Индивидуальный лист ученика(-цы) 6 -___класса
Ф.И. __________________________________
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен!
Задание 1. Поясни значения пословиц и поговорок. Найди в них числительные, определи падеж.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Руки поборют одного, знание – тысячу.
Ты ему слово, а он тебе десять.
Обещанного три года ждут.
У семи нянек дитя без глазу.
Один с сошкой – семеро с ложкой.
Седьмая вода на киселе.
Задание 2. Исправь ошибки в употреблении числительных
На учения прибыло семеро генералов.
Трое подруг весело болтали всю дорогу.
К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие музея
Три сутки плутал я по тайге.
Четверо учениц получили дополнительное задание.
На обоих террасах стояли цветы.
Задание 3
«Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» – так описывает И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму».
Мы знаем, что Герасим – богатырь, но все-таки какого он был роста?
Вершок – старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, рост Герасима был всего 53 сантиметра? Что, он карлик? Что-то здесь не так…
Читателю XIX века хорошо известно, что рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. Аршин – русская мера длины, равная 0,71 метра. Подразумевалось, что читатель об этом знает.
А теперь подсчитайте, чему же все-таки равнялся рост богатыря-дворника._________
Задание 4
1. Найдите правильное определение количественного числительного.
А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?
Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.
В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?
2. Закончите определение.
А) Числительные, обозначающие целые числа, называются __________________________
Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются_____________________
В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются___________________
3. Напишите, как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 5.
Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.
Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На отдых остается немного времени. Это обычно (составное) минут.
Это интересно!
За тридевять земель… Это сколько?
В старину существовала народная система счёта девятками,
поэтому тридевять значило 3 по 9, то есть 27