Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Урок в 6 классе
2019 год
Цели урока:
- повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»:
- - отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;
- - углубление представления о роли имён прилагательных в речи, способах их образования;
- - определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.
Повторяем теорию
- Какая часть речи называется прилагательным?
- Назовите морфологические признаки имеет прилагательное?
- Какие прилагательные называются полными, а какие краткими?
- Назовите разряды имён прилагательных по значению?
- Какова синтаксическая функция имён прилагательных?
- Какие правила орфографии вы изучали по теме «Имя прилагательное»?
Произведите синтаксический разбор предложения время работы 4 минуты
- Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности.
- Морфологический разбор слов
- 1 вариант – мягкий
- 2 вариант - янтарный
Определите разряд прилагательных по значению
- Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.
Проверьте себя!
- Качественные : великолепный, грустный, тихий, голубой, талантливый
- Относительные: каменные, вчерашняя, городской.
- Притяжательные: мамино, лисий, соловьиная.
Образуйте краткие формы прилагательных . ПОМНИТЕ! краткие формы могут быть образованы не от всех прилагательных время работы 3 минуты
Медвежий
Пригожий
Казачий
Кипучий
Могучий
Жгучий
Ребячий
Птичий
Горячий
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!
- Пригожий – пригож
- Кипучий – кипуч
- Могучий – могуч
- Жгучий – жгуч
- Горячий - горяч
Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении.
В морозн... воздухе чист... полем
январск ... днем в темн... лесу
зимн ... вечером кудряв ... березой
рыж... белку душист... черемухой
соснов... бором жгуч… морозом
на мохнат ... ели погож ... утром
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!
- В морозн ом воздухе чист ым полем
- январск им днем в темн ом лесу
- зимн им вечером кудряв ой березой
- рыж ую белку душист ой черемухой
- соснов ым бором жгуч им морозом
- на мохнат ой ели погож им утром
Н и НН в суффиксах прилагательных
Н
НН
-ин-, -ан-, -ян-
Например:
Звер ин ый, песч ан ый, кож ан ый.
Исключения:стекл янн ый,олов янн ый, дерев янн ый
-енн-, -онн-
Например: обед енн ый
2) …н+н
Например:карма н н ый
Исключение:
ветр ен ый
От существительных образовать прилагательные с суффиксами К и СК.
- Брат - … немец -…
- матрос - … апрель -…
- герой - … Ростов - …
- француз - … университет - …
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!
- Брат -брат ск ий
- матрос -матрос ск ий
- герой - герой ск ий
- француз – француз ск ий
- Немец – немец к ий
- Апрель – апрель ск ий
- Ростов – Ростов ск ий
- Университет - университет ск ий
Определи: НЕ – приставка или НЕ - частица
- ( Не)близкий путь;
- (не)приятное происшествие;
- совсем (не)интересная игра;
- река (не)широкая, а узкая;
- (не)сочные ягоды;
- (не)уклюжий медведь;
- (не)большой, а маленький зверь.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!
- Неблизкий путь;
- неприятное происшествие;
- совсем не интересная игра;
- река не широкая, а узкая;
- несочные ягоды;
- неуклюжий медведь;
- не большой, а маленький зверь.
Работа с текстом. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
… утро.
… Утром на …небе медленно плывут… облака. С высоты льется… песня жаворонка. В воздухе пахнет …зимой. Над озером поднимается … туман. Легко дышится на …воздухе. Из-за леса доносятся …звуки …гудка. Он зовет вдаль, к …морю.
Весеннее утро .
/ Весенним/ утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые, пушистые/ облака. С высоты льется /звонкая/ песня жаворонка. В воздухе пахнет /теплой /зимой. Над /неподвижным / озером поднимается /легкий, прозрачный/ туман. Легко дышится на /весеннем/ воздухе. Из-за леса доносятся /глухие/ звуки /пароходного/ гудка. Он зовет вдаль, к /жаркому, синему/ морю.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!
Игра со словами
- Снег
- Листья
- Тучи
- Речка
- Дом
- Книга
Запомните слова в данном порядке и запишите к этим словам эпитеты в том порядке, в каком расположены слова.
Домашнее задание
- Написать сочинение-миниатюру на тему «Весенняя капель», вопросы учебника