Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4/1 класс
Цели:
• обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;
• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;
• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;
• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;
• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;
• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Сели правильно,
Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и настроение гостей.
Урок русского языка мы сегодня начнем необычно.
Поэтическая минутка. Читаю стихотворение под видео.
Стихотворение Ф.Тютчева о зиме.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
- Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")
- С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)
- Какие это части речи? (Это имена прилагательные.)
III. Постановка темы и целей урока.
- Вы наверное догадались, над какой темой мы будем сегодня работать?
- Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
- Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе.
А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
IV. Актуализация знаний.
Работа по теме.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
- Давайте нарисуем зимние узоры на стеклах наших домов.
Если вы согласны с моим утверждением – пишите петельку вверх, не согласны- петельку вниз.
Имя прилагательное обозначает признак предмета. ( да)
В предложении имя прилагательное является определением.(да)
Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам ( в ед. ч) (да)
Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет)
Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос. (да)
Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)
Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.(нет)
Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да)
- Какой узор у вас получился?
( 3 петельки вверх1 вниз 2 ввех 1 вниз 1 вверх)
- Повторите узор до конца строки.
Словарная работа.
Сн…гирь, д..кабрь, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь,.
-Прочитайте слова.
-Есть ли среди них прилагательные?
- А какие это части речи? (существительные, наречия) Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Подберите прилагательное к слову Снегирь. (Шустрый, красногрудый, певчий и т.п.)
- Давайте образуем имена прилагательные в определённой форме:
Декабрь - в начальной форме (декабрьский)
Мороз - в форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)
Прекрасно - в форме ед.ч, ср.р, И.п(прекрасное)
Календарь - образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) –
- Определите падеж, род, число.
- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)
Легко - в форме .мн,ч И.п (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)
Последнее прилагательное назовите в любой форме.
Дополнительный вопрос
- К каким прилагательным можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-трудный, прекрасный – очаровательный - безобразный)
- Я составила предложение со словом снегирь. Один ученик читает.
Запишите данное предложение в тетрадь.
Красногрудые снегири сидят на ветке рябины и клюют алые ягоды.
- Дайте характеристику данному предложению: (повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое с однородными сказуемыми)
- Какие части речи есть в данном предложении? ( Сущ., прил., глаголы, предлог, союз)
- Назовите грамматическую основу. (Снегири сидят и клюют). Подчеркните.
- Какие слова выражены прилагательными? ( красногрудые, алые)
- Каким членом предложения являются прилагательные? (определением). Подчёркиваем волнистой линией.
- Как подчеркнём остальные слова? (пунктирной линией) Почему? (это дополнение)
- Выберите все словосочетания. Назовите.
Работа по вариантам:
Выполните морфологический разбор прилагательных:
1-в. Красногрудые (снегири) (прил, Н.ф. красногрудый, мн.ч., И.п., втор.чл.)
2-в. Алые (ягоды) (прил., н.ф. алый, мн.ч., В.п., втор.чл.)
ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Какой признак вы не определили? (род) Почему? (у прил. во мн.ч. нельзя определить род)
Физкультминутка.
- Замёрзли от зимних слов, давайте погреемся.
. Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте, средний род- потянитесь вверх
- Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, , пушистая ель, порывистый ветер, ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней, зимнее солнце, зимняя природа.
Работа с текстом. Подготовка к ВПР. (распечатать детям тексты)
(1)В прошлом году отпуск мне выпал зимой и я поехал в деревню к деду. (2)Дом у него небольшой, рубленый. (3)Вблизи за рекой старая берёзовая роща. (4)Дни стояли сухие, морозные, без ветра. (5)С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. (6)Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на старый пенёк поправить крепления. (7)Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.
(8)Вдруг над моей головой кто-то мяукнул — откуда кот взялся? (9)Неужели плут Тишка за мной увязался? (10)Быть того не может! (11)Когда из дому выходил, он на печке дремал. (12)А вверху снова — «мяу!». (13)Затем в роще скворец засвистел — ну и чудеса! (14)Ведь скворцы давно на юг улетели. (15)Потом желтокрылая иволга прокричала.
(16)Сперва я растерялся: уж больно диковинно звучал в конце декабря её приглушённый летний разлив. (17)Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. (18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» (19)Я покачал головой. (20)Вроде не первый день в лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!
- Какова основная мысль текста? (Устно)
Даже знатока птичьих голосов может обмануть птица сойка.
Работа по рядам
- Ребята, сейчас я предлагаю вам составить план к данному тексту. (каждому ряду абзац. Каждый придумывает название, потом озвучиваем)
1 ряд: 1 абзац
2 ряд: 2 абзац
3 ряд: 3 абзац
Примерный план:
1) Зимний отдых.
2) Чудеса в зимней роще.
3) Обманщица сойка.
Выпишите из 1 абзаца все имена прилагательные вместе с существительными. Укажите морфологические признаки: Род, число, падеж.
САМОПРОВЕРКА.
Разминка.
Давайте вспомним, что такое фразеологизмы.
Коллективная работа.
Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.
Человек, который «считает ворон» -- __________невнимательный, нерасторопный
Человек, у которого «язык без костей» -- __________болтливый
Человек, способный «блоху подковать» -- ____________талантливый, уникальный
Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- ____________счастливый.
А сейчас проверим, как вы работаете в команде.
Каждому ряду я запускаю лист со словосочетаниями. Необходимо как можно быстрее определить.
Самостоятельная работа.
.- А теперь я проверю, как вы усвоили род и падеж имен прилагательных. Я вам раздала карточки. Они у каждого разные. У кого-то красная карточка , в которой нужно только определить род, падеж у имени прилагательного, выделить окончания.(Слайд №12 по щелчку 1раз)
Синяя карточка предусматривает вставку окончаний прилагательных, выделение их и определение падежей, рода у прилагательных.(Слайд №13)
Белая карточка . Нужно поставить прилагательные в нужном падеже, выделить окончания. Определить род, падеж у прилагательных.( Слайд №14)
Карточка №1.
Выделите окончания прилагательных, определите род и падеж.
Вьюжная зима, сжался между узорной, морозной веткой, выхожу на лесную
поляну, бегали по крепкому льду, на опушке соснового бора, катались с высокой горы, в дремучих сугробах.
Карточка №2.
Вставьте окончания, определите род и падеж , выделите окончания имен прилагательных.
Вьюжн… зима, сжался между узорн… , морозн…. веткой, выхожу на лесн…
поляну, бегали по крепк… льду, на опушке соснов…. бора, катались с
высок…. горы, в дремуч…. сугробах.
Карточка №3.
Поставьте прилагательное по смыслу, выделите окончание, определите род, падеж у прилагательного.
(вьюжный) зима, сжался между (узорный, морозный) веткой, выхожу на ( лесной) поляну, бегали по ( крепкий) льду, на пушке ( сосновый) бора, катались с (высокий) горы, в ( дремучий) сугробах.
Карточка №1.
Выделите окончания прилагательных, определите род и падеж.
Вьюжная зима, сжался между узорной, морозной веткой, выхожу на лесную
поляну, бегали по крепкому льду, на опушке соснового бора, катались с высокой горы, в дремучих сугробах.
Карточка №2.
Вставьте окончания, определите род и падеж , выделите окончания имен прилагательных.
Вьюжн… зима, сжался между узорн… , морозн…. веткой, выхожу на лесн…
поляну, бегали по крепк… льду, на опушке соснов…. бора, катались с
высок…. горы, в дремуч…. сугробах.
Карточка №3.
Поставьте прилагательное по смыслу, выделите окончание, определите род, падеж у прилагательного.
(вьюжный) зима, сжался между (узорный, морозный) веткой, выхожу на ( лесной) поляну, бегали по ( крепкий) льду, на пушке ( сосновый) бора, катались с (высокий) горы, в ( дремучий) сугробах.
Карточка №1.
Выделите окончания прилагательных, определите род и падеж.
Вьюжная зима, сжался между узорной, морозной веткой, выхожу на лесную
поляну, бегали по крепкому льду, на опушке соснового бора, катались с высокой горы, в дремучих сугробах.
Карточка №2.
Вставьте окончания, определите род и падеж , выделите окончания имен прилагательных.
Вьюжн… зима, сжался между узорн… , морозн…. веткой, выхожу на лесн…
поляну, бегали по крепк… льду, на опушке соснов…. бора, катались с
высок…. горы, в дремуч…. сугробах.
Карточка №3.
Поставьте прилагательное по смыслу, выделите окончание, определите род, падеж у прилагательного.
(вьюжный) зима, сжался между (узорный, морозный) веткой, выхожу на ( лесной) поляну, бегали по ( крепкий) льду, на пушке ( сосновый) бора, катались с (высокий) горы, в ( дремучий) сугробах.
Карточка №1.
Выделите окончания прилагательных, определите род и падеж.
Вьюжная зима, сжался между узорной, морозной веткой, выхожу на лесную
поляну, бегали по крепкому льду, на опушке соснового бора, катались с высокой горы, в дремучих сугробах.
Итог урока.
- Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Что нового узнали?
-Если вы сегодня на уроке не испытывали никаких трудностей, работали очень хорошо на уроке, возьмите белую снежинку, если вы работали хорошо- синюю снежинку, а если вам трудно на уроке, то красную снежинку.
-Сегодня мы очень хорошо поработали на уроке. Молодцы!( Слайд №16 по щелчку)
(1)В прошлом году отпуск мне выпал зимой и я поехал в деревню к деду. (2)Дом у него небольшой, рубленый. (3)Вблизи за рекой старая берёзовая роща. (4)Дни стояли сухие, морозные, без ветра. (5)С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. (6)Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на старый пенёк поправить крепления. (7)Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.
(8)Вдруг над моей головой кто-то мяукнул — откуда кот взялся? (9)Неужели плут Тишка за мной увязался? (10)Быть того не может! (11)Когда из дому выходил, он на печке дремал. (12)А вверху снова — «мяу!». (13)Затем в роще скворец засвистел — ну и чудеса! (14)Ведь скворцы давно на юг улетели. (15)Потом желтокрылая иволга прокричала.
(16)Сперва я растерялся: уж больно диковинно звучал в конце декабря её приглушённый летний разлив. (17)Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. (18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» (19)Я покачал головой. (20)Вроде не первый день в лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!