СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Образовательная: познакомить с изобразительными возможностями имён прилагательных, научить применять имена прилагательные в речи; закрепить орфографические знания.

2.Воспитательная: Прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей прилагательных, помочь учащимся осознать эстетическую привлекательность использования имен прилагательных в своей речи,  воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.

3.Развивающая: развивать умения наблюдать, анализировать, делать     выводы, обобщать,  продолжать развивать навыки комплексного анализа текста, совершенствовать умение находить связи между единицами уровней языка, умение грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста, продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков,  углубление понятий о роли имени прилагательного в речи, умение использовать в речи имена прилагательные, повторить изученное об имени прилагательном, формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе работы  над новым материалом.

Просмотр содержимого документа
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Урок 1.
Имя прилагательное как часть речи

Цели: 1.Образовательная: познакомить с изобразительными возможностями имён прилагательных, научить применять имена прилагательные в речи; закрепить орфографические знания.

2.Воспитательная: Прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей прилагательных, помочь учащимся осознать эстетическую привлекательность использования имен прилагательных в своей речи,  воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.

3.Развивающая: развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать,  продолжать развивать навыки комплексного анализа текста, совершенствовать умение находить связи между единицами уровней языка, умение грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста, продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков, углубление понятий о роли имени прилагательного в речи, умение использовать в речи имена прилагательные, повторить изученное об имени прилагательном, формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над новым материалом.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания. Повторение: имя существительное (определение, морфологические признаки).

II. Работа над новой темой.

-Сегодня у нас на уроке присутствует самая красивая часть речи. Как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить весь урок?

-Какая часть речи украшает нашу речь? "(Дети сами называют тему урока. у каждого на столе раздаточный материал: чёрно-белые картинки, цветные с обратной стороны).

III. СООБЩЕНИЕ -ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

-Мы видим самые обычные чёрно-белые картинки.

- Пожалуйста, сделайте так, чтобы наши картинки стали цветными.

- Как это можно сделать?

(Дети говорят, что у них нет с собой цветных карандашей. Предлагаю посмотреть на новую тему урока. И тут восторг в глазах ученицы: "Мы можем украсить словами!" Вопрос: "Словами какой части речи? Ответ: "Именами прилагательными"")

(У каждого ученика на столе распечатки с чёрно-белыми картинками, а на обратной стороне - цветные, дети подбирают как можно больше прилагательных к данным предметам на картинках. Переворачиваем, у детей подобрано по несколько имён прилагательных.)


ГРИБ


ПАВЛИН

ЯГОДА


ДЕРЕВО

КОШКА

КОТ

Гриб (какой?)_______________________________
______________________________________________
______________________________________________
Павлин (какой?)__________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Ягода (какая?)________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Дерево (какое?)___________________________
______________________________________________
______________________________________________

______________________________________________

Кошка (какая?)________________________

______________________________________________
______________________________________________











Дети читают подбор своих имён прилагательных:

1. Павлин (какой?) разноцветный, синий, зелёный, красивый, великолепный, яркий.

2. Ягода (какая?) красная, сладкая, сочная, ароматная, спелая.

3. Дерево (какое?) высокое, зелёное, нарядное, пушистое, ветвистое.

4. Кошка (какая?) красивая, пушистая, усатая, полосатая, хвостатая, мохнатая, симпатичная, милая, славная.

5. Гриб (какой?) красный, яркий, нарядный, красивый,ядовитый, несъедобный.

Вопрос:

- А нужно ли уничтожать мухоморы в лесу? (Сообщение детям, если они этого не знают, что мухоморами в лесу лечатся больные лоси. Вывод: все растения в лесу приносят пользу, поэтому ничего ломать и уничтожать нельзя!)

- Если зашла речь о лесе, то вот вам правила поведения в лесу:

(каждому выдаётся памятка "Правила поведения в природе" и Стихотворения "Берегите Землю!" и "Прикоснись к природе сердцем!")


Правила поведения на природе

  • Не разоряй муравейников.

  • Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку    гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

  • Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы.

  • Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.

  • Не засоряй мусором водоемы.

  • Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.

  • Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай  и ядовитые грибы.

  • Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек:

  • Все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки

  • Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.


БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!

Берегите Землю!

Берегите Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,

- Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите...




6. РАБОТА НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО (РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ). УКАЗЫВАЕМ НА РИСУНКАХ.


7. "ЗАПОМНИ И ЗАПИШИ!"

ЛЯГУШКА СМОТРЕЛА В ЗЕРКАЛО И РАССУЖДАЛА ВСЛУХ: "КОНЕЧНО, Я НЕМНОГО ТОЛСТАЯ, СЛИШКОМ ЗЕЛЁНАЯ, СЛЕГКА ЛУПОГЛАЗАЯ, НЕ ОСОБЕННО МОЛОДАЯ, И НЕМНОГО ПРЫЩАВАЯ. ЗАТО Я МИЛАЯ, СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ, ИНТЕРЕСНАЯ И ВЕСЬМА СИМПАТИЧНАЯ. ГЛАЗА МОИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ, РЕСНИЦЫ ДЛИННЫЕ, НАРЯДЫ ЯРКИЕ И РАЗНООБРАЗНЫЕ. НЕСОМНЕННО, Я ХОРОШАЯ! КОГО ЖЕ ИЗ ЖЕНИХОВ МНЕ ПРЕДПОЧЕСТЬ? КРОКОДИЛА НЕ СЧИТАЕМ: ОН ГЛУПЫЙ, ЛЕНИВЫЙИ., ЗЛОЙ. СЪЕСТ ЕЩЁ! ЧЁРНЫЙ УЖ ПРИЯТНЫЙ, ЛОВКИЙ, ИЗВОРОТЛИВЫЙ, ТОНКИЙ, ВЕСЁЛЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И, ПРЯМО СКАЖЕМ, КРАСИВЫЙ. ЗАТО БОБР УМНЫЙ, ЗНАТНЫЙ, НАСТРОЕНИЕ ЕГО ВСЕГДА РОВНОЕ, СПОКОЙНОЕ. ДОХОДЫ ЕГО ВЕЛИКИЕ. ПОЖАЛУЙ, ВЫЙДУ ЗАМУЖ ЗА БОБРА!"

КРОКОДИЛ (КАКОЙ?)_______________
___________________________________

___________________________________

___________________________________

БОБР (КАКОЙ?)____________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________



УЖ (КАКОЙ?)_____________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
__________________________

ЛЯГУШКА (КАКАЯ?)________________
____________________________________
___________________________________
___________________________________
_____________________________________


8. Физминутка: ИГРА "ДОБРАЯ И ЗЛАЯ ФЕЯ"(ДЕТИ НАЗЫВАЮТ, КАКИМИ ХОЧЕТ ИХ ВИДЕТЬ ДОБРАЯ ФЕЯ И КАКИМИ ЗЛАЯ?)


9.- С какой частью речи связано прилагательное? Что оно обозначает?

– В чем выражается грамматическая связь прилагательного и существительного?

- Назвать морфологические признаки имени прилагательного.

VI. Беседа о роли прилагательного в текстах :

- Писатели в своих произведениях используют очень много прилагательных. Прочитайте и подумайте, с какой целью они это делают?

(У каждого ученика раздаточный материал)

---Подчеркните имя прилагательное (волнистой линией)

Лев Успенский сказал, что «имя существительное – хлеб русского языка». А что же тогда имя прилагательное? Придумайте своё определение.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стёклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:
– Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

-Какая часть речи создаёт образную, живописную картину теплого, солнечного дня, позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок?

(Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня, позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.)


Работа по учебнику, с.93-94. УМК под редакцией Львовой

1. Значение

2. Начальная форма

3. Морфологические признаки: ПП, НП.


VII. Закрепление. СТР. 93-95

Домашнее задание: всем учащимся раздаются карточки с текстом.

Поздняя осень

1. Погода хмурая, дождливая, сырая.

2. Солнце холодное, далекое, невеселое.

3. Небо серое, бледное, угрюмое.

4. Деревья голые, темные, сырые.

5. Листья ломкие, сухие, бурые.

6. Ветер холодный, сильный, резкий.

7. Дождь мелкий, непрерывный, скучный.

Задание. напишите по этому образцу сочинение .


Итог урока, рефлексия.

-Надеюсь, наш урок сегодня дал вам не только возможность оценить свои знания, но и заставил о многом подумать, поразмышлять. О чем именно?
- Какой вывод можно сделать ?
-Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!