Тема: Имя прилагательное как часть речи.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и систематизировать изученный материал 5 класса об имени прилагательном.
ЗНАТЬ: правило имени прилагательного, употребление «ь» после шипящих.
Уметь: правильно определять грамматические признаки у имени прилагательного (род, число, падеж), правильно разбирать синтаксический разбор предложения, отличать полные и краткие имена прилагательные.
Попутное повторение орфографии: правописание проверяемых и непроверяемых орфограмм в разных частях слова.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
1.Орг.момент
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
2.Вызов: О какой части речи мы сегодня будем говорить?
- Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Инсценировка (отрывок из произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.
Учитель: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?
Ученик: Много. Существительна да прилагательна.
Учитель: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Ученик: Дверь? Котора дверь?
Учитель: Вот эта!
Ученик: Эта? Прилагательна!
Учитель: Почему же?
Ученик: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.
Учитель : Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Ученик: И ведомо!
СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА.
( Открываем тетради и записываем число и тему урока)
Эпиграф урока:
Повторяем то, что знаем,
Вспоминаем, что забыли.
Урок – оценка:
№ п.п. | Задание: | Это я знаю на…… | Оценка после выполнения задания | Оценка учителя |
1. | Чтобы знания были впрок, следует повторить урок. (Знание теории) | | | |
2 |  |
2.1 | Хочу я знать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа. (Словарные слова) | | | |
3.1. | Определять род и падеж имени прилагательного | | | |
3.2. | Ь после шипящих в кратких прилагательных | | | |
3.3. | Полные и краткие имена прилагательные | | | |
3.4. | Морфологический разбор имени прилагательного | | | |
3.5. | Употребление имен прилагательных в речи. | | | |
| МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК | | | |
3. Знание теории. Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.
Тест:
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. Прилагательное может изменяться:
а) по родам; числам и падежам;
б) лицам; числам, временам;
в) временам, родам, падежам.
3) В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего, определения;
б) сказуемого; определения;
в) обстоятельства, сказуемого.
4) Имена прилагательные имеют:
а) полную и краткую форму;
б) три наклонения: изъявительное, условное, повелительное;
5) . Прилагательное может отвечать на вопрос:
а) Каков? Какой?
б) Что делать? Кто?
в) Что? Каков?
4. Словарная работа.
Хочу я знать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа.
Перед вами 16 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте за две минуты разыскать слова по порядку (1, 2, 3, 4, ... и т.д.) и вставить пропущенные буквы, не сделав ни одной ошибки.
1. м…сной | 6. б…рюзовое | 16. м…розная | 3. б…гряный |
11. интере…сная | 13. кр…сивое | 2. вкус…ный | 7. в…ликолепный |
4. ч…ткий | 9. ску…ная | 8. пр…ятный | 12. х…лодная |
14. вн…мательный | 5. праз…ничное | 15. опас…ный | 10. солнеч…ная |
5. Найти имена прилагательные в тексте.
Записать, определить род и падеж имен прилагательных.
Выписать словосочетание: СУЩ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Неслучайно прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
От трассы совсем недалеко
Деревня Еловка стоит.
И близко Симан протекает,
Таинственность молча хранит.
А утром багряное солнце
Осветит Еловку, Симан,
Согреет ночную прохладу,
Растопит над речкой туман.
Осветит красавицу школу
И лес, что рядом растет.
И все здесь такое родное
Под ласковым солнцем живет.
ПРОВЕРКА:
багряное солнце (ср.р. и.п.)
ночную прохладу (ж.р. в.п.)
Под ласковым солнцем ( ср.р. т.п.)
- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты)
Есть ли в этом стихотворении эпитеты?
6. Устно: Ь после шипящих в кратких прилагательных
Могуч_
Шалаш_
Рощ_
Мелоч_
Свеж_
Ноч_
Можеш_
Хорош_
Доч_
7. Пригласите прилагательные в дом
1-я группа: полные 2-я группа: краткие
( руки, красен, умел, красота, яркий, жёлтый, ноги, красивый, зеленый, зелен, желт, умна, решителен, интересный, небо, хлебосольный)
ПРОВЕРКА:
1-я группа : полные | 2-я группа: краткие |
Яркий, желтый, красивый, зеленый, интересный, хлебосольный | Красен, зелен, желт, умна, решителен, |
8. Морфологический разбор имени прилагательного.
Красива3 природа в Еловке у нас,
Куда не посмотришь – все радует глаз:
Холмы, перелески, поля и луга,
Родные березки, Симан есть река.
Родную Еловку всем сердцем люби,
Традиции прадедов вечно храни,
Прославь и умножь ты родные края,
И скажут потомки: «Ты прожил не зря»
ПРОВЕРКА:
Красива (природа) – имя прилагательное.
I. Н.ф. – Красивый;
II. В краткой форме, в ж.р. ед.ч.
III. Природа (какова?) красива
9. Употребление имен прилагательных в речи.
1.Еловка - прекрасное село. 2. Село со сверхинтересной историей. 3. В селе живут замечательные люди. 4. А какая у нас природа! 5. У нас нет неприступных гор, но есть прелестные уголки, где приятно можно провести время. 6. Одно из таких мест – это берег Симана. 7. Летом всегда многолюдно на берегу. 8. Загорелые ребятишки плавают. 9. Солнце печет так, что к песку нельзя прикоснуться. 10. Что может быть прекраснее земли, на которой живешь. 11. Живи и процветай, родная деревенька!
Не исчезай моё село –
Твой берег выбрали поляне,
И ты в него, судьбе на зло,
Вцепись своими тополями.
Прижмись стогами на лугу,
И не забудь в осенней хмари:
Ты будто «Слово о полку» -
В одном бесценном экземпляре.
Вглядись вперед и оглянись,
И в синем сумраке былинном
За журавлями не тянись
Тревожным и протяжным клином.
Твоя не минула пора,
Не отцвели твои ромашки.
Как ими, влажными с утра
Сентябрь осветят первоклашки!
Послушай звонкий голос их,
Летящий празднично и чисто,
И для праправнуков своих
Помолодей годков на триста!
ИТОГ УРОКА:
Д.З.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Эпиграф урока:
Повторяем то, что знаем,
Вспоминаем, что забыли.
Урок – оценка:
№ п.п. | Задание: | Это я знаю на…… | Оценка после выполнения задания | Оценка учителя |
1. | Чтобы знания были впрок, следует повторить урок. (Знание теории) | | | |
2 |  |
2.1 | Хочу я знать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа. (Словарные слова) | | | |
3.1. | Определять род и падеж имени прилагательного | | | |
3.2. | Ь после шипящих в кратких прилагательных | | | |
3.3. | Полные и краткие имена прилагательные | | | |
3.4. | Морфологический разбор имени прилагательного | | | |
3.5. | Употребление имен прилагательных в речи. | | | |
| МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК | | | |
3. Знание теории. Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.
Тест:
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. Прилагательное может изменяться:
а) по родам; числам и падежам;
б) лицам; числам, временам;
в) временам, родам, падежам.
3) В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего, определения;
б) сказуемого; определения;
в) обстоятельства, сказуемого.
4) Имена прилагательные имеют:
а) полную и краткую форму;
б) три наклонения: изъявительное, условное, повелительное;
5) Прилагательное может отвечать на вопрос:
а) Каков? Какой?
б) Что делать? Кто?
в) Что? Каков?
4. Словарная работа.
Хочу я знать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа.
1. м…сной | 6. б…рюзовое | 16. м…розная | 3. б…гряный |
11. интере…сная | 13. кр…сивое | 2. вкус…ный | 7. в…ликолепный |
4. ч…ткий | 9. ску…ная | 8. пр…ятный | 12. х…лодная |
14. вн…мательный | 5. праз…ничное | 15. опас…ный | 10. солнеч…ная |
5. Найти имена прилагательные в тексте.
Записать, определить род и падеж имен прилагательных.
Выписать словосочетание: СУЩ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
От трассы совсем недалеко
Деревня Еловка стоит.
И близко Симан протекает,
Таинственность молча хранит.
А утром багряное солнце
Осветит Еловку, Симан,
Согреет ночную прохладу,
Растопит над речкой туман.
Осветит красавицу школу
И лес, что рядом растет.
И все здесь такое родное
Под ласковым солнцем живет.
6. после шипящих в кратких прилагательных
Могуч_
Шалаш_
Рощ_
Мелоч_
Свеж_
Ноч_
Можеш_
Хорош_
Доч_
7. Пригласите прилагательные в дом
1-я группа: полные 2-я группа: краткие
( руки, красен, умел, красота, яркий, жёлтый, ноги, красивый, зеленый, зелен, желт, умна, решителен, интересный, небо, хлебосольный)
8. Морфологический разбор имени прилагательного.
Красива3 природа в Еловке у нас,
Куда не посмотришь – все радует глаз:
Холмы, перелески, поля и луга,
Родные березки, Симан есть река.
Родную Еловку всем сердцем люби,
Традиции прадедов вечно храни,
Прославь и умножь ты родные края,
И скажут потомки: «Ты прожил не зря»
9. Употребление имен прилагательных в речи.
1.Еловка - __________ село. 2. Село с _______________ историей. 3. В селе живут _____________ люди. 4. А какая у нас природа! 5. У нас нет ____________ гор, но есть __________ уголки, где приятно можно провести время. 6. Одно из таких мест – это берег Симана. 7. Летом всегда многолюдно на берегу. 8. ________ ребятишки плавают.
9. ___________ солнце печет так, что к песку нельзя прикоснуться. 10. Что может быть прекраснее земли, на которой живешь. 11. Живи и процветай, ______ деревенька!
Учитель: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?
Ученик: Много. Существительна да прилагательна.
Учитель: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Ученик: Дверь? Котора дверь?
Учитель: Вот эта!
Ученик: Эта? Прилагательна!
Учитель: Почему же?
Ученик: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.
Учитель : Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Ученик: И ведомо!