Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г. Кричева»
РАЗРАБОТКА УРОКА
«Иллюстрирование текстового документа»
8 класс
урок информатики
урок-копилка знаний и умений
(проектная технология)
разработала учитель информатики
Маруденко М.Л.
Кричев, 2024
Аннотация
Информационно-коммуникационные технологии широко применяются в современном образовании. Исходя из этого, возрастает значимость информатизации системы образования, которая должна обеспечивать общество специалистами, соответствующими требованиям цифровой эпохи [3]. В XXI веке общество желает видеть не просто компетентного в определенной области человека, а личность, которая готова учиться, совершенствоваться, познавать новое, качественно решать целый спектр сложных и разнообразных задач [4].
Учебный предмет «Информатика», как практико-ориентированная платформа среди учебных предметов, который позволяет подготовить технически грамотного человека для решения актуальных задач нашего времени в различных сферах жизнедеятельности. Подготовить для будущего страны именно таких специалистов возможно при широком использовании проектных технологий в образовательном процессе.
Проектная деятельность — это один из методов, который позволяет выработать исследовательские умения, самостоятельность, развить творческие способности и логическое мышление [1]. В ходе работы, над проектом учащиеся будут использовать знания, которые были получены во время обучения в школе, для решения жизненно важных проблем [2].
Метод проектов в изучении учебного предмета «Информатика» весьма актуален. Учитывая, что проекты могут быть различными и по тематике и по времени исполнения, то на уроках удобнее всего применять мини-проекты, которые рассчитаны на работу за время одного урока. В рамках изучения раздела «Технология обработки текстовых документов» в 8 классе по учебному предмету «Информатика» на уроке по теме «Иллюстрирование текстовых документов» был разработан учебный мини-проект «Моя Беларусь» (примерный вид результата – листовки – в приложении 1). Он направлен на формирование информационных, практических, исследовательских и творческих навыков. Развивает образное, эстетическое мышление, познавательный интерес; позволяет воспитать патриотизм, коммуникативные навыки и самостоятельность.
Данный проект поможет учащимся сформировать знания по вставке иллюстраций, фигур, надписей WordArt и Smart-объектов в текстовый документ; практически отработать полученные знания и получить продукт в виде красочной информационной листовки. Продукт проекта планируется разрабатывать в программе Microsoft Word 2013. Методические и дидактические материалы для урока представлены в приложении 2.
Реализация мини-проекта «Моя Беларусь» планируется в течение одного учебного урока. Работа над проектом разделена на несколько этапов. Этапы учащиеся видят в карточке-путеводителе по проекту. На каждом этапе учащиеся получают баллы, которые суммируются в итоге урока в общую оценку.
В рамках первого, организационного, этапа «Мои цели» учащимся сообщается тема проекта. Они самостоятельно ставят цели, задачи проекта оговариваются коллективно. Учащимся раздается личная карточка-путеводитель по проекту, в которой они уже начинают работу, заполняя в таблице «Мои цели – мои достижения» первую часть, столбик «Мои цели». Учитель корректирует, направляет учащихся.
На втором этапе «Повторяй и проверяй» учащимся предлагается выполнить теоретическое задание: продолжить цепочки действий по работе с таблицами в текстовом документе. В карточке-путеводителе учащиеся выполняет задание и обменивается с учащимся по парте, идет взаимопроверка по ключу. Ключ на доске дает учитель. Это проверочный этап по домашнему заданию. Применение таблиц предусмотрено в мини-проекте на данном уроке в качестве закрепления ранее полученных знаний. Этот этап оценочный.
На третьем, теоретическом, этапе «Рассмотри и раздели» учащиеся работают в статических парах. Каждая пара по карточке определяет вид картинки и относит ее в соответствующую группу: с необычным текстом, схемы в тексте, картинки в тексте. Учитель дает сверку для всех по ключу на доске. Учащиеся сверяются.
Четвертый этап, исследовательский, практико-ориентированный «Узнай и примени». Учащиеся продолжают работу по карточке-путеводителе с цепочками для создания своего мини-проекта «Моя Беларусь» и видят образец примерного результата проекта в виде картинки. Учитель направляет работу учащихся, индивидуально оказывает помощь в случае затруднений. Учащиеся индивидуально проводят исследования пунктов меню и значков программы и применяют их для достижения практического результата: создания своей тематической информационной листовки. Допускается творческий подход в применении дополнительных фигур, эффектов для вставленных объектов.
Цель исследования: применить знания и умения по теме «Иллюстрирование текстового документа» при решении практической задачи, которую нужно представить в виде тематической информационной листовки.
На итоговом пятом этапе «Мои достижения» учащиеся проводят самооценку полученного продукта и презентуют его одноклассникам. Анализируют, достигнуты ли цели, решены ли задачи, успешно ли исследование. Заполняют листы самооценки умений, учебных достижений и оценки этапов проекта. Учащиеся заполняют столбик «Мои достижения» из первого этапа карточки-путеводителя. Считают свои баллы по этапам урока, которые оценочные. Получают итоговую оценку. Карточка-путеводитель сдается учителю.
Разработка урока с методической и дидактической документацией в виде приложений представлена на сайте учителя. Ссылка на материалы: https://docs.google.com/document/d/18txR3eK4l6wEnAhQuSXIH_MhmcPz7udS/edit?usp=sharing&ouid=103850500959462956164&rtpof=true&sd=true
Конспект урока
Тема: Иллюстрирование текстового документа.
Класс: 8 (базовый уровень)
Место урока в разделе: урок «Иллюстрирование текстового документа» в разделе «Технология обработки текстовых документов»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: нестандартный урок – урок-копилка знаний и умений
Образовательная технология: проектная технология
Цели: научиться добавлять в текстовый документ фигуры, рисунки из коллекции клипарт и из файлов, использовать в текстовом документе объекты WordArt и SmartArt, формировать объекты для составления целостного иллюстрированного документа; развивать познавательный интерес, практические навыки самостоятельной работы в текстовом редакторе, логическое мышление; воспитывать ответственность при работе с информацией в сети, внимание, информационную культуру, эстетические качества, гражданскую позицию и патриотизм.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать представление о видах изображений, способах их вставки текстовый документ,
закрепить теоретические и практические знания по работе в текстовом редакторе,
научиться применять рисунки, фигуры, надписи для оформления текстового документа.
Развивающие:
способствовать развитию памяти, творческих способностей, познавательного интереса,
развивать коммуникативные умения и навыки учебного сотрудничества,
развивать умение находить и систематизировать информацию,
сформировать способность к организации информации в конкретной форме представления,
развивать практические самостоятельные навыки работы с компьютерной программой.
Воспитательные:
создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, удовлетворенности своими учебными достижениями,
воспитывать внимание, усидчивость, целеустремленность, взаимоуважения,
воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважения к национальной символике.
Оборудование: компьютеры, программное обеспечение – Microsoft Word 2013, папка в файлами для работы на практической части урока: рисунки, учебное пособие Информатика 8 класс В.М. Котов, А.И. Лапо: Минск «Народная асвета» 2018, раздаточный материал: карточка-путеводитель этапов мини-проекта, буквы для проведения физкультминутки, наглядные материалы для оформления доски: ключи для сверки и наглядный материал.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся использовать методы вставки рисунков, фигур, надписей;
отработают умения работать в текстовом редакторе,
смогут применять навыки при оформлении различных тематических заданий,
сформируют представление об организации информационных материалов в различных формах.
Метапредметные:
умение обрабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую,
умение структурировать, систематизировать и обобщать информацию,
умение применять рисунки, надписи и фигуры в текстовом редакторе для создания различных информационных тематических материалов,
умение самостоятельно находить ответы на вопросы, исследовать информацию и применять ее на практике,
умение определять и формулировать цель свой деятельности,
умение оценивать результат своих достижений,
умение контролировать свою деятельность в процессе работы на уроке,
умение организовать сотрудничество, представление своей работы, слушать мнение одноклассников.
Личностные:
понимать роль информации в жизни человека,
проявлять творческие способности при обучении,
проявлять уважительно-ценностные чувства к информации о своей стране,
создать психологически комфортные условия для самовоспитания, самооценки и самоанализа своей работы.
Методы и приемы обучения: проблемный, поисково-исследовательский, творческий подход; самостоятельная практическая работа, коллективная мыслительная деятельность, метод проектов.
Формы организации работы учащихся: коллективная, работа в статических парах, индивидуальная работа на компьютере.
Ход урока:
Творческое название этапа проекта «Мои цели»
Организационный момент (1 минута)
Проверка принадлежностей к уроку (плакат – ТРУД (тетрадь, ручка, учебник, дневник)). Сообщение темы и формы проведения урока.
Целемотивационный этап (1 минута)
Учитель раздает учащимся карточку-путеводитель по этапам проекта (приложение 1). Учащиеся индивидуально формулируют цели и заполняют часть карточки «Мои цели» из таблицы «Мои цели – мои достижения». Совместно обсуждаются задачи урока.
Мои цели – мои достижения
Цели урока | Какую я цель выбрал | Достиг ли я своей цели |
1. Пообщаться с учителем | | |
2. Пообщаться с товарищем | | |
3. Показать свои знания по теме | | |
4. Получить новые знания по теме | | |
5. Научиться выполнять задания по образцу | | |
6. Подготовиться к контрольной работе по теме | | |
7. Получить удовлетворение от урока | | |
8. Применить творческие навыки | | |
9. Своя цель: | | |
| Если да «+» | Если нет «-» |
Творческое название этапа проекта «Повторяй и проверяй»
Повторение домашнего задания (4 минуты)
Учащиеся дописывают цепочки в карточке-путеводителе. Выполняют задание и обмениваются ответами для взаимопроверки по ключу на доске.
Задания+ключ для доски
Вставить таблицу | Вставка → Вставить таблицу → Число строк и столбцов → ОК |
Изменение границ | Работа с таблицами → Обрамление → Границы → выбрать границу |
Вставка столбцов | Контекстное меню → Вставить → Столбцы слева (справа …) |
Объединить ячейки | Контекстное меню → Объединить ячейки (разделить ячейки) |
Творческое название этапа проекта «Рассмотри и раздели»
Основная часть урока (30 минут)
Теоретическая работа с видами информационных материалов (2 минуты)
Учащиеся работают с картинками, разделяют картинки на группы: с необычным текстом, схемы в тексте, картинки в тексте. Работают в динамических парах.
Сверяются по ключу с учителем. Ключ показан на доске.
С необычным текстом – 1, 5, 6, 8, 9
Схемы в тексте – 3, 4
Картинки в тексте – 7, 2, 5, 6, 8, 9
Тематическая физкультминутка (1 минута)
Учащимся нужно собрать из букв слово (название кнопки) PrintScreen, ответить, как думают, зачем эта кнопка. Обратить их внимание на возможность вставки в текстовый документ копии экрана.
Творческое название этапа проекта «Узнай и примени»
Изучение нового материала (исследовательский этап – 3-5 минут)
Работа над теоретическим материалом: изучить цепочки памятки, просмотреть соответствующие пункты меню и значки.
Памятка
Демонстрационный момент (если нужен индивидуально): учитель показывает выполнение вставки фигур, рисунков, объектов WordArt и SmartArt.
Закрепление изученного материала (практический этап создания своего проекта – 20-25 минут). Учащиеся выполняют практическое задание по карточке, используя изученные цепочки памятки, информацию о символике берут из папки на рабочем столе (рисунки).
Практическое задание – мини-проект
Создать листовку «Моя Беларусь» по образцу:
Создаем по следующим этапам:
1. Создать таблицу 3Х2 (или выбрать объект SmartArt – по желанию), в правый столбик записать указанную информацию.
2. Из папки Рисунки (на рабочем столе) скопировать и вставить соответствующие рисунки, изменить их величину, добавить эффект Подсветка.
3. Вставить фигуру Вертикальный свиток, растянуть ее и выбрать Обтекание текстом, За текстом.
4. Добавить необходимые фигуры солнца и облаков, скопировать необходимые фигуры, изменить цвет заливки и контура.
5. Вставить надпись «Я люблю Родину!», используя объект WordArt, изменить заливку, контур букв, применить Стиль Преобразовать Волна1.
Творческое название этапа проекта «Мои достижения»
Обобщение и систематизация изученного. Презентация своих достижений. (5 минут)
Учащиеся показывают одноклассникам свои листовки, сохраняют файлы.
Учитель организует краткое коллективное обсуждение по вопросам:
Какие объекты можно вставить в текст? Чем отличается вставка рисунка из коллекции от вставки из файла или буфера обмена? Как вставить в документ WordArt и SmartArt? Можно изменять порядок расположения рисунков и текста? Как вы это делали? Можно ли вставить копию экрана в текст? Как вы это делали? Учащиеся заполняют часть карточки «Мои достижения», лист самооценки учебных достижений и получают итоговую оценку свой работы.
Итоги работы на уроке. (3 минуты)
Учащиеся заполняют лист самооценки умений, лист оценки этапов проекта. Сдают учителю карточку-путеводитель.
Информация о домашнем задании (1 минута)
Учащиеся записывают в дневники: §24 учебного пособия прочитать, устно ответить на вопросы. Творческое домашнее задание (по желанию): создать в текстовом редакторе листовку «Родной город»
Приложение 1
Результат мини-проекта (примерный)
Листовка «Моя Беларусь»
Приложение 2
Дидактические материалы для учащихся
Карточка-путеводитель
Мини-проект «Моя Беларусь»
Этап проекта «Мои цели»
Цели урока | Какую я цель выбрал | Достиг ли я своей цели |
1. Пообщаться с учителем | | |
2. Пообщаться с товарищем | | |
3. Показать свои знания по теме | | |
4. Получить новые знания по теме | | |
5. Научиться выполнять задания по образцу | | |
6. Подготовиться к контрольной работе по теме | | |
7. Получить удовлетворение от урока | | |
8. Применить творческие навыки | | |
9. Своя цель: | | |
| Если да «+» | Если нет «-» |
Этап проекта «Повторяй и проверяй»
Задание
Вставить таблицу | Вставка → |
Изменение границ | Работа с таблицами → |
Вставка столбцов | Контекстное меню → Вставить |
Объединить ячейки | Контекстное меню → |
Этап проекта «Рассмотри и раздели»
Задание
С необычным текстом –
Схемы в тексте –
Картинки в тексте –
Этап проекта «Узнай и примени»
Памятка
Практическое задание: мини-проект
Создать листовку «Моя Беларусь» по образцу:
Создаем по следующим этапам:
1. Создать таблицу 3Х2 (или выбрать объект SmartArt – по желанию), в правый столбик записать указанную информацию.
2. Из папки Рисунки (на рабочем столе) скопировать и вставить соответствующие рисунки, изменить их величину, добавить эффект Подсветка.
3. Вставить фигуру Вертикальный свиток, растянуть ее и выбрать Обтекание текстом, За текстом.
4. Добавить необходимые фигуры солнца и облаков, скопировать необходимые фигуры, изменить цвет заливки и контура.
5. Вставить надпись «Я люблю Родину!», используя объект WordArt, изменить заливку, контур букв, применить Стиль Преобразовать Волна1.
Этап проекта «Мои достижения»
Лист самооценки учебных достижений
Этап проекта | Нормы оценки задания | Баллы | Ваш балл |
Повторяй и проверяй | Заполнены верно все цепочки | 2 | |
Заполнены верно 2, 3 цепочки | 1-1,5 | |
Заполнена верно 1 цепочка | 1 | |
Узнай и примени (практическое задание) | Создана таблица, заполнен правый столбик | 1 | |
Создана таблица, но с ошибками | 0,5 | |
Вставлены рисунки, изменена величина | 1 | |
Вставлены рисунки без изменений | 0,5 | |
Добавлен эффект | 1 | |
Вставлена и изменена фигура | 1 | |
Вставлена фигура, но не изменена | 0,5 | |
Добавлены другие фигуры и изменения к ним | 1 | |
Добавлены фигуры, но не изменены | 0,5 | |
Добавлена и преобразована надпись | 1 | |
Добавлена надпись, но не преобразована | 0,5 | |
Итоговая оценка: |
Лист самооценки умений
Умения | Умел | Научился | Надо учиться |
Выбирать главное из учебного материала | | | |
Формулировать цели работы | | | |
Планировать и организовывать свою работу | | | |
Фантазировать, моделировать картинку | | | |
Создавать рисунок по образцу | | | |
Оформлять работу | | | |
Обобщать и систематизировать изученный материал | | | |
Подводить итоги работы | | | |
Анализировать результат своей работы | | | |
Отметить «+» в соответствующем вашему мнению столбике
Лист оценки этапов проекта
Этап проекта | Самый сложный | Самый важный | Самый интересный | Неинтересный |
Мои цели | | | | |
Повторяй и проверяй | | | | |
Рассмотри и раздели | | | | |
Узнай и примени | | | | |
Мои достижения | | | | |
Отметить «+» в соответствующем вашему мнению столбике
Методические материалы для проведения урока+оформление доски
Ключ к «Повторяй и проверяй»
Вставить таблицу | Вставка → Вставить таблицу → Число строк и столбцов → ОК |
Изменение границ | Работа с таблицами → Обрамление → Границы → выбрать границу |
Вставка столбцов | Контекстное меню → Вставить → Столбцы слева (справа …) |
Объединить ячейки | Контекстное меню → Объединить ячейки (разделить ячейки) |
Ключ к «Рассмотри и раздели»
С необычным текстом – 1, 5, 6, 8, 9
Схемы в тексте – 3, 4
Картинки в тексте – 7, 2, 5, 6, 8, 9
Буквы для физкультминутки
P r i n t S c r e e n
Наглядный материал (для оформления доски)
Результат мини-проекта (примерный образец): листовка
Заключение
Применение проектной технологии позволяют учащимся находить способы решения интересной для них проблемы, используя теоретические знания, практические умения, приобретая опыт исследовательской деятельности.
Проектная деятельность – хороший инструмент для развития творческих способностей, познавательного интереса, мотивации на успешное постижение учебного материал. Учебное проектирование решает задачу формирование функциональных и личностных качеств обучающихся, то есть компетенций. Компетенции – умение, связанное с опытом их применения в практической деятельности, что как раз и позволяет реализовать практико-ориентированный учебный предмет «Информатика».
На уроках информатики учащимся предоставляется возможность опытным путем решать разнообразные тематические практические задания, которые могут быть полезны им в жизни.
Учащиеся, реализуя проекты, проявляют самостоятельность в познании теоретических и практических аспектов учебного материала, учатся анализировать полученную информацию, планировать и прогнозировать свою дальнейшую деятельность и ее результаты.
Уроки с применением метода проектов следует детально продумывать, так как чаще всего это нестандартные уроки и кроме требований учебной программы нужно учитывать и санитарные нормы и правила при работе учащихся за компьютерами. Вид ученической работы должен быть разнообразный, несмотря на больший уклон в проектах к самостоятельной работе учащихся. Поэтому актуальнее применять мини-проекты в рамках тематики учебного предметного материала.
Список использованных источников
Заведенский К.Е. Проектные и цифровые технологии в школе: мотивация, познание, компетенции // Информатика в школе. 2020. № 7. С. 6-16.
История и особенности «Метода проектов» Джона Дьюи // Журнал
ПсихоПоиск. https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/478-istoriya-iosobennosti-metoda-proektov-dzhon-dyui
Метод проектов как инновационная технологи организации педагогического процесса //Образовательная социальная сеть nsportal. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/06/25/dokladmetod-proektov-kak-innovatsionnaya-tekhnologiya-organizatsii
Проектная деятельность // Психология социальная педагогика. https://psychology.snauka.ru/2012/06/673.