2. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. -У нас сегодня не совсем обычный урок. Нам придётся войти в контакт с жителями других планет. Вы готовы? Выберите Капитана каждой группы. Подпишите свои бортовые журналы (листы самооценки). (Приложение №1.) Слайд 1. (Чтение учителем текста, высвеченного на экране) -Давайте, ребята, познакомимся с ними! -Но к нам сигнал из Космоса идёт, посмотрим, кто привет нам с неба шлёт! Капитан планеты Марс, прочтите нам шифровку! Слайд 2. -Вы догадались, с какой планетарной части речи к нам пришло послание? А почему вы так считаете? Итак, тема нашего урока? А что мы знаем об имени прилагательном? А вы уверены в этом? -Итак, запишите в свои космические тетради число нашего полёта и пункт назначения. (Учитель записывает на доске тему: Имя прилагательное). -Давайте определим цели нашего полёта. Слайд 3. -Капитаны, оцените работу самых сообразительных. -Итак, нас приглашают в гости на планету Имя Прилагательное. Вы готовы к путешествию в Космос? -Мы можем отправляться в путь. До планеты путь долгий и непростой, но я думаю, что все вместе мы преодолеем его и, перелетая от звезды к звезде, получим необходимые нам сведения об этой планете. | Каждая группа выбирает Капитана, помощника и радиста и получает визитку своей планеты и звёздочки для оценки работы членов своей команды. Капитан каждой группы представляют свою команду-планету: Марс, Нептун и т.д. Чтение учеником текста, высвеченного на экране Формулируют тему урока (Имя прилагательное как часть речи). Записывают в тетрадь число и тему урока Формулируют цели урока. Капитаны раздают звёздочки самым активным членам своей группы | регулятивные: -осуществлять контроль правильности ответов обучающихся; - дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания; - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; познавательные: - выделять существенную информацию из прослушанного; коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других. |
3. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое имя прилагательное и алгоритм его определения. Звезда №1. Значение имени прилагательного Слайд 4 На наших космических мониторах появились задания (Приложение №2.). Каждая группа получает карточку с художественным текстом, в котором пропущены имена прилагательные -Команды, прочитайте ваши космические задания. -Чего не хватает в текстах? Легко ли себе представить картину, описываемую в тексте? Почему? Спишите текст и вставьте подходящие по смыслу слова -Чем вы руководствовались, подбирая слова? На какие вопросы они отвечали? Что обозначали? -Итак, имя прилагательное – это…? Слайд 5. Теперь мы можем послать радиограмму на планету Имя Прилагательное Слайд 6. Летим дальше! Звезда № 2. Признаки Имени Прилагательного Слайд 7. -Чтобы уверенно приземляться на малознакомую планету, необходимо взять с неё пробы грунта, воды и воздуха Её нужно исследовать. -Посмотрите, к нам опустился зелёный лист. (Приложение №3.).Давайте проведём с ним эксперимент -Послушайте внимательно стихотворение об этом зелёном листе, представьте себе картину, описываемую поэтом. Капитан планеты Марс, прочтите нам шифровку! -Выпишите в столбик все словосочетания с «зелёным листком». -Определите число, род и падеж полученных словосочетаний. -А теперь сверьте с доской свои результаты. Слайд 8. -Сделайте записи в своих бортовых журналах. | Ребята знакомятся с текстом. В группах выбирают наиболее подходящие, по их мнению, прилагательные. Радист записывает, а помощник Капитана читает получившийся текст. Ученики высказывают своё мнение. Сами формулируют определение прилагательного. Записывают алгоритм в тетради Чтение учеником текста, записанного на листке, остальные внимательно следят и слушают (у каждого свой листок для удобства работы). Затем в тетрадях выполняют письменное задание Выставляют себе оценки (одна ошибка – минус один балл). | познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы; личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). регулятивные: -осуществлять проверку; самооценку, взаимооценку; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: - знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль. |
-Внимание! Эксперимент! А возможно ли изменить грамматические категории имени существительного и не произвести изменения в имени прилагательном? - Капитаны, оцените работу самых сообразительных. 4. Космическая Физкультминутка (https://www.youtube.com/watch?v=RhUR4vvy_fM) 3. Проблемное объяснение нового знания (продолжение) -Продолжим наш полёт! Звезда № 3. Синтаксическая роль Имени Прилагательного -К нам снова пришла радиограмма: Слайд 9. -Нам необходимо её правильно расшифровать. Спишите. Найдите имена прилагательные и определите, какими членами предложения они являются. Давайте сверим с оригиналом. Слайд 10. -Сделайте записи в своих бортовых журналах. -Ребята, а почему одни прилагательные являются определением, а другие – сказуемым? - Капитаны, оцените работу самых сообразительных. 5. Включение в систему знаний и повторение. -Итак, мы многое узнали о планете Имя Прилагательное. Теперь смело отправляемся прямо к ней. А по дороге подумаем, что вы расскажете жителям этой планеты о той, которую вы представляете. Какие будете использовать слова, чтобы они поняли, что ваша планета самая-самая…Наверное, это будут особенные слова, яркие, как краски у художника. -А какое особое название у этих волшебных прилагательных? -А что такое эпитеты? Давайте узнаем, как об этом пишет Энциклопедия. Слайд 11. Памятки вложите в свои космические тетради. (Приложение №4.). -Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Запишите как можно больше эпитетов к слову ЗИМА. А поможет нам справиться с этим творческим заданием иллюстрация к картине Васнецова А. М. Зимний сон (Зима). Слайд 12. Какая команда придумает и запишет больше эпитетов? Пример: Зима – седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная и т.д. -Вот как много эпитетов вы подобрали - Капитаны, оцените работу самых сообразительных. -Теперь вы настоящие художники, которые могут словами нарисовать красивую и точную картину. Вы сможете достойно представить свою планету. 6. Рефлексия учебной деятельности -Давайте перед прибытием на новую планету ещё раз вспомним и повторим всё самое важное. Что нового мы узнали сегодня о замечательной части речи – Имя прилагательное? Вы МОЛОДЦЫ! Оцените себя и свою работу, используя новые знания: Мы совершили (какую?) работу….. Мы(какие?) - …….. Запишите в свой бортовой журнал, каким баллом вы оцениваете свой сегодняшний полёт. И согласуйте его с вашим Капитаном. (Приложение №5.). 7. Домашнее задание Нарисовать планету Имя Прилагательное, её жителей и рассказать о ней (письменно), используя эпитеты. | Ученики приходят к выводу: Прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит. Ученики под видеоролик делают физическую разминку. Ученики записывают предложения в тетрадь. Подчёркивают прилагательные как члены предложения. Выставляют себе оценки (одна ошибка – минус один балл). Ученики приходят к выводу: Полные и краткие прилагательные выполняют разные синтаксические функции. Ученики приходят к выводу об изобразительной роли прилагательных: Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Наиболее эрудированные ученики озвучивают термин – «эпитет». Ученики внимательно рассматривают картину, создают зрительные и чувственные образы и записывают в тетрадь ряд синонимов-эпитетов. Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке. Капитаны подсчитывают звёзды, заработанные членами команды. Выставляют оценки. Записывают в дневники домашнее задание. | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - отличать верно выполненное задание от неверного; Коммуникативные: уметь общаться в группе, уметь выслушать Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |