СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Именительный и винительный падежи имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Именительный и винительный падежи имён существительных.»

Тема : Именительный и винительный падежи имён существительных.


Цели: актуализировать знания об именительном и винитель­ном падежах; познакомить со способами различения имён суще­ствительных в именительном и винительном падежах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание ка­чества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока


  1. Организационный момент


- Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Вы друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, друзьям

И садитесь по местам!



  1. Проверка домашнего задания (Упражнение 183 стр. 103)


— Как проверить безударные падежные окончания выделен­ных существительных?


III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Шестнадцать учеников, килограмм яблок, столичный вокзал, адрес товарища, двадцатый год, гость издалека, календарь путешественника, пассажирский вагон, прекрасный пейзаж, портрет директора, хозяй­ственный человек, справа от шоссе, беседа по телефону.

(Взаимопроверка, самооценка.)

— Разберите слово столичный по составу.

— Разберите слово (по) телефону как часть речи. (Два ученика работают у доски.)


IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.

— Что общего в этих предложениях? (Слово корабль.)

— На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предло­жении?

— Определите его падеж.

— На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предло­жении?

— Определите его падеж. (Учитель выставляет карточки с названиями падежей.)

- Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело бьы слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именитель­ный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

— Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос что?)

— Сформулируйте задачу урока. (Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном па­дежах.)


V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над признаками именительного и винительного падежей

— Научим придворных различать близнецов. С чего мы начнём наше исследование? (Разберём предложения по членам.)

(Два ученика выполняют разбор предложений у доски, осталь­ные - в тетрадях. Коллективная проверка.)

— Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово ко­рабль главный член предложения, во втором второсте­пенный.)

— В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном.)

— В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (В винительном.)

- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога.)

— Имеет ли предлоги существительное в именительном паде­же? (Нет, не имеет.)

(Учитель выставляет карточки.)

Без предлогов

Имеет предлоги

  1. Работа по учебнику

Упр. 185 (с. 105).

— Сравните наше исследование с выводом в таблице на с. 105 учебника.

— В каком склонении и у каких имён существительных окон­чания в данных падежах одинаковые? (У неодушевлённых имён существительных 2-го склонения и у имён существи­тельных 3-го склонения.)

— В каком склонении и у каких существительных оконча­ния в данных падежах разные? (У имён существительных 1-го склонения и у одушевлённых имён существительных.)

Упр. 186 (с. 105). (Устный разбор предложений по членам, определение падежа существительных. Запись четверостишия по памяти. Самопро­верка по учебнику. Далее самостоятельный разбор слова ночь как части речи. Взаимопроверка, самооценка.)

VI. Физкультминутка


Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Покружиться.)

Вот присела на минутку, (Присесть.)

Почесала клювом грудку, (Встать, наклоны головы вправо и влево.)

И с дорожки на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)



VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 187 (с. 106). (Коллективное выполнение.)

— Сделайте вывод: какие существительные в именительном и винительном падежах имеют разные окончания? (Имена существительные 1-го склонения и одушевлённые имена суще­ствительные 2-го склонения.)

Упр. 188 (с. 106) — уровень повышенной сложности. (Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия

Работа по карточкам.

— Укажите падеж имён существительных.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл...


А. Пушкин

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

— У каких существительных окончания в винительном и име­нительном падежах одинаковы, а у каких различны?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

— Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Упр. 189 (с. 106).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!