СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена собственные и нарицательные

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урок по теме " Имена собственные и нарицательные"

Просмотр содержимого документа
«Имена собственные и нарицательные»

Урок русского языка. 2 класс УМК « Перспектива»

Иваненко Наталья Васильевна

МБОУ « СШ№15» г. Новый Уренгой

Тема: Имена собственные и нарицательные

Цель: познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имен собственных и нарицательных.

Задачи:

Образовательные:

- формирование представлений детей об основном назначении имен собственных;

- Ввести термины « имена собственные» и « Имена нарицательные»

- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

Развивающие:

- развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление, устную и письменную речь;

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к предмету

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;

- познакомиться со значением понятий « имена собственные» и « имена нарицательные» ;

- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных

Метапредметные :

- развивать речь учащихся при работе с предложением и текстом

Личностные:

- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения

Формируемые УУД:

Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно

Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы

Уметь планировать учебное сотрудничество в паре, объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать свое мнение, выполнять учебное задание в соответствии с правилом, формулировать понятные высказывания, используя термины

Предметные умения:

Писать в тексте имена собственные и нарицательные

Основные понятия:

- имя существительное ( без определения)

- имя собственное

- имя нарицательное

- правила правописания имен собственных и нарицательных

Тип урока: Получение новых знаний

Оборудование: СД-диск « Электронное приложение» к учебнику русского языка Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина издательство « Просвещение», словарь Ожегова, интерактивная доска, учебник « русский язык» 2 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, рабочая тетрадь по русскому языку Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

  1. Организационно- мотивационный этап

Дети произносят хором.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Учитель. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Пусть этот урок принесет вам радость общения.

2. Самоопределение к деятельности

- Зачем вы приходите в школу? ( учиться)

- Что для вас значит учиться? ( узнавать что-то новое, открывать новые знания, мыслить, наблюдать, сравнивать)

- Прочитайте пословицу.

Грамоте учиться всегда пригодится.

- Как вы понимаете эти слова?

- Вот и сегодня мы отправляемся в путь за новыми знаниями. Желаю интересных открытий на нашем уроке русского языка, чтобы они пригодились вам в дальнейшем для грамотного письма. Слушайте внимательно, работайте старательно.

В любой работе необходимо соблюдать правила. Повторите правила дружной работы.

  1. Если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять .

  2. Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.

  3. Внимательно слушайте того, кто говорит.

3.Минутка чистописания.

- А теперь приготовьте внимания на минутку для чистописания: Корова, собака, облака, сосна, цветы, деревья.

Пальчиковая гимнастика.

- Найдите в этой записи два слова из словаря ( корова, собака)

- Что вы можете сказать о данных словах? ( это домашние животные)

- Что еще можно о них сказать? ( 3 слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная о)

- Напишите букву о с нижним и верхним соединением.

- Подчеркните буквы, которые наиболее удачно получились.

- Напишите слова собака и корова в тетрадь и придумайте им клички.

4.Актуализация знаний

-Почему эти слова надо написать с заглавной буквы?

- А сегодня мы узнаем что- то новое об этих словах.

- Предположите какова тема нашего урока.

- Чтобы проверить верны ли наши предположения, выполните задание.

-Распределите слова по группам .

Работаем в паре. Помним об умении договариваться друг с другом, слушать своего соседа по парте.

Слова : Благовещенск, Тында, Москва, город, река, ученик, Амур, Нюкжа, Зея, Вася, Петя, Вова

- Какие слова остались не смогли отнести к какой-либо группе?

- У кого были ошибки в распределении слов? Что посоветуем?

- Вы все хорошо справились с заданием! Молодцы!

- Внимательно еще раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трех первых столбиков от слов 4 столбика?

- Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

В русском языке для обозначения этих существительных давно придуман специальные термины.

- Верны ли наши предположения?

- Что мы знаем о именах собственных?

- Какие слова относятся к именам собственным?

- Чему бы вы хотели научиться на уроке? ( научиться различать имена собственные и нарицательные; продолжать учиться писать имена собственные с большой буквы)

5. Открытие нового знания.

- Ребята, а вы знаете, что обозначают термины « имя собственное», « нарицательное»?

- А хотите узнать?

- Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько городов можно назвать словом город? ( много)

- А сколько городов можно назвать слово Тында? ( один)

- Сколько рек можно назвать словом река? ( много)

- А сколько рек можно назвать словом Нюкжа? ( одну)

- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны? ( Они называют предмет своим именем)

- Найдите общее слово для слов Москва, Благовещенск, Тында. Что обозначают имена нарицательные? ( они обозначают общее слово для группы похожих предметов)

- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные

Работа с учебником.

Упр.13

- Запишите предложения по образцу.

- Объясните написание заглавной букв. Подчеркните слова с общим значением для каждой группы.

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте. Оцените, как выполнили задание.

- А теперь проверим, что получилось. Сравнивают с образцом на доске.

- Чему мы научились, выполняя это задание?

СД- диск « Электронное приложение»

- Давайте послушаем, что говорит профессор Самоваров

« Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова- имена, общие для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся со строчной буквы»

- Какой вывод можем сделать? ( Фамилия, имя, отчество, имена сказочных героев и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, клички животных – это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов - это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.)

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное- вам надо присесть. Если услышите имя собственное надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козел Бодун,

Воробей Тишка,

Поросенок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички?

- У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?

- А можно давать клички людям? ( нет, у людей имена, у животных – клички)

- Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют человеческое достоинство.

- Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными, культурными? Почему?

Применение новых знаний

- Какие слова кроме кличек относятся к именам собственным? ( Имена, фамилии)

- Запишите свое имя, отчество и фамилию в тетрадь.

- Как называется поселок, в котором мы живем? ( Чильчи)

- А вы любите сой поселок? Почему? ( мой поселок красивый. В нем живут замечательные люди. Поселок имеет свою историю, традиции, праздники)

- Кого из жителей поселка вы знаете?

- Вставьте имена собственные в текст, где это необходимо.

Текст.

Мой поселок.

Чильчи – это мой поселок. Он красивый и маленький. Рядом с поселком течет река Нюкжа.

В нашем поселке живут замечательные люди. Участник Великой Отечественной войны – Сусленская Геннаида Ивановна. Ей 92 года.

Проверка по образцу.


- Оцените свою работу.

! – выполнил без ошибок.

+ - была ошибка, но исправил

? – с заданием не справился

- Поднимите руку те, кто справился с заданием? Молодцы!

- Поднимите руку те, кто допустил ошибку? Что бы вы хотели пожелать себе? ( я обязательно научусь писать имена собственные с заглавной буквы)

- Поднимите руку те, кто не справился с заданием? Как думаете, почему?


Физминутка для глаз, рук

8.Включение нового знания в систему знаний.

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? ( название книг, фильмов, газет, журналов)

- Как будем писать их названия? ( с заглавной буквы)

- Ребята, названия книг, журналов, газет пишутся с заглавной буквы и в кавычках. ОЯб этом подробно вы узнаете, когда будете учиться в старших классах

СД – диск «Электронное приложение к учебнику»

- Давайте поможем Мамлыне починить космический корабль.

- А теперь помогите пчелам собрать мед

- Чему мы учились выполняя эти упражнения?

9. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу.

- Что для вас было главным на уроке?

- А где вам пригодится это в жизни?

-Достигли мы целей? Докажите

- Достаточно ли одного знания правила?

- Какая следующая цель? ( научиться применять правило)

- А как узнать, что эта цель достигнута? ( когда будем писать без ошибок)

- Сегодня на уроке я :

- узнал ( имена собственные пишутся с заглавной буквы. К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии, клички, географические названия)


- смог ( справились со всеми заданиями, научились писать имена собственные)

- могу похвалить … себя и своих одноклассников… ( мы старались, трудились, были активнми и внимательными)

Спасибо за урок!