СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное. Обобщение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное. Обобщение."

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное. Обобщение.»

Урок русского языка по теме «Имя прилагательноеОбобщение» 4/1 класс



Цели:

• обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;

• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;

• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;

• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;

• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;

• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.


- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Сели правильно,

Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и настроение гостей.

Урок русского языка мы сегодня начнем необычно.


  1. Поэтическая минутка. Читаю стихотворение под видео.

Стихотворение Ф.Тютчева о зиме.



Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

-  Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")

С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)

-  Какие это части речи? (Это имена прилагательные.)



III.  Постановка темы и целей урока.



- Вы наверное догадались, над какой темой мы будем сегодня работать?

Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.

(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)

- Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе.

А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

IV. Актуализация знаний.

Работа по теме.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

-  Давайте нарисуем зимние узоры на стеклах наших домов.

Если вы согласны с моим утверждением – пишите петельку вверх, не согласны- петельку вниз.

  1. Имя прилагательное обозначает признак предмета. ( да)

  2. В предложении имя прилагательное является определением.(да)

  3. Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам ( в ед. ч) (да)

  4. Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет)

  5. Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос. (да)

  6. Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)

  7. Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.(нет)

  8. Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да)

- Какой узор у вас получился?

3 петельки вверх1 вниз 2 ввех 1 вниз 1 вверх)

- Повторите узор до конца строки.

Словарная работа.


 Сн…гирь, д..кабрь, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь,.

-Прочитайте слова.

-Есть ли среди них прилагательные?

- А какие это части речи? (существительные, наречия) Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Подберите прилагательное к слову Снегирь. (Шустрый, красногрудый, певчий и т.п.)

- Давайте образуем имена прилагательные в определённой форме:

Декабрь - в начальной форме (декабрьский)

Мороз - в форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)

Прекрасно - в форме ед.ч, ср.р, И.п(прекрасное)

Календарь - образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) –

Определите падеж, род, число.

- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)

Легко - в форме .мн,ч И.п (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)

Последнее прилагательное назовите в любой форме.

Дополнительный вопрос

- К каким прилагательным можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-трудный, прекрасный – очаровательный - безобразный)


- Я составила предложение со словом снегирь. Один ученик читает.

Запишите данное предложение в тетрадь.

Красногрудые снегири сидят на ветке рябины и клюют алые ягоды.

- Дайте характеристику данному предложению: (повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое с однородными сказуемыми)

- Какие части речи есть в данном предложении? ( Сущ., прил., глаголы, предлог, союз)

- Назовите грамматическую основу. (Снегири сидят и клюют). Подчеркните.

- Какие слова выражены прилагательными? ( красногрудые, алые)

- Каким членом предложения являются прилагательные? (определением). Подчёркиваем волнистой линией.

- Как подчеркнём остальные слова? (пунктирной линией) Почему? (это дополнение)

- Выберите все словосочетания. Назовите.

Работа по вариантам:

Выполните морфологический разбор прилагательных:

1-в. Красногрудые (снегири) (прил, Н.ф. красногрудый, мн.ч., И.п., втор.чл.)

2-в. Алые (ягоды) (прил., н.ф. алый, мн.ч., В.п., втор.чл.)

ВЗАИМОПРОВЕРКА

- Какой признак вы не определили? (род) Почему? (у прил. во мн.ч. нельзя определить род)

Физкультминутка.

- Замёрзли от зимних слов, давайте погреемся.

. Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте, средний род- потянитесь вверх


Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, , пушистая ель, порывистый ветер, ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней, зимнее солнце, зимняя природа.



Работа с текстом. Подготовка к ВПР. (распечатать детям тексты)

 

(1)В прошлом году отпуск мне выпал зимой и я поехал в деревню к деду. (2)Дом у него небольшой, рубленый. (3)Вблизи за рекой старая берёзовая роща. (4)Дни стояли сухие, морозные, без ветра. (5)С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. (6)Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на старый пенёк поправить крепления. (7)Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.

(8)Вдруг над моей головой кто-то мяукнул  — откуда кот взялся? (9)Неужели плут Тишка за мной увязался? (10)Быть того не может! (11)Когда из дому выходил, он на печке дремал. (12)А вверху снова  — «мяу!». (13)Затем в роще скворец засвистел  — ну и чудеса! (14)Ведь скворцы давно на юг улетели. (15)Потом желтокрылая иволга прокричала.

(16)Сперва я растерялся: уж больно диковинно звучал в конце декабря её приглушённый летний разлив. (17)Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. (18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» (19)Я покачал головой. (20)Вроде не первый день в лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!

 

-  Какова основная мысль текста? (Устно)

Даже знатока птичьих голосов может обмануть птица сойка.


Работа по рядам

- Ребята, сейчас я предлагаю вам составить план к данному тексту. (каждому ряду абзац. Каждый придумывает название, потом озвучиваем)

1 ряд: 1 абзац

2 ряд: 2 абзац

3 ряд: 3 абзац


Примерный план:

1)  Зимний отдых.

2)  Чудеса в зимней роще.

3)  Обманщица сойка.



Выпишите из 1 абзаца все имена прилагательные вместе с существительными. Укажите морфологические признаки: Род, число, падеж.

САМОПРОВЕРКА.



Разминка.

Давайте вспомним, что такое фразеологизмы.

Коллективная работа.

Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.

Человек, который «считает ворон» -- __________невнимательный, нерасторопный

Человек, у которого «язык без костей» -- __________болтливый

Человек, способный «блоху подковать» -- ____________талантливый, уникальный

Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- ____________счастливый.

А сейчас проверим, как вы работаете в команде.

Каждому ряду я запускаю лист со словосочетаниями. Необходимо как можно быстрее определить.

Самостоятельная работа.

.- А теперь я проверю, как вы усвоили род и падеж имен прилагательных. Я вам раздала карточки. Они у каждого разные. У кого-то красная карточка , в которой нужно только определить род, падеж у имени прилагательного, выделить окончания.(Слайд №12 по щелчку 1раз)

Синяя карточка предусматривает вставку окончаний прилагательных, выделение их и определение падежей, рода у прилагательных.(Слайд №13)

Белая карточка . Нужно поставить прилагательные в нужном падеже, выделить окончания. Определить род, падеж у прилагательных.( Слайд №14)






Карточка №1.

Выделите окончания прилагательных, определите род и падеж.


Вьюжная зима, сжался между узорной, морозной веткой, выхожу на лесную

поляну, бегали по крепкому льду, на опушке соснового бора, катались с высокой горы, в дремучих сугробах.


Карточка №2.

Вставьте окончания, определите род и падеж , выделите окончания имен прилагательных.


Вьюжн… зима, сжался между узорн… , морозн…. веткой, выхожу на лесн…


поляну, бегали по крепк… льду, на опушке соснов…. бора, катались с


высок…. горы, в дремуч…. сугробах.


Карточка №3.

Поставьте прилагательное по смыслу, выделите окончание, определите род, падеж у прилагательного.


(вьюжный) зима, сжался между (узорный, морозный) веткой, выхожу на ( лесной) поляну, бегали по ( крепкий) льду, на пушке ( сосновый) бора, катались с (высокий) горы, в ( дремучий) сугробах.

Карточка №1.

Выделите окончания прилагательных, определите род и падеж.


Вьюжная зима, сжался между узорной, морозной веткой, выхожу на лесную

поляну, бегали по крепкому льду, на опушке соснового бора, катались с высокой горы, в дремучих сугробах.


Карточка №2.

Вставьте окончания, определите род и падеж , выделите окончания имен прилагательных.


Вьюжн… зима, сжался между узорн… , морозн…. веткой, выхожу на лесн…


поляну, бегали по крепк… льду, на опушке соснов…. бора, катались с


высок…. горы, в дремуч…. сугробах.



Карточка №3.

Поставьте прилагательное по смыслу, выделите окончание, определите род, падеж у прилагательного.


(вьюжный) зима, сжался между (узорный, морозный) веткой, выхожу на ( лесной) поляну, бегали по ( крепкий) льду, на пушке ( сосновый) бора, катались с (высокий) горы, в ( дремучий) сугробах.


Карточка №1.

Выделите окончания прилагательных, определите род и падеж.


Вьюжная зима, сжался между узорной, морозной веткой, выхожу на лесную

поляну, бегали по крепкому льду, на опушке соснового бора, катались с высокой горы, в дремучих сугробах.


Карточка №2.

Вставьте окончания, определите род и падеж , выделите окончания имен прилагательных.


Вьюжн… зима, сжался между узорн… , морозн…. веткой, выхожу на лесн…


поляну, бегали по крепк… льду, на опушке соснов…. бора, катались с


высок…. горы, в дремуч…. сугробах.


Карточка №3.

Поставьте прилагательное по смыслу, выделите окончание, определите род, падеж у прилагательного.


(вьюжный) зима, сжался между (узорный, морозный) веткой, выхожу на ( лесной) поляну, бегали по ( крепкий) льду, на пушке ( сосновый) бора, катались с (высокий) горы, в ( дремучий) сугробах.


Карточка №1.

Выделите окончания прилагательных, определите род и падеж.


Вьюжная зима, сжался между узорной, морозной веткой, выхожу на лесную

поляну, бегали по крепкому льду, на опушке соснового бора, катались с высокой горы, в дремучих сугробах.







Итог урока.

- Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Что нового узнали?

-Если вы сегодня на уроке не испытывали никаких трудностей, работали очень хорошо на уроке, возьмите белую снежинку, если вы работали хорошо- синюю снежинку, а если вам трудно на уроке, то красную снежинку.

-Сегодня мы очень хорошо поработали на уроке. Молодцы!( Слайд №16 по щелчку)



(1)В прошлом году отпуск мне выпал зимой и я поехал в деревню к деду. (2)Дом у него небольшой, рубленый. (3)Вблизи за рекой старая берёзовая роща. (4)Дни стояли сухие, морозные, без ветра. (5)С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. (6)Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на старый пенёк поправить крепления. (7)Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.

(8)Вдруг над моей головой кто-то мяукнул  — откуда кот взялся? (9)Неужели плут Тишка за мной увязался? (10)Быть того не может! (11)Когда из дому выходил, он на печке дремал. (12)А вверху снова  — «мяу!». (13)Затем в роще скворец засвистел  — ну и чудеса! (14)Ведь скворцы давно на юг улетели. (15)Потом желтокрылая иволга прокричала.

(16)Сперва я растерялся: уж больно диковинно звучал в конце декабря её приглушённый летний разлив. (17)Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. (18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» (19)Я покачал головой. (20)Вроде не первый день в лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!

 












 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!