СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Именительный, родительный и винительный падежи имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Именительный, родительный и винительный падежи имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.»

Русский язык 4 класс


Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, определять падеж имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. -Запишите дату. Дайте характеристику звукам, обозначаемым на письме буквой М. Пропишите в тетрадях:

Мм му мм см Ми

- Объясните пословицы. Запишите каллиграфически.

Мир не без добрых людей.

Муравьиная рать и льва победит.

– Поставьте правильно ударения и запишите слова:

Мастерски, мельком, мизерный.

  1. Словарный самодиктант.

— Прочитайте слова. (на доске)

Дв..ровый, переб..гать, гр..бник, взгл..ни, д..ждевая, л..сок, л..тел, гн..здо, б..готня, гр..ница, л..тун, х.лодное. космос (слов.слово)

— Что у них общего? (Все начинаются с буквы, обозначающей согласный звук. Во всех словах есть безударные гласные в кор­не, проверяемые ударением.)

— Подберите устно проверочные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

(Проверка по образцу, самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

1) - Среди записанных слов найдите имена прилагательные в мужском и среднем роде. (Дворовый ( пес), холодное(утро).)

- Подберите к ним подходящие по смыслу имена существи­тельные. Просклоняйте получившиеся словосочетания.

(Два ученика работают на откидной доске.)

- Какие знания и умения вам пригодились при выполнении задания?

Упр. 50 (с. 25).

— Рассмотрите схему.

— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? (По вопросам и окончаниям.)

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в тво­рительном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в предложном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.

На доске: ? и ? падежи ……………… и ……………………… рода.

(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)

- Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно, писать безударные окончания имён прилагательных.)

- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и пред­ложном падежах, и научиться правильно их писать.) (Поупражняться в склонении и правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.)

IV. Работа по теме урока

1) Упражнения в проверке и правописании окончаний имен прилагательных. (Слайды 2-3)

На экране словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание.

под …..им снегом в …..ом наряде

за …..им морем на …..ом дереве

под …..им льдом при …..ом морозе

- В каком падеже должны быть прилагательные? (1 столбик – в творительном падеже, 2 столбик – в предложном падеже) В каком роде? (В мужском и среднем роде)

- Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Запишите словосочетания.

2) Работа по развитию речи. (Слайд 4)

- Посмотрите на иллюстрацию, придумайте название. (Зимний лес. Зима в лесу…)

- Ребята, а сейчас мы будем составлять предложения о зимнем лесе

Вот эти два предложения мы должны закончить, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах

Очень тихо в (зимнем лесу).

Всё вокруг засыпано (пушистым белым снегом) .

Разбор и составление предложений, запись, определение падежей под контролем учителя.

-А вот остальные предложения вы дополните самостоятельно. Выберите словосочетания, которые вы используете для построения текста. Запишите текст. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.

В белом наряде …….. .

Под снежным одеялом ……… .

На гладком снегу …….. .

Под низким кустом ……… .

Над большим сугробом ……… .

На высоком дереве …….. .


- Прочитайте записанный текст. Выскажите мнения по услышанному.


V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала Работа по карточкам.

1) Работа по карточкам Программный уровень

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прила­гательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лю­тике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

2)Уровень повышенной сложности

— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во време­на парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с по­годой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

(Самопроверка и самооценка по образцу.)

VII. Рефлексия.

Повторение правила о прилагательном.

1. Расскажите друг другу правило, что вы знаете о прилагательном.

2. Блиц-опрос.

-Ответьте на вопросы: да или нет

*имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)

*имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)

*имя прилагательное обозначает предмет (нет)

*имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

*имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как?  (нет)

* имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)

* имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

*имя прилагательное имеет постоянный род (нет)

*имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)

*род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?

— Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Что показалось вам трудным?

- Каким был урок? Ответьте прилагательным.


Домашнее задание Упр. 53 (с. 26).
















Работа по карточкам Программный уровень

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прила­гательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лю­тике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа по карточкам Программный уровень

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прила­гательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лю­тике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………


Работа по карточкам Программный уровень

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прила­гательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лю­тике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………



Работа по карточкам Программный уровень

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прила­гательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лю­тике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………



Работа по карточкам Программный уровень

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прила­гательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лю­тике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

Уровень повышенной сложности

— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во време­на парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с по­годой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

……………………………………………………………………………………………………………………………………..


Уровень повышенной сложности

— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во време­на парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с по­годой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………


Уровень повышенной сложности

— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во време­на парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с по­годой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………


Уровень повышенной сложности

— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во време­на парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с по­годой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

………………………………………………………………………………………………………………………………………..