- расширить сведения о синтаксической функции прилагательного в предложении.
- развитие умения определять синтаксическую роль имён прилагательных.
- воспитание умения выделять главное, существенное; осуществлять самоконтроль, работать в оптимальном темпе, беречь время;
- воспитание речевого этикета.
- ответы на вопросы по домашнему заданию.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечан |
I Организационный момент. | 3 | 1) Приветствие класса. 2) Оформление доски: число, словарь, тема урока. |
Оформление тетрадей: Третье марта. Классная работа. Словарь:… Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. |
II. Работа с текстом. | 7 | 1) Чтение учителем текста, записанного на доске с пропусками: К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая – белая с чёрным, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит …, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие. (По Г.Скребицкому.) | На доске изображение дятла. |
2) О какой птице идёт речь? Как вы это определили? | - О дятле. - По описанию. | |
3) Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упоминается в тексте? 4) К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? | - Эпитеты.
- Это имена прилагательные. | |
III. Беседа с классом. | 5 | - Отгадайте загадки: 1) Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. 2) Золотое решето чёрных домиков полно; сколько чёрненьких домов – столько беленьких жильцов. - Что помогло вам отгадать загадки?
- Для чего же служат имена прилагательные? | - Арбуз.
- Подсолнух.
- В них чётко обозначаются признаки того предмета, который нужно отгадать. Эти признаки называются именами прилагательными. - Имена прилагательные служат для определения признаков предмета. | Учитель показывает картинки с изображением арбуза и подсолнуха. |
IV. Работа с учебником (у.567). | 10 | 1) Прочитайте выразительно стихотворение: Берёза. Люблю берёзку русскую, С зелёными серё_ками. То светлую, то грус_ную, Люблю её, нарядную, В белёном сарафан_ике, Родную, ненаглядную, Платочками в карман_иках, То ясную, кипучую, С красивыми застё_ками, То грус_ную, плакучую. (А.А.Прокофьев.) | |
- Какие прилагательные помогли поэту образно нарисовать берёзку? | - русскую, светлую, грустную, нарядную, ненаглядную, родную, ясную, кипучую, плакучую. | |
2) Разобрать по составу слово: груст-н ая | |
3) Подберите к слову грустная синонимы…, а затем антонимы. | - Безрадостная, тоскливая, печальная и т.д. - весёлая, радостная и т.д. | |
4) Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. | - берёзку русскую (ж.р., ед.ч., В.п.); в белёном сарафанчике (м.р., ед.ч., П.п.); с красивыми застёжками (ж.р., мн.ч., Т.п.).
| |
5) От чего они зависят? | - Род, число, падеж прилагательных зависит от рода, числа, падежа имени существительного с которым связано прилагательное. | |
| 6) ВЫВОД: Тип связи в словосочетании, в котором прилагательное становится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится, называется СОГЛАСОВАНИЕМ. | |
V. Синтаксический разбор предложений. | 10 | 1) Бесстрашные альпинисты покоряют неприступные горные вершины. альпинисты (какие?) бесстрашные покоряют (что?) вершины вершины (какие?) неприступные вершины (какие?) горные (Предл.повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.) | |
2) Вода в озере холодная. | |
ВЫВОД: В предложении имя прилагательное может выполнять роль определения и сказуемого. | |
VI. Подведение итогов урока. Оценка ответов учащихся. | 3 | - Что вы знаете об имени прилагательном как части речи? (Что обозначает? На какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится? Как изменяется? Каким членом предложения может быть?) | |
VII. Домашнее задание. | 2 | Параграф 101 (с.213 - 215). Упр.566 (письм.) Подготовить рассказ об имени прилагательном. | |