Современные образовательные технологии в преподавании истории и ОРКСЭ
ИКТ в работе учителя и в деятельности ученика на уроке и внеурочной деятельности
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними.
Использование компьютерных технологий - это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
- Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
- Дидактические достоинства интерактивных уроков - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
ФГОС и ИКТ
Новые требования ФГОС одной из важнейших задач ставит: "Ориентирование школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступенях общего образования, обеспечивающим его результативность.»
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся :
- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
- высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с применением ИКТ позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя осуществляется по следующим направлениям:
Создание презентаций к урокам.
Работа с ресурсами Интернет
Использование готовых обучающих программ.
Разработка и использование собственных авторских программ.
Обучающие программы
Презентации
Личный сайт учителя
Дидактический материал
ИКТ
Интернет
Контроль знаний
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
- усиление интенсивности урока;
- повышение мотивации учащихся;
- мониторинг их достижений.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего и подросткового школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
ИКТ во внеурочной деятельности
Проектно-исследовательская деятельность
Участие в творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах
Развивающие игры
Недели науки и проектов
Создание электронного портфолио обучающихся
Участие в сетевых проектах
Подготовка презентаций, фильмов.
Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети "гуманитарии" выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.
Вывод
Таким образом, применение ИКТ в деятельности учителя, позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний обучающихся .
Дети имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Источники
- Товпеко О.М. ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя) https://urok.1sept.ru/articles/625332
- Хисматуллина Р. Н. Использование ИКТ во внеурочной деятельности https://pedsovet.org/publikatsii/informatika-i-ikt/ispolzovanie-ikt-vo-vneurochnoy-deyatelnosti
Спасибо за внимание!