ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания об имени числительном как части речи.
Задачи:
1. учебные:
научить отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
познакомить с основными признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
научить отличать порядковые и количественные числительные;
2. развивающие:
развивать речь, логическое и абстрактное мышление, кругозор учащихся;
развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
3. воспитательные:
прививать уважение и внимательное отношение к родному языку;
способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
формировать положительную мотивацию учения;
развивать уважение и интерес к русскому языку, истории страны.
Метапредметные:
Развивать:
УУД учащихся;
психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;
умение работать в паре, группе, индивидуально.
Предметные:
подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи»;
формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: раздаточный материал, учебники, словарь фразеологизмов, справочники, компьютер, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости на уроке, давайте поздороваемся с ними! Садитесь. Давайте, ребята, проверим нашу с вами подготовку к уроку. У каждого из вас на парте должен находиться учебник русского языка, рабочий лист урока, ручка с карандашом и дневник для записи домашнего задания.
Мотивация.
- Нас две ниточки связали : теплоты и доброты.
Добрый день!- тебе сказали,
Добрый день! – ответил ты
Актуализация ранее изученных знаний
- Вспомните, какой раздел русского языка изучает части речи?
(части речи изучает раздел лингвистики – Морфология)
- На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?
(на самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи. (имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., имя числительное)
- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)
-Хорошо
Введение в тему.
- Ребята, урок начну с не совсем обычных вопросов. Ответы запишите в рабочем листе. (Приложение №1 ) .Слайд 2.
- Сколько тебе лет?
- Какое сегодня число?
- Который это ряд?
- Сколько человек сегодня в классе
- Что общего в ваших ответах? К изучению какой части речи мы с вами приступаем? Как вы догадались? (Ответом является число, задавались вопросы: сколько? Который?)
- Действительно, мы приступаем к изучению имени числительного – самой молодой из всех имен.
- Запишем число, классная работа , тему сегодняшнего урока. Слайд 3.
5. Выявление места и причины затруднения.
- Выполните задания:
«Третий лишний» - работа в паре, найдите лишнее слово в каждом ряду. Ответ обоснуйте. Слайд 4.
Один, одинокий, одиннадцать.
Пятерка, пятый, пять.
Четырехугольник, четыре, четырнадцать.
ПРОВЕРКА
- Если эти слова связаны с числами, можно ли их заменить числами?
(нет)
6. Построение проекта выхода из затруднения.
- Что необходимо знать, чтобы отличать числительные от слов с числовым значением?
(узнать о числительном как части речи). Запишите в рабочем листе, что вы хотите узнать.
- Озвучьте задачи урока. Слайд 5
Задачи:
познакомиться с понятием «числительное»;
узнать морфологические признаки числительного как части речи, синтаксическую роль в предложении;
уметь отличать числительное от других частей речи с числовым значением; различать количественные и порядковые числительные.
- Оформить запись в рабочих листах
7. Целеполагание на всю тему, создание целевой установки у учащихся.
Тема “Имя числительное” рассчитана на 18 часов. Что же мы будем знать и уметь в результате изучения этой темы? Откроем оглавление в учебнике и прочитаем в разделе “Имя числительное”, какие темы будем изучать. Сравните свои “старые” знания с “новыми”. Может, обойдемся и без этих знаний и умений?
8.Реализация построенного проекта
Работа по карточкам в группе. Слайд 7.
- Обратимся к тексту, который у вас на карточках. Прочитаем его. Слайд 6.
(Приложение №2)
Храм Христа Спасителя.
Торжественная закладка состоялась 10 сентября 1839 года. От закладки Храма до его освящения 26 мая 1883 года прошло 44 года. Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (ушло 30 миллионов кирпичей) продолжались более 10 лет.
В 1860 году завершили все наружные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти?
Вопросы к тексту:
1.Какова основная мысль текста?
2.Определите особенность текста, что помогает автору обозначить время начала строительства Храма?
3.Проанализируйте, для чего автором употребляются числа? (Чтобы показать длительность, продолжительность строительства ).
4.Назовите числа, используемые в тексте.
- На какие 2 группы эти числительные мы могли бы разделить по строению? Чем они отличаются? (Простые и составные). Какие относятся к простым, а какие к составным? Заполним таблицу.
Задание по рядам: Слайд 8. (Приложение №3)
1ряд
1). Как вы понимаете смысл последнего предложения?
2).Объясните орфограммы в словах: торжественная, закладка.
2 ряд.
Раскройте содержание предложения: «В 1860 году завершили…»
Объясните орфограммы в словах: каменные, уложено.
3 ряд
1)Как вы понимаете содержание предложения: «Его главное богатство…»?
2)Объясните пунктуацию этого же предложения.
- Проверка.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – пора нам продолжать
9. Работа с таблицей. Введение понятий(порядковые и количественные числительные) Слайд 9. (Приложение 4)
- Выпишите все числительные из текста, но не цифрами, а словами. Обратите внимание на составные числительные : тысяча восемьсот тридцать девятого года; тысяча восемьсот восемьдесят третьего года; в тысяча восемьсот шестидесятом.
- Итак, как могут записываться числительные? (Числительные можно записать и цифрами и словами).
- Это главная отличительная особенность числительных от других частей речи.
- Зададим вопросы к этим числительным (Какого? Сколько? В каком?).
- Как вы думаете, что эти числительные обозначают? (Количество, порядок при счете).
- Какими членами предложения являются?
К какому выводу пришли? Слайд 10.
Вывод: числительные делятся на две группы: количественные и порядковые.
- Как вы полагаете, какие числительные относятся к количественным, а какие к порядковым? Посмотрите, это говорящие термины. (Количественные числительные обозначают количество, а порядковые – порядок при счете) .
Составление таблицы
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ- самостоятельная часть речи |
Обозначает | Число,количество предметов, порядок при счете |
Отвечает на вопросы | Сколько? Какой? |
Разряды по значению | 1. количественные 2. порядковые |
Разряды по структуре | Простые Сложные Составные |
Синтаксическая роль | М.б.главными и второстепенными членами предложения |
Изменяются по | Падежам, ( кроме слова один, два) Порядковые изменяются по падежам, родам , по числам . |
Работа с учебным текстом
- Откройте в учебнике (теория) параграф 51-52 , справочники, прочитайте определение, дополните таблицу. Составьте связный рассказ об имени числительном.
- Что нового узнали?
- Проверка, оценивание.
Закрепление.
- Работа по карточкам в группах . (Приложение № 4).
- Индивидуальное задание . (Приложение № 7 ). Слайд 12.
- Проверка групп и индивидуального задания.
- Запишите предложения в тетрадь, определите разряд числительных. Кто автор этих строк? Слайд 11. (Приложение № 5).
С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка вышибло ум у старика.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой.
- Выпишите фразеологизмы, объясните их значение. Можно поработать со словарем.
Слайд 13-16.
Во лбу семь пядей – очень умный, мудрый, выдающийся.
Семь пятниц на неделе – частая и легкая перемена решений, намерений, настроений.
Семимильные шаги – очень быстро.
За семью замками – хранить в глубокой тайне.
Вывод : фразеологизмы с числительными делают речь яркой, образной.
Числительные и слова с числовым значением. ( Приложение №6).
Задание на карточках . Работа в парах.
Образуйте однокоренные слова от числительных. Слайд 17.
Имя числительное | Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Два | двойка | двойной | удвоить |
Три | тройка | тройной | утроить |
Десять | десяток | десятилетний | удесятерить |
Подводя итог урока, проанализируем слова.
- Проверим, все ли слова с числовым значением являются числительными. По каким критериям проверки мы можем при этом воспользоваться? (Числительные можно записать и словом и цифрой).
IX. РЕФЛЕКСИЯ.
Личные итоги урока:
- Что нового вы открыли на уроке? (Заполнение рабочего листа).
- Что осталось непонятным?
- О чем вы расскажете родителям?
Домашнее задание : Слайд 18.
Упражнение 367;
Письменное задание на выбор:
а) Напишите кулинарный рецепт вашего любимого блюда. Объясните, почему необходимо использование числительных в данном тексте. При подготовке к работе вам помогут книги по кулинарии, советы мамы, бабушки. Сделайте вывод об употреблении числительных в текстах делового стиля.
б) Сочините сказку, в которой рассказывается об имени числительном.
Приложение №1.
Рабочий лист .
Тема урока________________________________________________
Фамилия____________________________________________
Имя ____________________________________________
Сколько тебе лет?_________________________________________________
Какое сегодня число?______________________________________________
Который это ряд?________________________________________________
Сколько человек сегодня в классе?___________________________________
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ- самостоятельная часть речи |
Обозначает | |
Отвечает на вопросы | |
Разряды по значению | |
Разряды по структуре | |
Синтаксическая роль | |
Изменяются по | |
Приложение №2
Храм Христа Спасителя.
Торжественная закладка состоялась 10 сентября 1839 года. От закладки Храма до его освящения 26 мая 1883 года прошло 44 года. Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (ушло 30 миллионов кирпичей) продолжались более 10 лет.
В 1860 году завершили все наружные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти?
Вопросы к тексту:
1.Какова основная мысль текста?
2.Определите особенность текста, что помогает автору обозначить время начала строительства Храма?
3.Проанализируйте, для чего автором употребляются числа
4.Назовите числа, используемые в тексте.
- На какие 2 группы эти числительные мы могли бы разделить по строению? Чем они отличаются? Заполните таблицу. ( Работа в группе).
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - |
Обозначает | |
Отвечает на вопросы | |
Разряды по значению | |
Разряды по структуре | |
Синтаксическая роль | |
Изменяются по | |
Приложение № 3.
2.Задание по рядам:
1ряд
1). Как вы понимаете смысл последнего предложения?
2).Объясните орфограммы в словах: торжественная, закладка.
2 ряд.
Раскройте содержание предложения: «В 1860 году завершили…»
Объясните орфограммы в словах: каменные, уложено.
3 ряд
1)Как вы понимаете содержание предложения: «Его главное богатство…»?
2)Объясните пунктуацию этого же предложения.
Приложение № 4.
3.Выпишите все числительные из текста, но не цифрами, а словами. Обратите внимание на составные числительные : тысяча восемьсот тридцать девятого года; тысяча восемьсот восемьдесят третьего года; в тысяча восемьсот шестидесятом.
Приложение № 5.
4.Работа по карточке в группах
- Запишите предложения в тетрадь, определите разряд числительных. Кто автор этих строк?
С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка вышибло ум у старика.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой.
Приложение № 6.
Задание на карточках . Работа в группах. «Исследование»- подберите к указанным числительным однокоренные слова.
Имя числительное | Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Два | | | |
Три | | | |
Десять | | | |
Приложение № 7.
Индивидуальное задание: Выразительно прочитайте стихотворение Игоря Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение (фразеологизмы).
ПРО Семена
Есть у нас в квартире дядя,
Он известен в доме всем.
У него во лбу семь пядей,
На неделе пятниц семь.
Семимильными шагами
По квартире ходит он,
За семью живет замками
И зовут его Семен.
- Выпишите фразеологизмы, объясните их значение. Сделайте вывод о роли числительных в речи. Можно поработать со словарем.