СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»


Тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Цели урока: 1)повторить изученный материал об имени прилагательном

как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль,

употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные

окончания;

2)создать условия для развития языковой, лингвистической и

речеведческой компетентности учащихся, образного и логического

мышления, их познавательной активности и творческих способностей,

обогащение активного словаря учащихся;

3)воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству

мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их

познанию.


Ход урока


1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа).


2. Мобилизирующий этап.


а) -Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения. (Записано на доске.)

Под……………….. н..бесами

……………………. к..врами,

Бл..стя на солнце, снег лежит;

.……………. лес один черне..т,

И ель сквозь иней зелене..т,

И реч(?)ка подо льдом бл..стит.

( ? )

-Прочитайте его выразительно.

-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).

-Запишите этот отрывок в тетрадь. (3 ученика вставляют по одному слову на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный). Не забудьте про автора.


б) Орфографическая работа.

- Сгруппируйте слова с одинаковой орфограммой парами, объясните их написание ебесами – коврами, блестя – блестит, чернеет – зеленеет). Какие из них являются однокоренными? (блестя – блестит) А реч(?)ка? Найдите для неё пару среди слов в записанном отрывке (прозрачный).


в) -Какие слова в стихотворении говорят о том, что перед нами действительно зимнее утро? (Снег, иней, подо льдом).

-Назовите только слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные). Запись темы в тетрадях и на доске.

г) Объявление цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе, а именно: значение, изменение, их роль в предложении и нашей речи, а также правописание падежных окончаний прилагательных.


3. Актуализация знаний и умений учащихся.


а) -Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (На доске есть подсказка:

Сегодня на уроке :

МОРФОЛОГИЯ. )

-Что изучает морфология? (Слова как части речи).

-Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное).


-А с сегодняшнего дня мы отправляемся в государство под названием


Имя

прилагательное

-И будем работать по привычному для вас плану характеристики части речи

( напечатан на альбомном листе):

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4.Каким членом предложения является?


б) -Начнём со значения. Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).

-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).

-Охарактеризуйте вставленные прилагательные из стихотворения с этой точки зрения.

(Голубыми – цвет, великолепными и прозрачный – качество)

-А теперь подберите к существительным, которые записаны на доске в столбик, признаки, выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т.п.

Ветер

снег

облака

деревья

( Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.)

- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком .


в) -Какие ещё слова в стихотворении, кроме прилагательных, помогают нам увидеть картину зимнего утра «в цвете»? (Чернеет, зеленеет).

-К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы). Почему вы так решили? ( Они отвечают на вопрос: что делает?).

-А на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Это уже второй вопрос плана).

(Какой? Чей?).

-Давайте поиграем! Встаньте! Я буду называть однокоренные слова. Если вы услышите среди них имена прилагательные, то присядьте на корточки. Не забывайте про вопросы! Заодно и разомнёмся немного. Всем ли понятно условие игры?

-Зима, зимний, зимовать, зимостойкий, зимовка, зимой, зимоустойчивый.

-Какие из названных прилагательных являются синонимами? (Зимостойкий и зимоустойчивый)

-Какие это слова по своему составу? (Сложные)

- Докажем это. Запишем их в тетрадь и на доску, выделим в них корни, объясним написание соединительной гласной.

-Какое слово из стихотворения Пушкина тоже когда-то было сложным? (Великолепными)

-Выделите в нём современный корень. (Великолеп-)

-Из каких корней оно состояло? Можно их выделить пунктиром. (-велик- и –леп- с соединительной гласной О)

- В каких словах сохранился корень –леп- со значением «хороший, ладный» в русском языке? (Нелепый, нелепость, нелепица)

–Какую эмоциональную окраску они имеют? (Отрицательную, неодобрительную из-за бывшей отрицательной приставки не-)

-Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой даёт такое толкование этих слов: Нелепый – не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный. Н. ответ. Н. вид. Н. характер. Нелепость – нелепое высказывание, нелепый поступок. Наговорить нелепостей. Нелепица (разг.) – то же, что нелепость.

- Составьте и запишите предложение с прилагательным нелепый.


г) -А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные. (Третий

вопрос нашего плана)

-Сравните слова голубыми и прозрачный сначала по признаку числа, а затем - падежа. Как правильно определить эти признаки у прилагательных? (Сначала найти имена существительные, от которых зависят эти прилагательные) Далее учащиеся надписывают в тетрадях над словами: голубыми – мн.ч., Т.п.; прозрачный – ед.ч., И.п. Сделайте 1-ый вывод. (Как и существительные, от которых они зависят, прилагательные изменяются по числам и падежам)

-Сравните прилагательные в словосочетаниях прозрачный лес и прозрачная даль. Укажите над прилагательным прозрачный его род (м.р.). Сделайте 2-ый вывод. (В отличие от существительных, прилагательные изменяются ещё и по родам)


д) -Повторим орфограмму №19. Найдите её на переднем форзаце учебника. Прочитайте её название, содержание и обозначение.

-Какое из трёх прилагательных в тексте имеет ударное окончание? (Голубыми). Можно ли в нём сделать ошибку? Выделите окончание, поставьте ударение.

-Объясните правописание окончаний в двух других прилагательных, выделите их.

домашней работе вам предстоит закрепить эту орфограмму, выполняя упражнение №272. Откроем учебник на стр.108 и прочитаем задание к нему. Всё ли вам понятно?


е) -Ну и наконец, поговорим о роли прилагательных в предложении и нашей речи. Как бы вы ответили на четвёртый вопрос плана? ( Чаще всего в предложении прилагательные бывают определениями).

- Обратимся к нашему тексту. Сколько в нём предложений? (Одно). Найдите и подчеркните в нём грамматическую основу (или основы). Работа выполняется на доске (несколько человек) и в тетрадях: снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит.

-Сделайте вывод: какое это предложение по количеству грамматических основ? (Сложное)

-Нарисуйте схему этого предложения. ( [1) - = ] ; [2) - = ], и [3) - = ], и [4) - = ] ) Объясните постановку запятых перед союзом И.

-Подчеркните прилагательные из стихотворного текста как члены предложения. (Все они являются определениями: голубыми, великолепными, прозрачный)

-Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой, красивой, образной, эмоциональной)

-Как мы называем красочные, яркие определения? (Эпитеты)

- Являются ли эпитетами прилагательные в записанном отрывке? (Да)


ж) -На стр.106 вашего учебника найдите в голубой рамочке теоретический материал об имени прилагательном, внимательно прочитайте его про себя и найдите то, о чем сегодня на уроке не шла речь.

( Прилагательные могут иметь краткую форму. Имена прилагательные бывают сказуемыми)

-Речь о них, их правописании и синтаксической роли будет на следующем уроке.


4. Проверка уровня обученности.


-А наш сегодняшний урок продолжит небольшое творческое задание на карточках:


_______________________________

Вставьте недостающие по смыслу прилагательные, выделите в них окончания и сверху укажите падеж. Озаглавьте текст.

_____________________________________

Наступила ………………. зима. Стоят …………………… дни. По …………………...

небу плывут …………………….. облака. ………………………… деревья спокойно качают своими ……………………….. ветвями. Дует ……………………... ветер. Повсюду

лежит …………………….. снег.


- В выполнении этого задания вам могут помочь записанные в тетради словосочетания.

(По мере выполнения ребята сдают карточки.)


5. Запись домашнего задания: § 47, упр. №272 (Записать на доске под табличкой:

Домашнее

задание: )

(Комментарий о его выполнении давался ранее.)


6. Подведение итогов урока (по плану, предложенному вначале, + оценки учащихся за работу на уроке).






Приложение.


_______________________________


Вставьте недостающие по смыслу прилагательные, выделите в них окончания и сверху укажите падеж. Озаглавьте текст.

_____________________________________


Наступила ………………. зима. Стоят …………………… дни. По …………………...

небу плывут …………………….. облака. ………………………… деревья спокойно качают своими ……………………….. ветвями. Дует ……………………... ветер. Повсюду

лежит …………………….. снег.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


_______________________________


Вставьте недостающие по смыслу прилагательные, выделите в них окончания и сверху укажите падеж. Озаглавьте текст.

_____________________________________


Наступила ………………. зима. Стоят …………………… дни. По …………………...

небу плывут …………………….. облака. ………………………… деревья спокойно качают своими ……………………….. ветвями. Дует ……………………... ветер. Повсюду

лежит …………………….. снег.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


_______________________________


Вставьте недостающие по смыслу прилагательные, выделите в них окончания и сверху укажите падеж. Озаглавьте текст.

_____________________________________


Наступила ………………. зима. Стоят …………………… дни. По …………………...

небу плывут …………………….. облака. ………………………… деревья спокойно качают своими ……………………….. ветвями. Дует ……………………... ветер. Повсюду

лежит …………………….. снег.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


_______________________________


Вставьте недостающие по смыслу прилагательные, выделите в них окончания и сверху укажите падеж. Озаглавьте текст.

_____________________________________


Наступила ………………. зима. Стоят …………………… дни. По …………………...

небу плывут …………………….. облака. ………………………… деревья спокойно качают своими ……………………….. ветвями. Дует ……………………... ветер. Повсюду

лежит …………………….. снег.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------