СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иллюстрирование текстовой информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Иллюстрирование текстовой информации»

Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г. Кричева»




РАЗРАБОТКА УРОКА


«Иллюстрирование текстового документа»

8 класс

урок информатики


урок-копилка знаний и умений

(проектная технология)



разработала учитель информатики

Маруденко М.Л.






Кричев, 2024

Аннотация

Информационно-коммуникационные технологии широко применяются в современном образовании. Исходя из этого, возрастает значимость информатизации системы образования, которая должна обеспечивать общество специалистами, соответствующими требованиям цифровой эпохи [3]. В XXI веке общество желает видеть не просто компетентного в определенной области человека, а личность, которая готова учиться, совершенствоваться, познавать новое, качественно решать целый спектр сложных и разнообразных задач [4].

Учебный предмет «Информатика», как практико-ориентированная платформа среди учебных предметов, который позволяет подготовить технически грамотного человека для решения актуальных задач нашего времени в различных сферах жизнедеятельности. Подготовить для будущего страны именно таких специалистов возможно при широком использовании проектных технологий в образовательном процессе.

Проектная деятельность — это один из методов, который позволяет выработать исследовательские умения, самостоятельность, развить творческие способности и логическое мышление [1]. В ходе работы, над проектом учащиеся будут использовать знания, которые были получены во время обучения в школе, для решения жизненно важных проблем [2].

Метод проектов в изучении учебного предмета «Информатика» весьма актуален. Учитывая, что проекты могут быть различными и по тематике и по времени исполнения, то на уроках удобнее всего применять мини-проекты, которые рассчитаны на работу за время одного урока. В рамках изучения раздела «Технология обработки текстовых документов» в 8 классе по учебному предмету «Информатика» на уроке по теме «Иллюстрирование текстовых документов» был разработан учебный мини-проект «Моя Беларусь» (примерный вид результата – листовки – в приложении 1). Он направлен на формирование информационных, практических, исследовательских и творческих навыков. Развивает образное, эстетическое мышление, познавательный интерес; позволяет воспитать патриотизм, коммуникативные навыки и самостоятельность.

Данный проект поможет учащимся сформировать знания по вставке иллюстраций, фигур, надписей WordArt и Smart-объектов в текстовый документ; практически отработать полученные знания и получить продукт в виде красочной информационной листовки. Продукт проекта планируется разрабатывать в программе Microsoft Word 2013. Методические и дидактические материалы для урока представлены в приложении 2.

Реализация мини-проекта «Моя Беларусь» планируется в течение одного учебного урока. Работа над проектом разделена на несколько этапов. Этапы учащиеся видят в карточке-путеводителе по проекту. На каждом этапе учащиеся получают баллы, которые суммируются в итоге урока в общую оценку.

В рамках первого, организационного, этапа «Мои цели» учащимся сообщается тема проекта. Они самостоятельно ставят цели, задачи проекта оговариваются коллективно. Учащимся раздается личная карточка-путеводитель по проекту, в которой они уже начинают работу, заполняя в таблице «Мои цели – мои достижения» первую часть, столбик «Мои цели». Учитель корректирует, направляет учащихся.

На втором этапе «Повторяй и проверяй» учащимся предлагается выполнить теоретическое задание: продолжить цепочки действий по работе с таблицами в текстовом документе. В карточке-путеводителе учащиеся выполняет задание и обменивается с учащимся по парте, идет взаимопроверка по ключу. Ключ на доске дает учитель. Это проверочный этап по домашнему заданию. Применение таблиц предусмотрено в мини-проекте на данном уроке в качестве закрепления ранее полученных знаний. Этот этап оценочный.

На третьем, теоретическом, этапе «Рассмотри и раздели» учащиеся работают в статических парах. Каждая пара по карточке определяет вид картинки и относит ее в соответствующую группу: с необычным текстом, схемы в тексте, картинки в тексте. Учитель дает сверку для всех по ключу на доске. Учащиеся сверяются.

Четвертый этап, исследовательский, практико-ориентированный «Узнай и примени». Учащиеся продолжают работу по карточке-путеводителе с цепочками для создания своего мини-проекта «Моя Беларусь» и видят образец примерного результата проекта в виде картинки. Учитель направляет работу учащихся, индивидуально оказывает помощь в случае затруднений. Учащиеся индивидуально проводят исследования пунктов меню и значков программы и применяют их для достижения практического результата: создания своей тематической информационной листовки. Допускается творческий подход в применении дополнительных фигур, эффектов для вставленных объектов.

Цель исследования: применить знания и умения по теме «Иллюстрирование текстового документа» при решении практической задачи, которую нужно представить в виде тематической информационной листовки.

На итоговом пятом этапе «Мои достижения» учащиеся проводят самооценку полученного продукта и презентуют его одноклассникам. Анализируют, достигнуты ли цели, решены ли задачи, успешно ли исследование. Заполняют листы самооценки умений, учебных достижений и оценки этапов проекта. Учащиеся заполняют столбик «Мои достижения» из первого этапа карточки-путеводителя. Считают свои баллы по этапам урока, которые оценочные. Получают итоговую оценку. Карточка-путеводитель сдается учителю.

Разработка урока с методической и дидактической документацией в виде приложений представлена на сайте учителя. Ссылка на материалы: https://docs.google.com/document/d/18txR3eK4l6wEnAhQuSXIH_MhmcPz7udS/edit?usp=sharing&ouid=103850500959462956164&rtpof=true&sd=true





Конспект урока

Тема: Иллюстрирование текстового документа.

Класс: 8 (базовый уровень)

Место урока в разделе: урок «Иллюстрирование текстового документа» в разделе «Технология обработки текстовых документов»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: нестандартный урок – урок-копилка знаний и умений

Образовательная технология: проектная технология

Цели: научиться добавлять в текстовый документ фигуры, рисунки из коллекции клипарт и из файлов, использовать в текстовом документе объекты WordArt и SmartArt, формировать объекты для составления целостного иллюстрированного документа; развивать познавательный интерес, практические навыки самостоятельной работы в текстовом редакторе, логическое мышление; воспитывать ответственность при работе с информацией в сети, внимание, информационную культуру, эстетические качества, гражданскую позицию и патриотизм.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать представление о видах изображений, способах их вставки текстовый документ,

  • закрепить теоретические и практические знания по работе в текстовом редакторе,

  • научиться применять рисунки, фигуры, надписи для оформления текстового документа.

Развивающие:

  • способствовать развитию памяти, творческих способностей, познавательного интереса,

  • развивать коммуникативные умения и навыки учебного сотрудничества,

  • развивать умение находить и систематизировать информацию,

  • сформировать способность к организации информации в конкретной форме представления,

  • развивать практические самостоятельные навыки работы с компьютерной программой.

Воспитательные:

  • создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, удовлетворенности своими учебными достижениями,

  • воспитывать внимание, усидчивость, целеустремленность, взаимоуважения,

  • воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважения к национальной символике.

Оборудование: компьютеры, программное обеспечение – Microsoft Word 2013, папка в файлами для работы на практической части урока: рисунки, учебное пособие Информатика 8 класс В.М. Котов, А.И. Лапо: Минск «Народная асвета» 2018, раздаточный материал: карточка-путеводитель этапов мини-проекта, буквы для проведения физкультминутки, наглядные материалы для оформления доски: ключи для сверки и наглядный материал.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • научатся использовать методы вставки рисунков, фигур, надписей;

  • отработают умения работать в текстовом редакторе,

  • смогут применять навыки при оформлении различных тематических заданий,

  • сформируют представление об организации информационных материалов в различных формах.

Метапредметные:

  • умение обрабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую,

  • умение структурировать, систематизировать и обобщать информацию,

  • умение применять рисунки, надписи и фигуры в текстовом редакторе для создания различных информационных тематических материалов,

  • умение самостоятельно находить ответы на вопросы, исследовать информацию и применять ее на практике,

  • умение определять и формулировать цель свой деятельности,

  • умение оценивать результат своих достижений,

  • умение контролировать свою деятельность в процессе работы на уроке,

  • умение организовать сотрудничество, представление своей работы, слушать мнение одноклассников.

Личностные:

  • понимать роль информации в жизни человека,

  • проявлять творческие способности при обучении,

  • проявлять уважительно-ценностные чувства к информации о своей стране,

  • создать психологически комфортные условия для самовоспитания, самооценки и самоанализа своей работы.

Методы и приемы обучения: проблемный, поисково-исследовательский, творческий подход; самостоятельная практическая работа, коллективная мыслительная деятельность, метод проектов.

Формы организации работы учащихся: коллективная, работа в статических парах, индивидуальная работа на компьютере.

Ход урока:

Творческое название этапа проекта «Мои цели»

  1. Организационный момент (1 минута)

Проверка принадлежностей к уроку (плакат – ТРУД (тетрадь, ручка, учебник, дневник)). Сообщение темы и формы проведения урока.

  1. Целемотивационный этап (1 минута)

Учитель раздает учащимся карточку-путеводитель по этапам проекта (приложение 1). Учащиеся индивидуально формулируют цели и заполняют часть карточки «Мои цели» из таблицы «Мои цели – мои достижения». Совместно обсуждаются задачи урока.

Мои цели – мои достижения


Цели урока

Какую я цель выбрал

Достиг ли я своей цели

1. Пообщаться с учителем



2. Пообщаться с товарищем



3. Показать свои знания по теме



4. Получить новые знания по теме



5. Научиться выполнять задания по образцу



6. Подготовиться к контрольной работе по теме



7. Получить удовлетворение от урока



8. Применить творческие навыки



9. Своя цель:





Если да «+»

Если нет «-»


Творческое название этапа проекта «Повторяй и проверяй»

  1. Повторение домашнего задания (4 минуты)

Учащиеся дописывают цепочки в карточке-путеводителе. Выполняют задание и обмениваются ответами для взаимопроверки по ключу на доске.

Задания+ключ для доски

Вставить таблицу

Вставка → Вставить таблицу → Число строк и столбцов → ОК

Изменение границ

Работа с таблицами → Обрамление → Границы → выбрать границу

Вставка столбцов

Контекстное меню → Вставить → Столбцы слева (справа …)

Объединить ячейки

Контекстное меню → Объединить ячейки (разделить ячейки)


Творческое название этапа проекта «Рассмотри и раздели»

  1. Основная часть урока (30 минут)

Теоретическая работа с видами информационных материалов (2 минуты)

Учащиеся работают с картинками, разделяют картинки на группы: с необычным текстом, схемы в тексте, картинки в тексте. Работают в динамических парах.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сверяются по ключу с учителем. Ключ показан на доске.

С необычным текстом – 1, 5, 6, 8, 9

Схемы в тексте – 3, 4

Картинки в тексте – 7, 2, 5, 6, 8, 9

Тематическая физкультминутка (1 минута)

Учащимся нужно собрать из букв слово (название кнопки) PrintScreen, ответить, как думают, зачем эта кнопка. Обратить их внимание на возможность вставки в текстовый документ копии экрана.

Творческое название этапа проекта «Узнай и примени»

Изучение нового материала (исследовательский этап – 3-5 минут)

Работа над теоретическим материалом: изучить цепочки памятки, просмотреть соответствующие пункты меню и значки.

Памятка

Демонстрационный момент (если нужен индивидуально): учитель показывает выполнение вставки фигур, рисунков, объектов WordArt и SmartArt.

Закрепление изученного материала (практический этап создания своего проекта – 20-25 минут). Учащиеся выполняют практическое задание по карточке, используя изученные цепочки памятки, информацию о символике берут из папки на рабочем столе (рисунки).

Практическое задание – мини-проект

Создать листовку «Моя Беларусь» по образцу:




Создаем по следующим этапам:

1. Создать таблицу 3Х2 (или выбрать объект SmartArt – по желанию), в правый столбик записать указанную информацию.

2. Из папки Рисунки (на рабочем столе) скопировать и вставить соответствующие рисунки, изменить их величину, добавить эффект Подсветка.

3. Вставить фигуру Вертикальный свиток, растянуть ее и выбрать Обтекание текстом, За текстом.

4. Добавить необходимые фигуры солнца и облаков, скопировать необходимые фигуры, изменить цвет заливки и контура.

5. Вставить надпись «Я люблю Родину!», используя объект WordArt, изменить заливку, контур букв, применить Стиль Преобразовать Волна1.
Творческое название этапа проекта «Мои достижения»

  1. Обобщение и систематизация изученного. Презентация своих достижений. (5 минут)

Учащиеся показывают одноклассникам свои листовки, сохраняют файлы.

Учитель организует краткое коллективное обсуждение по вопросам:

Какие объекты можно вставить в текст? Чем отличается вставка рисунка из коллекции от вставки из файла или буфера обмена? Как вставить в документ WordArt и SmartArt? Можно изменять порядок расположения рисунков и текста? Как вы это делали? Можно ли вставить копию экрана в текст? Как вы это делали? Учащиеся заполняют часть карточки «Мои достижения», лист самооценки учебных достижений и получают итоговую оценку свой работы.

  1. Итоги работы на уроке. (3 минуты)

Учащиеся заполняют лист самооценки умений, лист оценки этапов проекта. Сдают учителю карточку-путеводитель.

  1. Информация о домашнем задании (1 минута)

Учащиеся записывают в дневники: §24 учебного пособия прочитать, устно ответить на вопросы. Творческое домашнее задание (по желанию): создать в текстовом редакторе листовку «Родной город»

Приложение 1

Результат мини-проекта (примерный)

Листовка «Моя Беларусь»

Приложение 2

Дидактические материалы для учащихся

Карточка-путеводитель

Мини-проект «Моя Беларусь»

Этап проекта «Мои цели»


Цели урока

Какую я цель выбрал

Достиг ли я своей цели

1. Пообщаться с учителем



2. Пообщаться с товарищем



3. Показать свои знания по теме



4. Получить новые знания по теме



5. Научиться выполнять задания по образцу



6. Подготовиться к контрольной работе по теме



7. Получить удовлетворение от урока



8. Применить творческие навыки



9. Своя цель:





Если да «+»

Если нет «-»


Этап проекта «Повторяй и проверяй»

Задание

Вставить таблицу

Вставка →


Изменение границ

Работа с таблицами →


Вставка столбцов

Контекстное меню → Вставить


Объединить ячейки

Контекстное меню →



Этап проекта «Рассмотри и раздели»

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

С необычным текстом –

Схемы в тексте –

Картинки в тексте –






Этап проекта «Узнай и примени»

Памятка

Практическое задание: мини-проект

Создать листовку «Моя Беларусь» по образцу:


Создаем по следующим этапам:

1. Создать таблицу 3Х2 (или выбрать объект SmartArt – по желанию), в правый столбик записать указанную информацию.

2. Из папки Рисунки (на рабочем столе) скопировать и вставить соответствующие рисунки, изменить их величину, добавить эффект Подсветка.

3. Вставить фигуру Вертикальный свиток, растянуть ее и выбрать Обтекание текстом, За текстом.

4. Добавить необходимые фигуры солнца и облаков, скопировать необходимые фигуры, изменить цвет заливки и контура.

5. Вставить надпись «Я люблю Родину!», используя объект WordArt, изменить заливку, контур букв, применить Стиль Преобразовать Волна1.
Этап проекта «Мои достижения»

Лист самооценки учебных достижений

Этап проекта

Нормы оценки задания

Баллы

Ваш балл

Повторяй и проверяй

Заполнены верно все цепочки

2


Заполнены верно 2, 3 цепочки

1-1,5


Заполнена верно 1 цепочка

1


Узнай и примени (практическое задание)

Создана таблица, заполнен правый столбик

1


Создана таблица, но с ошибками

0,5


Вставлены рисунки, изменена величина

1


Вставлены рисунки без изменений

0,5


Добавлен эффект

1


Вставлена и изменена фигура

1


Вставлена фигура, но не изменена

0,5


Добавлены другие фигуры и изменения к ним

1


Добавлены фигуры, но не изменены

0,5


Добавлена и преобразована надпись

1


Добавлена надпись, но не преобразована

0,5


Итоговая оценка:





Лист самооценки умений

Умения

Умел

Научился

Надо учиться

Выбирать главное из учебного материала




Формулировать цели работы




Планировать и организовывать свою работу




Фантазировать, моделировать картинку




Создавать рисунок по образцу




Оформлять работу




Обобщать и систематизировать изученный материал




Подводить итоги работы




Анализировать результат своей работы




Отметить «+» в соответствующем вашему мнению столбике

Лист оценки этапов проекта

Этап проекта

Самый сложный

Самый важный

Самый интересный

Неинтересный


Мои цели






Повторяй и проверяй





Рассмотри и раздели





Узнай и примени





Мои достижения





Отметить «+» в соответствующем вашему мнению столбике


Методические материалы для проведения урока+оформление доски

Ключ к «Повторяй и проверяй»

Вставить таблицу

Вставка → Вставить таблицу → Число строк и столбцов → ОК

Изменение границ

Работа с таблицами → Обрамление → Границы → выбрать границу

Вставка столбцов

Контекстное меню → Вставить → Столбцы слева (справа …)

Объединить ячейки

Контекстное меню → Объединить ячейки (разделить ячейки)


Ключ к «Рассмотри и раздели»

С необычным текстом – 1, 5, 6, 8, 9

Схемы в тексте – 3, 4

Картинки в тексте – 7, 2, 5, 6, 8, 9

Буквы для физкультминутки

P r i n t S c r e e n

Наглядный материал (для оформления доски)

1

2

3

4

5

6

7

8

9





Результат мини-проекта (примерный образец): листовка






Заключение

Применение проектной технологии позволяют учащимся находить способы решения интересной для них проблемы, используя теоретические знания, практические умения, приобретая опыт исследовательской деятельности.

Проектная деятельность – хороший инструмент для развития творческих способностей, познавательного интереса, мотивации на успешное постижение учебного материал. Учебное проектирование решает задачу формирование функциональных и личностных качеств обучающихся, то есть компетенций. Компетенции – умение, связанное с опытом их применения в практической деятельности, что как раз и позволяет реализовать практико-ориентированный учебный предмет «Информатика».

На уроках информатики учащимся предоставляется возможность опытным путем решать разнообразные тематические практические задания, которые могут быть полезны им в жизни.

Учащиеся, реализуя проекты, проявляют самостоятельность в познании теоретических и практических аспектов учебного материала, учатся анализировать полученную информацию, планировать и прогнозировать свою дальнейшую деятельность и ее результаты.

Уроки с применением метода проектов следует детально продумывать, так как чаще всего это нестандартные уроки и кроме требований учебной программы нужно учитывать и санитарные нормы и правила при работе учащихся за компьютерами. Вид ученической работы должен быть разнообразный, несмотря на больший уклон в проектах к самостоятельной работе учащихся. Поэтому актуальнее применять мини-проекты в рамках тематики учебного предметного материала.





Список использованных источников

  1. Заведенский К.Е. Проектные и цифровые технологии в школе: мотивация, познание, компетенции // Информатика в школе. 2020. № 7. С. 6-16.

  2. История и особенности «Метода проектов» Джона Дьюи // Журнал

ПсихоПоиск. https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/478-istoriya-iosobennosti-metoda-proektov-dzhon-dyui

  1. Метод проектов как инновационная технологи организации педагогического процесса //Образовательная социальная сеть nsportal. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/06/25/dokladmetod-proektov-kak-innovatsionnaya-tekhnologiya-organizatsii

  2. Проектная деятельность // Психология социальная педагогика. https://psychology.snauka.ru/2012/06/673.