СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку "Имя числительное как часть речи" для учащихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи.»

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания об имени числительном как части речи.

Задачи:

1. учебные:

  • научить отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

  • познакомить с основными признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);

  • научить отличать порядковые и количественные числительные;

2. развивающие:

  • развивать речь, логическое и абстрактное мышление, кругозор учащихся;

  • развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

3. воспитательные:

  • прививать уважение и внимательное отношение к родному языку;

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию учения;

  • развивать уважение и интерес к русскому языку, истории страны.

Метапредметные:

Развивать:

  • УУД учащихся;

  • психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

  • умение работать в паре, группе, индивидуально.

Предметные:

  • подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи»;

формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, учебники, словарь фразеологизмов, справочники, компьютер, интерактивная доска.



ХОД УРОКА

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости на уроке, давайте поздороваемся с ними! Садитесь. Давайте, ребята, проверим нашу с вами подготовку к уроку. У каждого из вас на парте должен находиться учебник русского языка, рабочий лист урока, ручка с карандашом и дневник для записи домашнего задания.

  1. Мотивация.

- Нас две ниточки связали : теплоты и доброты.

Добрый день!- тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты

  1. Актуализация  ранее  изученных  знаний

- Вспомните, какой  раздел  русского  языка  изучает  части  речи?

(части  речи  изучает раздел лингвистики – Морфология)

- На  какие  2 группы  делятся   все части  речи  русского языка?

(на самостоятельные и служебные)

- Назовите  самостоятельные части речи. (имя  сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., имя числительное)

- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)

-Хорошо


  1. Введение в тему.



- Ребята, урок начну с не совсем обычных вопросов. Ответы запишите в рабочем листе. (Приложение №1 ) .Слайд 2.

- Сколько тебе лет?

- Какое сегодня число?

- Который это ряд?

- Сколько человек сегодня в классе

- Что общего в ваших ответах? К изучению какой части речи мы с вами приступаем? Как вы догадались? (Ответом является число, задавались вопросы: сколько? Который?)

- Действительно, мы приступаем к изучению имени числительного – самой молодой из всех имен.

- Запишем число, классная работа , тему сегодняшнего урока. Слайд 3.


5. Выявление места и причины затруднения.

- Выполните задания:

«Третий лишний» - работа в паре, найдите лишнее слово в каждом ряду. Ответ обоснуйте. Слайд 4.

  1. Один, одинокий, одиннадцать.

  2. Пятерка, пятый, пять.

  3. Четырехугольник, четыре, четырнадцать.

ПРОВЕРКА


- Если эти слова связаны с числами, можно ли их заменить числами?

(нет)

6. Построение проекта выхода из затруднения.

- Что необходимо знать, чтобы отличать числительные от слов с числовым значением?

(узнать о числительном как части речи). Запишите в рабочем листе, что вы хотите узнать.

- Озвучьте задачи урока. Слайд 5

Задачи:

  1. познакомиться с понятием «числительное»;

  2. узнать морфологические признаки числительного как части речи, синтаксическую роль в предложении;

  3. уметь отличать числительное от других частей речи с числовым значением; различать количественные и порядковые числительные.

- Оформить запись в рабочих листах

7. Целеполагание на всю тему, создание целевой установки у учащихся.

Тема “Имя числительное” рассчитана на 18 часов. Что же мы будем знать и уметь в результате изучения этой темы? Откроем оглавление в учебнике и прочитаем в разделе “Имя числительное”, какие темы будем изучать. Сравните свои “старые” знания с “новыми”. Может, обойдемся и без этих знаний и умений?

8.Реализация построенного проекта


Работа по карточкам в группе. Слайд 7.

- Обратимся к тексту, который у вас на карточках. Прочитаем его. Слайд 6.


(Приложение №2)

Храм Христа Спасителя.


Торжественная закладка состоялась 10 сентября 1839 года. От закладки Храма до его освящения 26 мая 1883 года прошло 44 года. Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (ушло 30 миллионов кирпичей) продолжались более 10 лет.

В 1860 году завершили все наружные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти?

Вопросы к тексту:

1.Какова основная мысль текста?

2.Определите особенность текста, что помогает автору обозначить время начала строительства Храма?

3.Проанализируйте, для чего автором употребляются числа? (Чтобы показать длительность, продолжительность строительства ).

4.Назовите числа, используемые в тексте.

- На какие 2 группы эти числительные мы могли бы разделить по строению? Чем они отличаются? (Простые и составные). Какие относятся к простым, а какие к составным? Заполним таблицу.

Задание по рядам: Слайд 8. (Приложение №3)

1ряд

1). Как вы понимаете смысл последнего предложения?

2).Объясните орфограммы в словах: торжественная, закладка.

2 ряд.

  1. Раскройте содержание предложения: «В 1860 году завершили…»

  2. Объясните орфограммы в словах: каменные, уложено.

3 ряд

1)Как вы понимаете содержание предложения: «Его главное богатство…»?

2)Объясните пунктуацию этого же предложения.


- Проверка.


Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – пора нам продолжать


9. Работа с таблицей. Введение понятий(порядковые и количественные числительные) Слайд 9. (Приложение 4)


- Выпишите все числительные из текста, но не цифрами, а словами. Обратите внимание на составные числительные : тысяча восемьсот тридцать девятого года; тысяча восемьсот восемьдесят третьего года; в тысяча восемьсот шестидесятом.

- Итак, как могут записываться числительные? (Числительные можно записать и цифрами и словами).

- Это главная отличительная особенность числительных от других частей речи.

- Зададим вопросы к этим числительным (Какого? Сколько? В каком?).

- Как вы думаете, что эти числительные обозначают? (Количество, порядок при счете).

- Какими членами предложения являются?


К какому выводу пришли? Слайд 10.


Вывод: числительные делятся на две группы: количественные и порядковые.

- Как вы полагаете, какие числительные относятся к количественным, а какие к порядковым? Посмотрите, это говорящие термины. (Количественные числительные обозначают количество, а порядковые – порядок при счете) .



Составление таблицы














ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ- самостоятельная часть речи

Обозначает

Число,количество предметов,

порядок при счете

Отвечает на вопросы

Сколько?

Какой?

Разряды по значению

1. количественные

2. порядковые

Разряды по структуре

  1. Простые

  2. Сложные

  3. Составные

Синтаксическая роль

М.б.главными и второстепенными членами предложения

Изменяются по

Падежам, ( кроме слова один, два)

Порядковые изменяются по падежам, родам ,

по числам .
















Работа с учебным текстом

- Откройте в учебнике (теория) параграф 51-52 , справочники, прочитайте определение, дополните таблицу. Составьте связный рассказ об имени числительном.

- Что нового узнали?

- Проверка, оценивание.


Закрепление.

- Работа по карточкам в группах . (Приложение № 4).

- Индивидуальное задание . (Приложение № 7 ). Слайд 12.

- Проверка групп и индивидуального задания.


- Запишите предложения в тетрадь, определите разряд числительных. Кто автор этих строк? Слайд 11. (Приложение № 5).


С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка вышибло ум у старика.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой.


- Выпишите фразеологизмы, объясните их значение. Можно поработать со словарем.

Слайд 13-16.

Во лбу семь пядей – очень умный, мудрый, выдающийся.
Семь пятниц на неделе – частая и легкая перемена решений, намерений, настроений.
Семимильные шаги – очень быстро.
За семью замками – хранить в глубокой тайне.

Вывод : фразеологизмы с числительными делают речь яркой, образной.


Числительные и слова с числовым значением. ( Приложение №6).

Задание на карточках . Работа в парах.

Образуйте однокоренные слова от числительных. Слайд 17.


Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Два

двойка

двойной

удвоить

Три

тройка

тройной

утроить

Десять

десяток

десятилетний

удесятерить


Подводя итог урока, проанализируем слова.

- Проверим, все ли слова с числовым значением являются числительными. По каким критериям проверки мы можем при этом воспользоваться? (Числительные можно записать и словом и цифрой).


IX. РЕФЛЕКСИЯ.

Личные итоги урока:

- Что нового вы открыли на уроке? (Заполнение рабочего листа).

- Что осталось непонятным?

- О чем вы расскажете родителям?

Домашнее задание : Слайд 18.

Упражнение 367;

Письменное задание на выбор:   

 а) Напишите кулинарный рецепт вашего любимого блюда. Объясните, почему необходимо использование числительных в данном тексте. При подготовке к работе вам помогут книги по кулинарии, советы мамы, бабушки. Сделайте вывод об употреблении числительных в текстах делового стиля.

б) Сочините сказку, в которой рассказывается об имени числительном.















Приложение №1.


Рабочий лист .

Тема урока________________________________________________

Фамилия____________________________________________

Имя ____________________________________________

Я хочу узнать…

Я узнал…












Сколько тебе лет?_________________________________________________

Какое сегодня число?______________________________________________

Который это ряд?________________________________________________

Сколько человек сегодня в классе?___________________________________






ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ- самостоятельная часть речи

Обозначает



Отвечает на вопросы



Разряды по значению



Разряды по структуре



Синтаксическая роль



Изменяются по








Приложение №2


  1. Храм Христа Спасителя.


Торжественная закладка состоялась 10 сентября 1839 года. От закладки Храма до его освящения 26 мая 1883 года прошло 44 года. Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (ушло 30 миллионов кирпичей) продолжались более 10 лет.

В 1860 году завершили все наружные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти?


Вопросы к тексту:

1.Какова основная мысль текста?

2.Определите особенность текста, что помогает автору обозначить время начала строительства Храма?

3.Проанализируйте, для чего автором употребляются числа

4.Назовите числа, используемые в тексте.

- На какие 2 группы эти числительные мы могли бы разделить по строению? Чем они отличаются? Заполните таблицу. ( Работа в группе).



ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ -

Обозначает




Отвечает на вопросы




Разряды по значению




Разряды по структуре





Синтаксическая роль




Изменяются по






































Приложение № 3.


2.Задание по рядам:

1ряд

1). Как вы понимаете смысл последнего предложения?

2).Объясните орфограммы в словах: торжественная, закладка.


2 ряд.

  1. Раскройте содержание предложения: «В 1860 году завершили…»

  2. Объясните орфограммы в словах: каменные, уложено.


3 ряд

1)Как вы понимаете содержание предложения: «Его главное богатство…»?

2)Объясните пунктуацию этого же предложения.



Приложение № 4.


3.Выпишите все числительные из текста, но не цифрами, а словами. Обратите внимание на составные числительные : тысяча восемьсот тридцать девятого года; тысяча восемьсот восемьдесят третьего года; в тысяча восемьсот шестидесятом.



Приложение № 5.


4.Работа по карточке в группах

- Запишите предложения в тетрадь, определите разряд числительных. Кто автор этих строк?

С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка вышибло ум у старика.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой.



Приложение № 6.



Задание на карточках . Работа в группах. «Исследование»- подберите к указанным числительным однокоренные слова.

Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Два




Три




Десять










Приложение № 7.


Индивидуальное задание: Выразительно прочитайте стихотворение Игоря Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение (фразеологизмы).

ПРО Семена

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками

И зовут его Семен.

- Выпишите фразеологизмы, объясните их значение. Сделайте вывод о роли числительных в речи. Можно поработать со словарем.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!