложнее чем установка программ в Windows - нужно на установочном пакете кликнуть два раза мышкой. Дальше система все сделает сама, разве что останется ввести пароль администратора ПК.

Выбран именно этот офисный пакет был не спроста. Он довольно сильно похож и имеет хорошую совместимость с MS Office 2003, быстро работает. Состоит из трех программ - Text Maker (создание текстовых документов), Plan Maker (работа с электронными таблицами), Presentations (создание презентаций).

TextMaker PlanMaker

Таким образом, мы имеем достаточно современную операционную систему, которая не требовательна к комплектующим компьютера, защищена от вирусов и довольно неплохо справляется со своими задачами - демонстрация видео материала, текстовых документов, презентаций.

Ну и в завершении своей статьи, хочу поделиться опытом работы с учениками 8 типа обучения. У ребят в этих классах достаточно много уроков технологии - в нашей школе четыре парных урока в неделю, а уроков информатики нет вообще. Конечно, им нравится работать физически, но не нравится работать с конспектом. При обычном конспектировании возникает ряд сложностей - кто-то ленится, кто-то не успевает. Была предпринята попытка заинтересовать их в изучении теоретической части материала. Для этих целей примерно один раз в неделю мы занимаемся в кабинете информатики (т.к. я веду информатику и технологию, то накладок не бывает). Ученикам дается тема урока, и они в сети интернет находят нужную информацию, после чего конспектируют найденное. Конечно, это стало возможным благодаря появлению в школе хорошего доступа к сети Инетрнет. Также я начал применять компьютерное тестирование, не так для оценок, как для стимуляции их желания набрать как можно больше баллов, что соответственно заставляет этих учеников напрягать не только руки, но и разум.

Подводя итоги можно сказать, что компьютер - это неотъемлемый инструмент учителя. И только недостаточная компетентность учителя в ИКТ сфере может ограничить способы его применения. Поэтому необходимо, чтобы современные учителя стремились освоить компьютер как можно лучше, не боялись экспериментировать и использовали компьютер по максимуму.

Список использованных ресурсов:

  1. http://ru.wikipedia.org

  2. http://irenproject.ru

  3. http://softmaker.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!