Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа №9»
ДОКЛАД
ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Подготовил:
учитель начальных классов
Кречетова М.В.
Мысковский городской округ, 2017 год
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Проблемы информатизации современного образования нашли отражение в исследованиях Алгулиева Р.М., Алиева И.М., Шарифова М.Г., Алиевой В.А., Бейсовой В.Е. и других. Информатизация рассматривается как сложный процесс изменения целей, содержания, технологий, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества.
Основными целями внедрения ИКТ в работу классного руководителя являются:
– формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
– формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
– развитие познавательной и творческой активности учащихся;
– формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
– повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
– организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
– внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
– развитие способности свободного культурного общения;
– обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
–всестороннее развитие личности ребенка;
– организация содержательного досуга детей и молодежи.
Для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс осуществляется их использование в различных направлениях деятельности, основными из которых являются внеклассная работа с обучающимися и работа с родителями обучающихся. Рассмотрим эти направления деятельности классного руководителя.
1. Внеклассная работа с обучающимися.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:
Поиск информации в сети Интернет.
Для обозначения темы занятия.
В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.
Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Проведение внеклассных мероприятий требует более тщательной подготовки, составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.
Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, викторины можно использовать электронные презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить материал, а также экономить время проведения мероприятия. Реализуя программу по формированию здорового образа жизни, на мероприятиях можно использовать презентации «В здоровом теле – здоровый дух», «Береги здоровье смолоду» и т.д.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы можем сказать, что занятия, мероприятия, включающие слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у обучающихся эмоциональный отклик.
2. Работа с родителями.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. На нем дается анализ учебных достижений учащихся, их возможностей. Данная информация отражается в виде электронной презентации, выполненной с помощью Microsoft Power Point. В ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Внеурочная (внеклассная) работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с обучающимися и их родителями.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих обучающихся, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение обучающихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алоева В.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. – Ростов: Феникс, 2004
2. Алгулиев Р.М., Алиев И.М., Шарифов М.Г. Электронные издательские технологии: современное состояние и перспективы развития //Информатика и образование, №6 2005.
3. Волкова И.А. ст. «Из опыта работы в условиях мультимедиа-кабинета» ж. «Информатика» №4 2002г.
4. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под ред.\ Е.Н.Степанова, Москва 2003.
5. Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании http:// vio/ fio/ ru Вопросы Интернет образования –18
6. Смольникова И. А. Информационные технологии и образование. http://www.informika.ru.
7. Шилова О.Н., Лебедева М.Б Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. – М: ИНТУИТ.РУ, 2006