Тема. Имя прилагательное как часть речи. Лексико – грамматические разряды. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая формы. Морфологический разбор имени прилагательного.
Цели и задачи урока. Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; совершенствовать умения определять разряды и образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять их в речи; формировать культуру устной и письменной речи; осуществлять нравственно - эстетическое воспитание, внимание к слову и окружающему миру.
Формируемые УУД: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений; коррекция знаний и умений; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; осознание смысла учения, совершенствования имеющихся знаний и понимание личной ответственности за будущий результат.
Планируемые методы, приемы, технологии: индивидуально – групповая работа, лингвистический эксперимент, наблюдение, сравнение и сопоставление, работа с кластером, практическая работа, творческая работа, тренинг
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Оборудование. Кластер «Имя прилагательное», таблица «Степени сравнения имен прилагательных», раздаточный и дидактический материал
Ход урока
I.Актуализация знаний.
1. Поставьте ударение в словах. Подберите к ним имена существительные и произнесите полученные словосочетания.
Блеклый августовский привнесенный
Вишневый гладкошерстный прирученный
Сливовый украинский балованный
Лососевый нажитый безудержный
2.Исправьте ошибки в словах.
Бесперестанный, высокосный, заведывающий, будующий.
( беспрестанный, високосный, заведующий, будущий)
II. Мотивация учебной деятельности.
Лингвистический эксперимент.
а) Посмотрите на текст №1, который лежит перед вами, и определите, о чем в нем идет речь.
Много … можно увидеть в зимнем спящем ... С … пролетит … или поднимется … Возятся под … лесные …
(Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется глухарь. Возятся под снегом лесные мыши.)
- Какие слова вы угадали? Почему?
б) Теперь работаем с текстом №2. Добавьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Какую роль они играют?
Слово - … прикосновение к сердцу; оно может стать и …цветком, и …водой, и …ножом, и … железом. … слово доставляет радость. (В. Сухомлинский)
( Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, и острым ножом, и раскаленным железом. Мудрое и доброе слово доставляет радость)
Трудно представить себе язык без имен прилагательных. Именно они делают наши высказывания яркими и выразительными, вносят точность в определение существенных признаков предметов и явлений.
Пусть наш урок доставит вам сегодня радость открытий на уроке по теме «Имя прилагательное».
III. Сообщение темы, целей урока.
IV. Работа по теме.
1.Используя кластер, расскажите об имени прилагательном как части речи.
Обозначает…
Синтаксическая … Изменяется по…
роль
Имя
прилагательное
Степени сравнения Имеет формы
… …
Разряды
…
2. Что общего между именами прилагательным и существительным?
(Род, число, падеж)
3. Определите синтаксическую роль прилагательных в предложениях.
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там все прекрасно, там все мило.
Н.М. Языков
4.Определите разряды имен прилагательных в стихотворении «Осенний вечер». Как вы будете это делать? По каким признакам будете отличать качественные прилагательные от относительных?
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Ф. И. Тютчев
(качественные прилагательные имеют краткую форму и степени сравнения - сравнительную и превосходную)
Мы видим в стихотворении любимый творческий прием Тютчева – проведение параллели между явлениями природы и состоянием души человека. А помогают в этом имена прилагательные. Благодаря им возникают, рождаются удивительные эпитеты, метафоры.
5.Физкультминутка
6.Работа в группах
Задание 1 группе:
Объясните правописание прилагательных осенних, таинственная, багряных, туманная, божественной.
Задание 2 группе
Лингвистический эксперимент.
Что нужно сделать с существительным дорога, чтобы превратить его в краткое прилагательное, не меняя в нем ни одной буквы?
Как ты мне дорога (поменять ударение)
Задание 3 группе
Сравните словосочетания каменный дом – каменное сердце, заячий хвост – заячий тулуп. Какое явление мы здесь наблюдаем?
(переход прилагательных из одного разряда в другой)
7. Используя таблицу, расскажите о степенях сравнения имен прилагательных. Какую практическую пользу имеют знания о степенях сравнения?
(показывают культуру речи говорящего, помогают определить разряды прилагательных)
8. Практическая работа с языковым материалом.
Умный, сильный, красивый, глубокий, широкий, хороший, дорогой, чистый, сухой.
9. «Тренинг начинающего редактора» (работа с дидактическим материалом).
10.Морфологический разбор имени прилагательного.
Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)
Моральный – имя прилаг., нач.ф. – моральный, полн., качеств., муж. род, ед., Вин., определение.
Вернейший – прилаг., нач. ф. – вернейший, полн., кач., простая превосх. степень, муж., ед., Им., определение
Творческое задание.
Достаточный уровень. Подберите прилагательные, характеризующие слово в предложении и запишите его.
Меткое, … (страстное, образное, глубокое) по смыслу слово влияет на людей, их убеждения и поступки.
Высокий уровень. Составьте стихотворение – синквейн о слове
Слово слово
живое, родное великое русское
Охраняет, оживляет, создает. Защитим, сохраним, спасем. Слово – могучая сила памяти. Ты поддержка и опора
навеки
11 – словие
Слово
Родное,
Богатое смыслами
Может выразить все.
Слово рождает яркие образы.
Мудрость жизни.
V. Релаксация
«Микрофон»
Что повторили на уроке?
Какие формы и приемы использовали?
Какие пробелы заполнили в знаниях?
Какую практическую помощь получили?
Где можно применять полученные знания?
VI. Подведение итогов.
Чтобы решать жизненные задачи, нужно много знать
VII. Домашнее задание. Повторить разряды и степени сравнения имен прилагательных. Выполнить упр.339, 340. Подобрать 5 пословиц с прилагательными в сравнительной степени, выучить, объяснить смысл.
8