Конспект урока на тему:
«Имя прилагательное»
6 класс
Учитель русской словесности
Ямашева Н.Л.
Тема: Имя прилагательное (повторение изученного в 5 классе)
Цель урока:
1. Обобщить знания учащихся о прилагательном и сформировать понятие об этой части речи с учетом комплекса признаков.
2. Сформировать умения характеризовать прилагательные по их грамматическим признакам и, закрепляя правописание существительных, заложить фундамент в изучении правописании прилагательных.
3. Показать роль прилаг-ых в речи и побудить учащихся к их строгому отбору и уместному употреблению в речи.
Оборудование: картинка дятла.
Ход урока.
I. Загадки.
А) Кто в халате и в берете, будит рощу на рассвете.
Б) Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
-Где болит? Тук-тук!
А, нашел! Тут-тут!
В) Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой.
Все равно он будет мой. (Дятел)
- Ребята, отгадайте, кто это?
- Дятел.
- Правильно. Это птица дятел. Запишите первую загадку в тетради и отгадку внизу. Запомните правописание этого слова.
Дятел Дятел
Дятловый -ая, -ое, - ые
Разбираем по составу. Итак, запомнили данное слово. Предложение разбираем по членам .
Существительное «в берете»- делаем морфологический разбор.
В берете – и.с., н.ф. – берет, нариц., неодуш., м.р., 2скл., в ед.ч., в п.п., определение.
- Расскажите мне, что вы знаете об имени существительном?
II. Объяснение нового материала.
Если имя существительное, как вы сказали, обозначает предмет, то его признак обозначает новая часть речи.
- А может кто-нибудь назовет эту часть речи?
- Имена прилагательные обозначают признак предмета.
Текст на доске (2 текста).
Идешь зимою по лесу и вдруг услышишь громкий, настойчивый стук. Это долбит старое высокое дерево труженик – дятел. На черных плечах у него белые полоски, а на голове красное пятно, словно красная шапочка одета.
Анализ текста.
- Какие слова помогают нам яснее представить эту картину?
- Имена прилагательные.
- Что вы знаете об этой части речи?
Имя прил.-ое – это часть речи, которая обозначает признак предмета и
отвечает на вопросы какой? чей?
Выписываем из данного текста словосоч. «прилаг.+ сущ.», разобрать их.
Громкий стук, настойчивый стук, высокое дерево, старое дерево,
(на )черных плечах, белые полоски, красное пятно, красная шапочка.
Во всех этих словосочетаниях главное слово имя сущ.-ое, зависимое слово- имя прил.-ое.
- В чем согласование завис. слова с главным словом?
- В роде, в числе и в падеже.
Красная шапочка ( в ж.р., в ед.ч., в и.п.)
Итог. – Как изменяются им. Прилагательные?
- По родам, числам и падежам.
III. Дятел – полезная птица для наших лесов. Дятел полезен.
- Назовите им. прил.-ые в предложении и чем они являются в предложении.
- Полезная – определение. Полезен – сказуемое.
Итак, им. прил. бывают полные и краткие. Полные им. прил. в основном являются определением. Краткие им. прил. в предложении являются только сказуемым.
IV. Осложненное списывание.
С раннего утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, как долото, клювом. А потом длинным языком достает насекомых из выдолбленного отверстия. (упругий, поздний, сильный, длинный, крепкий, ранний).
Переписать текст, подставляя подходящие им. прил., согласуя
их с им.сущ.
V. Устное изложение.
Перед вами висит изображение пестрого дятла, который часто встречается в наших лесах. Давайте мы с вами попробуем описать эту красавицу, используя имена прилагательные.
- Какой нос (клюв) у дятла? ( крепкий)
- Какие у него когти? (сильные)
- Какая спина у дятла? (черная)
- Какие у него щечки? (белые)
- Какая у дятла макушка? (ярко-красная)
- Какого цвета нижняя часть брюшка у дятла? (ярко-красная)
- Чем питаются дятлы? (насекомыми)
- Почему дятла называют лесным доктором? (Потому что он лечит деревья. Он своим сильным клювом стучит по стволу, отыскивает личинки жуков. Только дятел распознает больное дерево от здорового).
Один ученик описывает дятла.
VI. Подведем итог урока.
- К изучению какой части речи мы приступили?
- Что мы повторили о им. прил.?
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение – описание дятла «Дятел»