Предмет: русский язык | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Тема урока: | Именительный и винительный падежи имён существительных. |
Цель содержательная: | : актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах. |
Цель деятельностная: | Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов |
Задачи: | 1) закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном, винительном, родительном падежах; 2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; 3) воспитывать интерес к предмету. |
Основное содержание темы, термины и понятия: имя существительное ,склонение |
Личностные результаты -развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Метапредметные результаты Регулятивные УУД -выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме; -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; -анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные УУД -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Предметные умения: научатся различать имена прилагательные мужского и среднего рода именительного, винительного, родительного падежей; изменять прилагательные по падежам; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных |
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | экран, компьютер, мультимедийный проектор; карточки с заданием для групповой и парной работы; наглядный материал |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд! Проверим готовность к уроку -Желаю вам большого успеха на сегодняшних уроках! | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку |
II. Минутка чистописания | - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) -Для чего нам нужна минутка чистописания? -Где нам понадобится умение красиво писать? -Отгадайте, о какой букве идёт речь? Если маленькой чертой Букву «О» перечеркнем, Потеряем букву «О», Но другую мы найдем! (Букву Ф) - Какая же согласная нас интересует? -Пропишите эту букву. -Помните о правильной посадке во время письма. -Закончили. Поменялись тетрадями. -Оцените работу друг друга по критериям: наклон, высота, ширина, элементы. -Вернули тетради. У кого 4 «+»? У кого 3? 2? Над чем вам нужно поработать? -Как можно исправить эти минусы? (больше тренироваться в написании букв и буквосочетаний) | Отвечают на вопросы учителя Определяют, какую букву будут писать Отвечают на вопросы Прописывают букву оценивают |
IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Словарный диктант Шестнадцать учеников, килограмм яблок, столичный вокзал, адрес товарища, двадцатый год, гость издалека, календарь путешественника, пассажирский вагон, прекрасный пейзаж, портрет директора, хозяйственный человек, справа от шоссе, беседа по телефону. — Разберите слово столичный по составу. — Разберите слово (по) телефону как часть речи. (Два ученика работают у доски.) | (Взаимопроверка, самооценка.) |
V. Этап выявления места и причины затруднения | — Прочитайте предложения. Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль. — Что общего в этих предложениях? (Слово корабль.) — На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении? — Определите его падеж. — На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении? — Определите его падеж. (Учитель выставляет карточки с названиями падежей.) - Послушайте сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело бьы слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить. — Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос что?) | Отвечают на вопросы |
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения | — Сформулируйте задачу урока. (Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах.) | Формулируют тему и цель урока |
VII. Этап реализации построенного проекта | 1. Наблюдения над признаками именительного и винительного падежей — Научим придворных различать близнецов. С чего мы начнём наше исследование? (Разберём предложения по членам.) — Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово корабль — главный член предложения, во втором — второстепенный.) — В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном.) — В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (В винительном.) - Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога.) — Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (Нет, не имеет.) (Учитель выставляет карточки.) Без предлогов Имеет предлоги Работа по учебнику Упр. 185 (с. 105). — Сравните наше исследование с выводом в таблице на с. 105 учебника. — В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах одинаковые? (У неодушевлённых имён существительных 2-го склонения и у имён существительных 3-го склонения.) — В каком склонении и у каких существительных окончания в данных падежах разные? (У имён существительных 1-го склонения и у одушевлённых имён существительных.) Упр. 186 (с. 105). VI. Физкультминутка | Два ученика выполняют разбор предложений у доски, остальные - в тетрадях. Коллективная проверка.) – В именительном падеже имя существительное употребляется без предлогов и является подлежащим. В винительном падеже имя существительное употребляется с предлогами и является второстепенным членом. – У существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах окончания одинаковые (Устный разбор предложений по членам, определение падежа существительных. Запись четверостишия по памяти. Самопроверка по учебнику. Далее самостоятельный разбор слова ночь как части речи. Взаимопроверка, самооценка.) Определяют падеж имен существительных. Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 1.) Определяют, что падежные окончания имен существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах не различаются. |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Упр. 187 (с. 106). (Коллективное выполнение.) — Сделайте вывод: какие существительные в именительном и винительном падежах имеют разные окончания? (Имена существительные 1-го склонения и одушевлённые имена существительные 2-го склонения.) – Прочитайте. Спишите первые два предложения. Чем они интересны? – Разберите предложения по членам. Как вы определили падеж имен существительных в этих предложениях? – Определите склонение и падеж выделенных имен существительных. – Различаются ли падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в именительном и винительном падежах? Упражнение 187. Лисица (И. п.) видит сыр (В. п.). Лисицу (В. п.) сыр (И. п.) пленил. То солнце (И. п.) спрячется, то светит слишком ярко. При солнце (П. п.) яблоко (И. п.) на ветке дозревало. Попрыгунья Стрекоза лето (В. п.) красное пропела. Сосед (И. п.) соседа (Р. п.) звал откушать. Медведь попался в сеть (В. п.). Природа оживилась, и зелень (И. п.) вся как будто обновилась. Соседа – сущ., кого?, н. ф. – сосед, одуш., нариц., 2 скл., м. р., Р. п., ед. ч., дополнение. | Записывают предложения. Разбирают их по членам предложения. Определяют склонение и падеж выделенных имен существительных. Выполняют морфологический разбор слова по заданию |
IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Упр. 189 (с. 106—107) — программный уровень. Записывают, раскрывают скобки. Составляют предложение с любым сочетанием слов, подчеркивают главные члены предложения. Дедушка воткнул лопату в землю. – Прочитайте. Спишите, ставя имена существительные из скобок в винительном падеже. – Укажите падеж имен существительных, выделите окончания, подчеркните предлоги. – Составьте предложение с любым сочетанием слов, подчеркните главные члены предложения. Упр. 188 (с. 106) — уровень повышенной сложности. (Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.) | (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания. Самооценка.) |
X. Этап включения в систему знаний и повторения | — Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах? — У каких существительных окончания в винительном и именительном падежах одинаковы, а у каких различны? — Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? — Что показалось вам трудным? | Подводят итоги урока |
ХI. Домашнее задание | Упр. 190 (с. 107). | |
XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «Шкала» Проанализируйте свою работу на уроке от 1 до 10 баллов. Отметки за урок | Анализируют свою работу |