СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Урок разработан для  5 общеобразовательного класса  с детьми разного уровня подготовки.

На данном уроке я использовала игровую технологию и технологию проблемного обучения, технология системно-деятельностного обучения, поэтапного формирования умственной деятельности, технологию работы в группах и здоровье сберегающие.

     Весь урок проходит в форме игры «Полёт в космос». На перемене и в начале урока в кабинете звучит плавная космическая музыка, создавая возможность ярче представить предлагаемую ситуацию. Класс делится на группы. В каждой группе выбирается Капитан, помощник капитана и радист. У каждого свои функции. Каждый ученик получает оценочный лист, в дальнейшем именуемый Бортовой журнал, где оценивается работа на разных этапах урока в виде самооценки и взаимооценки. В ходе урока каждый ученик должен показать свои знания по теме «Имя прилагательное», как бы познавая новую планету и представляя свою.

      В результате урока дети повторяют теорию  об имени прилагательном, его грамматическом значении и синтаксической роли. Тренируются правильно использовать имена прилагательные в устной и письменной речи, а также учащиеся готовятся к уроку развития речи – сочинению - описанию на морально-этическую тему  о бережном отношении к природе.

Просмотр содержимого документа
«Приложение №1.»

Приложение №1.

Бортовой журнал

Фамилия космонавта______________________________________


Этапы полёта

Оценка

1.

Постановка цели полёта


2.

Работа с зелёным листком


3.

Эксперимент


4.

Синтаксическая роль имени прилагательного


5.

Подбор синонимичных эпитетов



Количество звёзд



Общая оценка за полёт




Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка

К уроку Пилипенко Ирина Викторовна, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №30 г.Томска.

Работа представлена в гуманитарном направлении. Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи». Обучение ведётся по учебнику «Русский язык 5 класс». Авторы А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович и др. Учебник для углубления и систематизации знаний по всем разделам русского языка, полученных в начальной школе, и построенный по модульному принципу. М.: «Вента-Граф»,2015.

Учебник соответствует государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Данная тема входит в первую главу учебника (Наш родной язык), в раздел «Система языка. Повторение изученного в начальной школе».

На преподавание русского языка в 5 классе выделено учебным планом школы 5 часов в неделю.

Урок разработан для 5 А, общеобразовательного класса с детьми разного уровня подготовки. В классе 28 человек (8 девочек и 20 мальчиков), коллектив сформирован. По характеру дети очень добрые, открытые, хотя иногда случаются конфликты между мальчиками. Вместе с тем ребята умеют взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками. Класс приучен работать в парах, в малых и больших группах.

Чтобы привить детям любовь к русскому языку, на уроках постоянно использую дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи. На уроках использую такие формы учебной работы, как индивидуальную, групповую.

Чтобы обеспечить становление личности школьников в адаптационный период, раскрыть их индивидуальные возможности приоритетной становится развивающая функция обучения. Стараюсь в учебном процессе использовать такие методики и технологии, которые соответствуют возрастным особенностям школьников среднего звена обучения и позволяют

превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.

На данном уроке я использовала игровую технологию и технологию проблемного обучения, технология системно-деятельностного обучения, поэтапного формирования умственной деятельности, технологию работы в группах и здоровье сберегающие.

Весь урок проходит в форме игры «Полёт в космос». На перемене и в начале урока в кабинете звучит плавная космическая музыка, создавая возможность ярче представить предлагаемую ситуацию. Класс делится на группы. В каждой группе выбирается Капитан, помощник капитана и радист. У каждого свои функции. Каждый ученик получает оценочный лист, в дальнейшем именуемый Бортовой журнал, где оценивается работа на разных этапах урока в виде самооценки и взаимооценки. В ходе урока каждый ученик должен показать свои знания по теме «Имя прилагательное», как бы познавая новую планету и представляя свою.

В результате урока дети повторяют теорию об имени прилагательном, его грамматическом значении и синтаксической роли. Тренируются правильно использовать имена прилагательные в устной и письменной речи, а также учащиеся готовятся к уроку развития речи – сочинению - описанию на морально-этическую тему о бережном отношении к природе.

Просмотр содержимого документа
«приложение №3.»

Приложение №3.

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный.

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый лес

Шмыг – к зелёному листу.

Лапой – хвать зелёный лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу», - парашютист

Головой качает…

Ветер в миг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.













Просмотр содержимого документа
«урок»

Сценарий урока

Пилипенко Ирина Викторовна

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №30 г.Томска

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТЫ УРОКА


Направление

Гуманитарное

Предмет

Русский язык

Тема

Имя прилагательное как часть речи.

Цель


Задачи

создать условия для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном для формирования УУД обучающихся.

- систематизировать знания об имени прилагательном;

- расширить понимание роли прилагательных в речи;

- развивать умения анализировать, систематизировать характерные морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль.

Тип урока

Комбинированный

Класс

5

Основные термины, понятия

Грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки; синтаксическая роль, эпитет.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер учителя

Технологии

Здоровье сбережения, игровые, технология системно-деятельностного обучения, поэтапного формирования умственной деятельности

Планируемый результат

Предметные умения

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- различать полную и краткую форму прилагательных;

- находить в тексте имена прилагательные и определять их лингвистическую роль;

- знать, что такое эпитет, уметь их находить в тексте, подбирать по заданию учителя








Личностные УУД:

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- работать по плану, инструкции, алгоритму;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, дать развёрнутый ответ на вопрос;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Структура урока

Этапы урока

Задачи

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

  1. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений.

Отработка умения находить имена прилагательные, определять их морфологические признаки.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Систематизация и обобщение сведений о грамматических признаках имени прилагательного. Развитие умения извлекать необходимую информацию, анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

  1. Физкультминутка


  1. Включение в систему знаний и повторение.

Совершенствование умения анализировать языковые средства. Роль прилагательных-эпитетов.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями.

  1. Домашнее задание

Выбор домашнего задания в соответствии с полученными результатами освоения темы.

Технология изучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)


Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


-Здравствуйте, Ребята! Возьмите свои магические зеркала. Посмотрите в них, улыбнитесь. Пожелайте себе всего самого хорошего. А теперь положите их на край стола, и пускай они излучают ваши добрые мысли, улыбки и пожелания. Дарит их вашим одноклассникам и мне. Я чувствую, как энергия добра уже заработала во мне. Я готова к сотрудничеству с вами, мои дорогие ребята!

А вы готовы?

Успехов и удачи нам на уроке!








Ученики внимательно слушают учителя и выполняют его просьбу.


Метапредметные :

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

личностные:

-положительное отношение к учению;

познавательные: осознавать познавательную задачу




2. Актуализация знаний


Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


-У нас сегодня не совсем обычный урок. Нам придётся войти в контакт с жителями других планет. Вы готовы? Выберите Капитана каждой группы. Подпишите свои бортовые журналы (листы самооценки). (Приложение №1.)

Слайд 1. (Чтение учителем текста, высвеченного на экране)

-Давайте, ребята, познакомимся с ними!






-Но к нам сигнал из Космоса идёт, посмотрим, кто привет нам с неба шлёт! Капитан планеты Марс, прочтите нам шифровку!

Слайд 2.

-Вы догадались, с какой планетарной части речи к нам пришло послание? А почему вы так считаете?


Итак, тема нашего урока?

А что мы знаем об имени прилагательном? А вы уверены в этом?

-Итак, запишите в свои космические тетради число нашего полёта и пункт назначения. (Учитель записывает на доске тему: Имя прилагательное).


-Давайте определим цели нашего полёта.

Слайд 3.

-Капитаны, оцените работу самых сообразительных.

-Итак, нас приглашают в гости на планету Имя Прилагательное. Вы готовы к путешествию в Космос?

-Мы можем отправляться в путь. До планеты путь долгий и непростой, но я думаю, что все вместе мы преодолеем его и, перелетая от звезды к звезде, получим необходимые нам сведения об этой планете.









Каждая группа выбирает Капитана, помощника и радиста и получает визитку своей планеты и звёздочки для оценки работы членов своей команды.

Капитан каждой группы представляют свою команду-планету: Марс, Нептун и т.д.


Чтение учеником текста, высвеченного на экране



Формулируют тему урока (Имя прилагательное как часть речи). Записывают в тетрадь число и тему урока

Формулируют цели урока.




Капитаны раздают звёздочки самым активным членам своей группы

регулятивные:

-осуществлять контроль правильности ответов обучающихся;

- дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания;

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

познавательные:

- выделять существенную информацию из прослушанного;

коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других.


3. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое имя прилагательное и алгоритм его определения.


Звезда №1. Значение имени прилагательного

Слайд 4

На наших космических мониторах появились задания (Приложение №2.).

Каждая группа получает карточку с художественным текстом, в котором пропущены имена прилагательные

-Команды, прочитайте ваши космические задания.


-Чего не хватает в текстах? Легко ли себе представить картину, описываемую в тексте? Почему? Спишите текст и вставьте подходящие по смыслу слова




-Чем вы руководствовались, подбирая слова? На какие вопросы они отвечали? Что обозначали?

-Итак, имя прилагательное – это…?

Слайд 5.


Теперь мы можем послать радиограмму на планету Имя Прилагательное

Слайд 6.

Летим дальше!

Звезда № 2. Признаки Имени Прилагательного

Слайд 7.

-Чтобы уверенно приземляться на малознакомую планету, необходимо взять с неё пробы грунта, воды и воздуха Её нужно исследовать.

-Посмотрите, к нам опустился зелёный лист. (Приложение №3.).Давайте проведём с ним эксперимент

-Послушайте внимательно стихотворение об этом зелёном листе, представьте себе картину, описываемую поэтом. Капитан планеты Марс, прочтите нам шифровку!


-Выпишите в столбик все словосочетания с «зелёным листком».


-Определите число, род и падеж полученных словосочетаний.

-А теперь сверьте с доской свои результаты. Слайд 8.


-Сделайте записи в своих бортовых журналах.
















Ребята знакомятся с текстом.


В группах выбирают наиболее подходящие, по их мнению, прилагательные. Радист записывает, а помощник Капитана читает получившийся текст.




Ученики высказывают своё мнение. Сами формулируют определение прилагательного. Записывают алгоритм в тетради











Чтение учеником текста, записанного на листке, остальные внимательно следят и слушают (у каждого свой листок для удобства работы). Затем в тетрадях выполняют письменное задание


Выставляют себе оценки (одна ошибка – минус один балл).


познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы;

личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

регулятивные:

-осуществлять проверку; самооценку, взаимооценку;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

предметные:

- знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль.


-Внимание! Эксперимент! А возможно ли изменить грамматические категории имени существительного и не произвести изменения в имени прилагательном?



- Капитаны, оцените работу самых сообразительных.


4. Космическая Физкультминутка (https://www.youtube.com/watch?v=RhUR4vvy_fM)


3. Проблемное объяснение нового знания (продолжение)

-Продолжим наш полёт!

Звезда № 3. Синтаксическая роль Имени Прилагательного

-К нам снова пришла радиограмма: Слайд 9.

-Нам необходимо её правильно расшифровать. Спишите. Найдите имена прилагательные и определите, какими членами предложения они являются.

Давайте сверим с оригиналом. Слайд 10.

-Сделайте записи в своих бортовых журналах.






-Ребята, а почему одни прилагательные являются определением, а другие – сказуемым?


- Капитаны, оцените работу самых сообразительных.




5. Включение в систему знаний и повторение.

-Итак, мы многое узнали о планете Имя Прилагательное. Теперь смело отправляемся прямо к ней. А по дороге подумаем, что вы расскажете жителям этой планеты о той, которую вы представляете. Какие будете использовать слова, чтобы они поняли, что ваша планета самая-самая…Наверное, это будут особенные слова, яркие, как краски у художника.







-А какое особое название у этих волшебных прилагательных?


-А что такое эпитеты? Давайте узнаем, как об этом пишет Энциклопедия.

Слайд 11.

Памятки вложите в свои космические тетради. (Приложение №4.).






-Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Запишите как можно больше эпитетов к слову ЗИМА. А поможет нам справиться с этим творческим заданием иллюстрация к картине Васнецова А. М. Зимний сон (Зима). Слайд 12.

Какая команда придумает и запишет больше эпитетов?

Пример: Зима – седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная и т.д.

-Вот как много эпитетов вы подобрали


- Капитаны, оцените работу самых сообразительных.

-Теперь вы настоящие художники, которые могут словами нарисовать красивую и точную картину. Вы сможете достойно представить свою планету.





6. Рефлексия учебной деятельности

-Давайте перед прибытием на новую планету ещё раз вспомним и повторим всё самое важное. Что нового мы узнали сегодня о замечательной части речи – Имя прилагательное?

Вы МОЛОДЦЫ! Оцените себя и свою работу, используя новые знания:

Мы совершили (какую?) работу…..

Мы(какие?) - ……..


Запишите в свой бортовой журнал, каким баллом вы оцениваете свой сегодняшний полёт. И согласуйте его с вашим Капитаном. (Приложение №5.).


7. Домашнее задание

Нарисовать планету Имя Прилагательное, её жителей и рассказать о ней (письменно), используя эпитеты.






Ученики приходят к выводу: Прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.


Ученики под видеоролик делают физическую разминку.






Ученики записывают предложения в тетрадь. Подчёркивают прилагательные как члены предложения.

Выставляют себе оценки (одна ошибка – минус один балл).



Ученики приходят к выводу: Полные и краткие прилагательные выполняют разные синтаксические функции.




Ученики приходят к выводу об изобразительной роли прилагательных:

Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.

Наиболее эрудированные ученики озвучивают термин – «эпитет».


Ученики внимательно рассматривают картину, создают зрительные и чувственные образы и записывают в тетрадь ряд синонимов-эпитетов.












Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке. Капитаны подсчитывают звёзды, заработанные членами команды. Выставляют оценки.


Записывают в дневники домашнее задание.































Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство










познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

Коммуникативные:

уметь общаться в группе, уметь выслушать

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

регулятивные:

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня Вам нужно знать, беречь!

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

Цели полёта:

Цели полёта:

  • Вспомнить и закрепить ранее изученный материал по теме «Имя прилагательное»
  • Понять роль прилагательного в нашей речи
  • Научиться правильно употреблять прилагательные в своей речи
  • Развивать внимание, память и воображение
Звезда № 1 Значение Имени Прилагательного

Звезда № 1

Значение Имени Прилагательного

Имя прилагательное   Признак предмета   Какой? Чей?

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой? Чей?

Имя Прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов Называешь ты

Имя Прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты

Звезда № 2 Признаки Имени Прилагательного

Звезда № 2

Признаки Имени Прилагательного

Лист зелёный – И.п.,м.р,ед.ч У зелёного листа – Р.п., м.р,ед.ч К зелёному листу – Д.п., м.р,ед.ч Зелёный лист – В.п., м.р,ед.ч С листом зелёным – Т.п., м.р,ед.ч О листе зелёном – П.п., м.р,ед.ч

Лист зелёный – И.п.,м.р,ед.ч

У зелёного листа – Р.п., м.р,ед.ч

К зелёному листу – Д.п., м.р,ед.ч

Зелёный лист – В.п., м.р,ед.ч

С листом зелёным – Т.п., м.р,ед.ч

О листе зелёном – П.п., м.р,ед.ч

Гостеприимная и красивая планета ждёт вас! Каждая встреча нам дорога!

Гостеприимная и красивая планета ждёт вас! Каждая встреча нам дорога!

Гостеприимная и красивая планета ждёт вас! Каждая встреча нам дорога!

Гостеприимная и красивая планета ждёт вас! Каждая встреча нам дорога!

ЭПИТЕТ  - слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения.  

ЭПИТЕТ - слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения.  

ЭПИТЕТ  - слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя  Васнецов А. М. Зимний сон (Зима).

ЭПИТЕТ - слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя

Васнецов А. М. Зимний сон (Зима).