СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Имя прилагательное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме  " Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«" Имя прилагательное как часть речи"»

Тема: « Имя прилагательное как часть речи.» 5 класс

(УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.)

 Цель: Изучение имени прилагательного как части речи.

Задачи:

          1. Научить  распознавать имя прилагательное как часть речи; научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже; употреблять имена прилагательные в речи;          

          2. Развивать навыки логического мышления, самостоятельной и групповой работы;

           3.Воспитывать умение сотрудничать при выполнении упражнений; уважительное отношение к слову.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 2» (авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова)

Ход урока:


  1. Мотивация к учебной деятельности

 (Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха)

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните в себя радость и свежесть весеннего дня.

 - Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается большой успех» (записано на доске).

 

  1. Орфографическая разминка (проверка опорных знаний)

 На доске записаны слова с пропущенными буквами:

к песн..

на экскурси..

в Сибир..

о праздник..

на ножк..

 - Внимательно посмотрите на данные примеры.

- Какую орфограмму мы будем повторять сегодня на уроке?

 - Определите карточкой контроля вашу готовность к выполнению данного задания.

(Дети поднимают карточки в зависимости от своей готовности: зелёная карточка – «я знаю», жёлтая карточка – «сомнение», красная карточка – «мне нужна помощь».  Отслеживается диагностика самооценки).

 - По какому алгоритму мы будем действовать, чтобы вставить правильную букву? (Алгоритм записывается на доске)

- Как правильно обозначается орфограмма графически?

- Определите теперь вашу готовность к выполнению задания.

(Обучающиеся выполняют орфографическую разминку: все в классе поднимают карточку с необходимой буквой, один ученик вписывает её на место пропуска, обозначает орфограмму графически и получает за ответ отметку в журнал).


Отгадайте загадку

 На доске записана загадка:

«Сам … кафтан …»

– Почему вы её не поняли? Помогли вам данные слова догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Сам – алый, сахарный; кафтан – зелёный, бархатный. (Арбуз)

 

– Какие слова помогли отгадать загадку?

– Что они обозначают? (Признак предмета.)

– О каких словах пойдёт речь на уроке?

– Сформулируйте тему урока.

Имя прилагательное

      - Откройте тетради.

-Что вы запишите в тетрадях сначала? (Дату)

- Запишите тему урока.

- Что мы уже знаем о прилагательном?

- Давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего урока.

( Выяснить, зачем нам прилагательное? Научиться видеть имя прилагательное в тексте, использовать его в своей речи).

 Работа с учебником

 Страница 81, упражнение 565.

- Прочитайте текст упражнения таким, какой он дан в учебнике.

- Можно ли понять, какой гриб описан? Почему? Докажите.

- Вставьте устно в текст пропущенные слова (смотрите внизу упражнения слова для справок).

- Как вы можете оценить текст теперь? (Он стал более полным и понятным).

- Выполните письменное задание к упражнению. (Задания прописаны на доске)

За определенное время необходимо:

Выписать словосочетания сущ.+прил.

Обозначить пропущенные орфограммы

Выполнить морфемный разбор слова «шляпка»

Определить род, падеж, число прилагательного.

 

     После прочтения 1 пункта задания  проводится работа с карточками понимания материала. При необходимости обучающимися составляется алгоритм нахождения словосочетаний.

     После выполнения упражнения проходит взаимопроверка  по образцу.

     Ученики выставляют себе оценку в оценочный лист и отвечают на вопрос:

- почему за одно и тоже время я сделал  меньше других?

- почему я допустил ошибки?

(Рефлексия)

 

Физкультминутка

 - Ребята, что-то мы с вами засиделись. Пришла пора немного подвигаться.

Вновь у нас физкультминутка,

      Наклонились, ну-ка, ну-ка!

      Распрямились, потянулись,

      А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)



Тест

- Выполняя упражнение 565, какие знания о прилагательном вы применяли?

- Мне кажется, что вы об этой части речи знаете больше. Давайте это проверим.

- Проведём работу в парах с тестом.

 1.   Имя прилагательное отвечает на вопросы:

- кто? что?

- какой? чей?

- что делать? что сделать?

2.  Имя прилагательное обозначает:

- признак предмета;

- признак признака;

- признак действия.

3. Имя прилагательное изменяется по:

- числам, падежам;

- родам, числам, падежам;

- родам, падежам.

4. Имя прилагательное может быть в формах:

- краткой и полной;

- простой и сложной;

- большой и малой.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:

- подлежащего и дополнения;

- дополнения и обстоятельства;

- определения и сказуемого.

 (Самопроверка по образцу).

 

Работа с правилом 

- Прочитайте правило на странице учебника 85.

- Постройте в группе на основе правила алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.

- Ответ групп по желанию.

- Оцените работу группы.

 

Работа по развитию речи

            - Где можно применить всё, что мы с вами повторили на уроке?

    (В нашей речи)

     Предлагается на выбор две работу:

Заполнить контуры вазы прилагательными, которые могли бы её ярко охарактеризовать.

Написать объявление о пропаже собаки. (Полистайте учебник, вы можете найти  в нём себе помощь (стр.90)).

 

Домашнее задание

Упр.573

- на «3»: выбрать подходящие прилагательные для описания погоды на сегодняшний день и составить с ними предложения;

- на «4»: составить предложения и разобрать их по членам;

- на «5»: составить текст на заданную тему.

2. Доделать работу, начатую на уроке: описать вазу или написать объявление (мини-проект – вазу можно раскрасить, к объявлению можно добавить рисунок собаки).

 


Рефлексия

 Ребята, продолжите предложение:

- Сегодня на уроке я …

 

Оценивание

 Все ребята поработали сегодня хорошо. Поставьте себе отметку за урок в оценочном листе. Спасибо за урок.

 

 

Оценочный лист

Этап урока

 

Критерии оценивания

Моя оценка

1. Орфографическая разминка

5 правильных ответов – «5»

за 4  - «4»

за 3  - «3»

за 2 и менее - 0

 

2. Выполнение упр.565

За определённое время выполнил все 4 задания – «5»

3 задания -  «4»

2 задания – «3»

Если допущены ошибки – пункт  не выполнен

 

3. Тест

За правильных 5 ответов – «5»

за 4 – «4»

за 3 – «3»

 

4. Работа в группе с правилом учебника

Оценивает работу группы класс

 

Итоговая  оценка

 

Выведи среднее арифметическое

 

 

 

Раздаточный материал к уроку.

           

ТЕСТ

     

1.  Имя прилагательное отвечает на вопросы:

- кто? что?

- какой? чей?

- что делать? что сделать?

2.  Имя прилагательное обозначает:

- признак предмета;

- признак признака;

- признак действия.

3. Имя прилагательное изменяется по:

- числам, падежам;

- родам, числам, падежам;

- родам, падежам.

4. Имя прилагательное может быть в формах:

- краткой и полной;

- простой и сложной;

- большой и малой.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:

- подлежащего и дополнения;

- дополнения и обстоятельства;

- определения и сказуемого.

 

За определенное время необходимо:

1.   Выписать словосочетания сущ.+прил.

2.   Обозначить пропущенные орфограммы

3.   Выполнить морфемный разбор слова «шляпка»

4.   Определить род, падеж, число прилагательного

 

     Ж.р., т.п., ед.ч.

Тёмно-коричневой кожицей,

    Ж.р., д.п., ед.ч.

на крепкой ножке (1 скл., Д.п.)

ж.р., т.п., ед.ч.

белой плёнкой,

ж.р., и.п., ед.ч.

нижняя сторона,

 ж.р., и.п., ед.ч.

желтоватая сторона.

 

Держится (что делает?), откроется (что сделает?), шляпки (1 скл., Р.п.)

ШЛЯПКА

За определенное время необходимо:

 




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!