Тема: Имя числительное.
Цели урока:
формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности, научить использовать ранее усвоенные знания и умения в новой ситуации, подвести учащихся к знакомству с именем числительным как частью речи, с количественными и порядковыми числительными; продолжить работу по развитию орфографической зоркости, мышления, внимания, наблюдательности, установить связь изучаемого с жизнью, стремиться создать ситуацию успеха; развивать познавательный интерес, познавательную самостоятельность к русскому языку; воспитывать требовательность к себе, трудолюбие, добросовестность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность; воспитывать чувство долга, ответственности перед коллективом, чувство сопереживания, умения радоваться успехам других.
Оборудование: карточки со словами, тучки, солнышки, иллюстрации с изображением цветов, карточки для работы в группах.
Учебник: Полякова А. В. «Русский язык (часть вторая)» 3 класс.
Ход урока.
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
(На доске иллюстрации с изображением бутонов цветов)
- Что вы чувствуете, глядя на эти цветы?
- Чем они напоминают людей?
- Цветы напоминают мне вас. Вы такие же неповторимые. У каждого из вас своя красота действий, поступков, слов. Я хочу, чтобы на уроке вы раскрылись и показали свои знания.
- Мне хотелось бы, чтобы эти слова стали девизом нашего урока:
Я желаю вам сегодня добра.
Вы желаете мне сегодня добра.
Если вам будет трудно, я помогу.
Если мне будет трудно, вы поможете мне.
II. Актуализация знаний учащихся.
Создание проблемной ситуации.
- На уроках русского языка мы учимся грамотно писать, поэтому мне бы хотелось начать урок со словарной работы.
(На доске карточки со словами, они закрыты, диктую слова, затем проверяем, открывая карточки со словами.)
Засеять, интересный, расстояние, прекрасный, решать, восемь, жёлтый, лестница, восьмой, слышать, телефон.
- Какие слова лишние? («восемь», «восьмой», закрываю их)
- На какие группы делим остальные слова? (называют части речи, вывешиваю карточки с их названием)
- Что о них знаете?
- Какой части речи нет? (предлога)
- Что вы о нём знаете?
III. Знакомство с новым материалом.
1. Работа в группах.
- Исследуйте новые слова «восемь», «восьмой».
- Что можете сказать о новых словах?
- Расскажите о них по плану (у каждой группы карточка с планом ответа):
1. На какие вопросы отвечает? |
2.Что обозначает? |
3. Примеры подобных слов. |
4. Где в жизни встречались с подобными словами? |
( 2 ученика в группе исследуют слово «восемь», а ещё 2 слово «восьмой»)
Выслушиваю ответы учащихся.
(По ходу ответов учащихся на доску вывешиваю карточки)
Восемь Восьмой.
Количество предметов. | Порядок предметов при счёте. |
Сколько? | Какой? |
2.Фронтальная работа.
- На письме слова-числа часто обозначают цифрами. Это удобнее: цифры занимают меньше места, их быстрее написать, их понимают люди любой национальности, говорящие на разных языках. Но в устной речи люди пользуются только словами.
- Как вы думаете, можно ли про слова-числа сказать: «это часть речи»?
- Слова- числа, как и другие слова, также являются частью речи.
- Какое название вы могли бы придумать для слов, которые называют числа?
(Выслушиваю предложения детей, затем открываю тему на доске: «Имя числительное как часть речи». Читаем тему и делаем вывод, что дети в своих предположениях были на верном пути)
- Как вы думаете, почему этой части речи дано именно такое название?
Слова обозначают числа, поэтому - числительные. Название «числительное» указывает на то, что слово обозначает какое-то число.
- Давайте сравним ваш ответ с правилом, которое нам предлагает автор учебника на стр. 105.
(дети читают правило)
- Как бы вы назвали числительные, которые обозначают количество предметов? А порядок предметов при счёте?
- Прочитайте правило на стр. 106. (вывешиваю карточки с названиями числительных)
Количественные числительные. | Порядковые числительные. |
Количество предметов. | Порядок предметов при счёте. |
Сколько? | Какой? |
- Приведите примеры порядковых (количественных) числительных.
- Где в жизни вы встречались с числительными?
IV. Осмысление нового материала.
Самостоятельная работа ( по образцу)
- Выполните упр. 493 стр. 104 самостоятельно.
- Найдите в своей работе названия чисел, которые обозначают количество предметов и прочитайте их. Как они называются? (количественные числительные)
- Прочитайте названия чисел, которые обозначают порядок предметов при счёте. Как они называются? (порядковые числительные)
V. Закрепление.
( Стр. 105, упр. 494. )
Работа в парах.
Один ученик читает вопрос, другой на него отвечает распространённым предложением. На другом вопросе ученики меняются ролями. И так, по очереди меняясь друг с другом ролями, ответить на все вопросы упражнения. Затем записать в тетрадь ответы на вопросы по вариантам:
1 вариант записывает предложения с количественными числительными;
2 вариант записывает предложения с порядковыми предложениями.
Проверка:
- Прочитайте количественные числительные.
- Прочитайте порядковые числительные.
- Числительные нельзя путать с другими частями речи. Как можно отличить числительное от других частей речи? (по вопросам)
VI. Творческое применение нового материала.
Задание на смекалку .
Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить.
Два, двойка, пара, двойник, второй, удвоить, двойной, три, тройка, трёшка, тройной, утроить, третий, тройник, десяток, десять, десятый, пять, пятак, пятёрка.
- Назовите только числительные. Чтобы не ошибиться, задавайте вопросы к словам.
- Прочитайте имена существительные; прилагательные; глаголы.
- Приведите свои подобные примеры.
VII. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?(у учеников на парте солнышко и тучка, они поднимают либо солнышко, либо тучку)
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось? Какое задание для вас было самым интересным? Какое задание показалось трудным?
- У кого к концу урока улучшилось настроение? А у кого не изменилось?
VIII. Домашнее задание.
Стр.106 упр.495, придумать по 2 предложения с количественными и порядковыми числительными, повторить правила стр. 105-106.