Конспект урока русского языка в 5 классе.
«Имя прилагательное как часть речи».
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
-
Орг. момент.
Рапорт дежурного. Приветствие учителя.
*Открывается дверь, входит кадет, говорит по-английски. Представляется. (По-английски говорит: «Чудесная погода, умный учитель, сильные кадеты…»).
– Ребята, вы понимаете, что говорит этот юноша?
(Ответы детей, при затруднении обратиться к учителю англ.языка).
- Мы очень рады видеть Вас на нашем уроке. Сегодня мы как раз начинаем изучать новую тему. Я думаю, мы сможем помочь Вам узнать что-то новое!
Садитесь на свободное место!
-
- Итак, ребята, слова какой части речи чаще всего употреблял наш гость в самом начале?
(Существительные и прилагательные).
- А какая часть речи для нас новая?
(Прилагательное).
- Как вы думаете, что изучим сегодня на уроке?
(Имя прилагательное).
- А по какому плану изучаются все части речи?
(Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).
- Открываем тетрадь, записываем число, классная работа, тему урока «Имя прилагательное как часть речи».
-
Слайд 1. Прочитайте текст.
- Не кажется ли вам, что этот неяркий текст не отражает настроение кадет?
- Какая часть речи может сделать текст более ярким и выразительным?
(Имя прилагательное).
- Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.
(Зачитать несколько вариантов получившихся текстов).
Слайд 2. Какова роль прилагательных в тексте?
(Дети делают вывод).
-
Слайд 3. Обратимся к плану характеристики части речи.
- Что обозначает прилагательное как часть речи?
На какие вопросы отвечает?
(Ответы детей).
- А теперь определим основные признаки прилагательного.
Слайд 4.
- Найдите в словосочетаниях главные и зависимые слова. Какими частями речи они выражены? (Ответы детей).
- С какой частью речи связано прилагательное?
(С существительным).
- Как изменяются имена прилагательные?
(По родам, числам, падежам).
Вернуться к тексту. Слайд 2.
- Попробуйте письменно изменить по родам, числам, падежам любое прилагательное из текста.
(Дети выполняют работу в тетрадях, затем еще раз делают вывод о признаках имени прилагательного).
Физкультминутка «Ипподром».
- Снова обратимся к тексту.
Подчеркните прилагательные как члены предложения в первом и в последнем предложениях текста.
(Дети выполняют, один человек у доски, он же делает вывод о синтаксической роли прилагательных).
-
Слайд 5.
- Перечислите качества, которыми должен обладать кадет (существительные). Запишите их в столбик.
А теперь от имен существительных образуйте имена прилагательные.
(Например, ум – умный).
- От какой части речи чаще всего образуются имена прилагательные?
(От имен существительных).
-
Слайд 6. Домашнее задание: закончить сочинение, сочинить сказку об имени прилагательном.
-
Выводы по уроку.
- Что сегодня на уроке вы узнали нового? (Ответы детей).
- Что показалось интересным? (Ответы детей).
- Кто оценивает свою работу на отметку «5»? «4»? «3»?
Пожелания учителя, отметки за урок.
-
Слайд 7.
- Напишите небольшое сочинение (6-7 предложений) на тему
«Вид из окна кадетской школы».
(Дети работают под музыку И.-С. Баха).