СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме:Имя прилагательное как часть речи.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»

Тема: Имя прилагательное как часть речи.


Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;

 развивать умение распознавать имена прилагательные в речи; 
воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам. 

Задачи: 
1. Дать понятие об имени прилагательном; научить находить 
прилагательные в речи; 
2. Формировать умение распознавать прилагательные в речи; 
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; бережно относиться к птицам, пробуждать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3класса, 2 часть Рамзаева, презентация к уроку.


Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой. 
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 1). 

2. Проверка домашнего задания. 

Цель: Ребята, дома,  вы написали сочинение на тему: «Как я могу помочь птицам зимой?», .Слайд 

- Вспомните, каких животных мы называем птицами?

- Чем питаются птицы?

- Все ли птицы улетают в тёплые края?

- Какие не улетают? Почему?

- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду могут найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти одна или две доживают до весны. Вот тут на помощь им приходит человек.

- Так как же мы можем помочь птицам? Кто желает прочитать своё сочинение? (2-3 человека),оценить: тема тобой раскрыта, ты выразил свои чувства, личное отношение к увиденному. Кому понравилось это сочинение? Вывод: Молодцы! Вы хорошо поработали!

 

3. Актуализация и мотивация. Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа (хожу по классу, слежу за посадкой).

Цель: - Я заметила, что не все ребята красиво написали…

- Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)

- Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)

- Какие вы у меня молодцы!

- Сегодня, на этом уроке мы много узнаем, поймём. 
Помогут нам в этом птицы. Мы их на урок позовём. Слайд3

- Посмотрите на экран. Каких птиц вы узнали? (…) Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз…. 
- Прочитаем их название. Какие из них зимующие? (ястреб и голубь).

- На какую орфограмму все эти слова? (парные согласные на конце слова)

- Вспомним, как проверяются парные согласные на конце слова?

- Назовите пропущенные буквы в этих словах. ( б, д ).

а) Минутка чистописания. 
Цель. Именно эти буквы мы и повторим сегодня на чистописании (Слайды 3 - образец). 
Чередуем написание данных букв в соединении. Кто повторит правило? Чтобы красиво писать, нужно правильно сидеть!

- Как хорошо у вас получилось. Найдите и обведите самую красивую букву.

- Поднимите руку у кого такая буква есть.

б) Азбука добрых слов. Вспомните и назовите добрые слова, которые начинаются с этих букв.(добрый, душевный, дружелюбный, доброжелательная, достойное, благородный, бережливый, благополучный).(слайд). Молодцы! Посмотрите на экран, я знаю ещё несколько таких слов. Прочитайте их.

4. Сообщение темы и целей.

- На какие вопросы отвечают все эти слова? Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы, какой?, какая?, какое?, какие? (признак предмета).

- Кто догадался, какая тема нашего урока? Имя прилагательное. (слайд).

- Вы правы. Тема нашего урока: «Имя прилагательное». - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (…)

- Цель нашего урока: «познакомиться с именем прилагательным; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам» (слайд ) 

 

5. Разминка для глаз (слайд).

Цель. Нам предстоит серьёзная работа на уроке. Давайте к ней подготовимся и выполним небольшую разминку для глаз. Смотрите внимательно на экран и следите глазами за движением птицы .

Вывод. Выполняйте упражнения для глаз и дома, они помогут снять напряжение и усталость.

 

6. Изучение нового материала. Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите внимательно на экран, сравните эти два текста. . Слайд

- Прочитает (…)

 

Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.

 

Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождатьсятёплой весны.


- Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более красивый текст).

- Назовите слова, которые помогли украсить этот текст. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают (выделяются на слайде цветом)

- Вы догадались, какие это части речи? (имя прилагательное)

На доске - опорная схема.

Вывод. Итак, имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? 
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета)

 

7. Первичное закрепление.

- Проверим наши предположения. Откройте учебники на с. 47, прочитайте правило. Вслух прочитает (…).Вы были правы. 
А теперь давайте закрепим наши знания. Внимание на экран.

а) наблюдение над ролью имён прилагательных в речи. (Слайд ). 
- Прочитайте слова.

Непоседа … , 
Птица … , 
Птица … , 
Самая … . 
- Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему это сделать трудно? (не указаны признаки). 
- Давайте попробуем вставить пропущенные слова: (пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая). 
б) словарная работа 

- О какой птице идёт речь? (сорока). Какое это слово? (словарное) Какие слова помогли нам угадать эту птицу? (говорливая….) На какой вопрос отвечают все эти слова? (какая?) А что обозначают эти слова? (признак предмета) Какой частью речи они являются? (прилагательные). 
- Запишите загадку и отгадку самостоятельно. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. – Какие слова вы подчеркнули? Почему? (имена прилагательные). Что такое имя прилагательное?

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета (опорная схема на доске). 
- Молодцы! Вы отлично поработали, а теперь пора отдохнуть в зимнем лесу.

 

8. Физкультминутка (звучит музыка)

Здравствуй, лес – зимний лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?  Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь -  Мы свои. 

 - Мы отдохнули, продолжим наш урок.

 

9. Закрепление изученного материала. 
1. - А теперь мы поработаем в нашей постоянной рубрике «Давай подумаем» и вспомним ещё об одной красивой птице. 
- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво(Слайд). 

К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые.

 

- Запишите это предложение. Как на письме оформляются предложения? Дай характеристику предложению, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях).

- Вспомним тему урока. (Имя прилагательное) На какие вопросы оно отвечает (…). Есть ли имена прилагательные в этом предложении (снегири (какие?) красногрудые)

- Как подчеркнём? (…) Подчеркните волнистой линией. 
- Ребята, а вы знаете, почему птица снегирь имеет такое название?

- Птица, снегирь, названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая народная примета.

- Как только пойдет первый снежок – жди снегиря. 
- А почему именно зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма)

- А что лично мы с вами, наш класс сделал для птиц. На уроке технологии мы сделали кормушки. Выходит ученик с кормушкой читает стихотворение.

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Сколько гибнет их - не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Приучите птиц в мороз, 
К своему окну. 
Чтоб без песен 
Не пришлось 
Нам встречать весну. 
А. Яшин

Вывод: Ребята, помните, что зимой птицам нужна наша забота.

2. Самостоятельная, дифференцированная работа. - Следующее задание сложнее, вы будете выполнять его самостоятельно в группах. 
Возьмите карточки. 2 и 3 группа прочитайте задание самостоятельно.

1группе комментирует учитель.

1 группа – подбери к существительному соответствующее ему по смыслу имя прилагательное. Соедини стрелкой, подчеркни волнистой линией прилагательное.

 

дятел чёрный 
ворон красноголовый 
сова пёстрый 
зяблик спящая

 

2 группа - найдите в тексте имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

 

На краю леса жила белая сова. Она была большая. Крылья у птицы широкие. Клюв крючком.

 

3 группа – вставьте подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их.

Синица.

В наших местах живёт … синица. Эта птица … . Песни у синицы ….

Слова для справок: быстрая , рыжий, звонкие, красивая, круглое.

Проверка: 1 группа – на экране с помощью учителя.

2 группа и 3 группа – проверяет на обороте листа самостоятельно.

Вывод: Кто справился без ошибок, поднимите руки. (…) - Кто допустил ошибки? (…) - Ничего страшного, на следующих уроках мы будем закреплять эту тему.

- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны и как усвоили тему урока. Проведем мини-тест.

- Перед вами лежат листы. Прочитайте задание, найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.

- Внимание на экран! Если вы выбрали ответы под буквами , которые мы повторяли на чистописании ,а именно б и д, то тест вы выполнили на «отлично» и тема вами усвоена!

12. Итог урока. 

- Подведём итог урока. … Пожалуйста! ( подготовленный ученик)

Я слово ищу необычное, звучное, 
Особое, сильное, самое лучшее, 
Короткое, длинное, красное, синее, 
Неброское, яркое, очень красивое, 
Оно уменьшительное или ласкательное, 
А называют его… прилагательное. 
- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?

Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают. … А также все получат оценки за сочинение и за самостоятельную работу на карточках..

 12. Домашнее задание. Дома вы выполните задание по группам.

1 группа – Тест по теме: «Имя прилагательное». 
1. Имя прилагательное обозначает: 
а). предмет; 
б). признак предмета; 
в). действие предмета; 
2. Имя прилагательное связано по смыслу: 
а). с прилагательным; 
б). с глаголом; 
в). с существительным; 
3. имя прилагательное отвечает на вопросы: 
а). что делает? что сделает?; 
б). какой?, какая?, какое?, какие? 
в). кто? что? 
4. Имена прилагательные подчёркиваем: 
а). волнистой линией; 
б). одной чертой; 
в). двумя чертами. 
стр.48 упр.470 (слайд) 
Прочитайте задание. Как вы его поняли? Составьте текст устно, используя слова, названия признаков.

13. Рефлексия. - Дети, вы молодцы! Хорошо поработали. Откройте конверты и покажите своё настроение, а я покажу вам своё (слайд моё настроение).

- Я рада, что наши настроения совпадают.

- Встаньте, спасибо за урок, урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!