СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для обучающихся 6 класса по программе М.М. Разумовской, но при изменении, например, домашнего задания, можно использовать и при работе с другой программой. Кроме истории и примеров даны несколько заданий.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное»

Имя числительное

Имя числительное

Немного истории Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв.  В старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям.

Немного истории

  • Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв.
  • В старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям.
Немного истории Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало « мешок ». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок , затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . (Из«Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

Немного истории

  • Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало « мешок ».

Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.

В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорокъ – сначала мешок , затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок .

(Из«Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

Немного истории Слово « миллион » имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово « миллион », которое состоит из итальянского слова «милли», означающего « тысяча », и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища ».

Немного истории

  • Слово « миллион » имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово « миллион », которое состоит из итальянского слова «милли», означающего « тысяча », и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище).

Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища ».

Немного истории Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье было семеро детей, то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый .  К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк . Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями .

Немного истории

  • Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье было семеро детей, то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый .
  • К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк .
  • Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями .

2022 год две тысячи двадцать второй год

2022 год

две тысячи двадцать второй год

Имя числительное  I. Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

Имя числительное I. Общее значение

Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

числительное Обозначают порядок при счете КАКОЙ? КОТОРЫЙ? Обозначают количество  СКОЛЬКО? количественные порядковые

числительное

Обозначают

порядок при счете

КАКОЙ? КОТОРЫЙ?

Обозначают количество

СКОЛЬКО?

количественные

порядковые

Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях? Жили-были Бедный поп Подставил лоб:   Сима с Петей. С первого щелка Сима с Петей Прыгнул поп до потолка;   были дети. Пете 5, Со второго щелка   а Симе 7 – Лишился поп языка, И 12 вместе всем. А с третьего щелка Вышибло ум у старика.  В.В. Маяковский   А.С. Пушкин

Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?

Жили-были

Бедный поп

Подставил лоб:

Сима с Петей.

С первого щелка

Сима с Петей

Прыгнул поп до потолка;

были дети.

Пете 5,

Со второго щелка

а Симе 7 –

Лишился поп языка,

И 12 вместе всем.

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

В.В. Маяковский

А.С. Пушкин

Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают: 1) число; 2) количество предметов; 3) порядок предметов при счете В трех тетрадях. Семь книг. Десятью минутами позже Пять и восемь будет тринадцать. К восьми прибавьте два. Сложите шестьдесят и один. Четвертую тарелку. Первого сентября.

Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают:

1) число; 2) количество предметов;

3) порядок предметов при счете

  • В трех тетрадях.
  • Семь книг.
  • Десятью минутами позже
  • Пять и восемь будет тринадцать.
  • К восьми прибавьте два.
  • Сложите шестьдесят и один.
  • Четвертую тарелку.
  • Первого сентября.
Определи синтаксическую роль числительных Три и два – пять. Первый луч солнца пробился в окно. Поезд отправляется в два часа. Я пригласил в гости двух друзей.

Определи синтаксическую роль числительных

  • Три и два – пять.
  • Первый луч солнца пробился в окно.
  • Поезд отправляется в два часа.
  • Я пригласил в гости двух друзей.
Пять или пятёрка  Какая разница?

Пять или пятёрка

Какая разница?

Числовые значения могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
  • Числовые значения могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
Определите часть речи Пятый этаж Пятиэтажный дом Медный пятак Пять этажей Пятерка Пятилетний малыш

Определите часть речи

  • Пятый этаж
  • Пятиэтажный дом
  • Медный пятак
  • Пять этажей
  • Пятерка
  • Пятилетний малыш
Прочтите фразу Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Прочтите фразу

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Найди продолжение пословице Семеро … Заблудиться … Знать … Идти … Семь раз отмерь … Один ум хорошо …  … в трёх соснах.  … как свои пять пальцев.  … а два лучше.  … один раз отрежь.  … одного не ждут.  … на все четыре стороны.

Найди продолжение пословице

  • Семеро …
  • Заблудиться …
  • Знать …
  • Идти …
  • Семь раз отмерь …
  • Один ум хорошо …
  • … в трёх соснах.
  • … как свои пять пальцев.
  • … а два лучше.
  • … один раз отрежь.
  • … одного не ждут.
  • … на все четыре стороны.
 Домашнее задание: I часть § 35-36, упр. 347, 349, 352

Домашнее задание:

I часть

§ 35-36, упр. 347, 349, 352


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!