СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

 Имя существительное  Повторение

Имя существительное

Повторение

Тема урока:  Имя существительное .  Морфологический разбор имени существительного. Цели: 1 ) дать широкое понятие о существительном, его  постоянных и непостоянных морфологических  признаках;  2) научить определять существительное по значению  и вопросам; различать род, склонение, разряд по  значению, категории одушевлённости и  неодушевлённости, существительные собственные  и нарицательные;  3) закрепить навыки и умения определять непостоянные  признаки существительного: падеж, число;  4) развивать память, мышление, правильную речь. Оборудование: интерактивная доска.

Тема урока: Имя существительное . Морфологический разбор имени существительного.

Цели: 1 ) дать широкое понятие о существительном, его

постоянных и непостоянных морфологических

признаках;

2) научить определять существительное по значению

и вопросам; различать род, склонение, разряд по

значению, категории одушевлённости и

неодушевлённости, существительные собственные

и нарицательные;

3) закрепить навыки и умения определять непостоянные

признаки существительного: падеж, число;

4) развивать память, мышление, правильную речь.

Оборудование: интерактивная доска.

План урока 1. Разминка 2. Объяснение нового материала на тему: « Имя существительное .  Морфологический разбор имени существительного. » 3. Работа по учебнику. 4. Карточки (тестирование). 5. Обобщение. Подведение итогов. 6. Домашнее задание. 7.Выставление оценок.

План урока

  • 1. Разминка
  • 2. Объяснение нового материала на тему: « Имя существительное . Морфологический разбор имени существительного. »
  • 3. Работа по учебнику.
  • 4. Карточки (тестирование).
  • 5. Обобщение. Подведение итогов.
  • 6. Домашнее задание.
  • 7.Выставление оценок.
Разминка Имя существительное Очень удивительное. На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно.

Разминка

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Найдите имена существительные Пух, пуховый, пушинка, пушок. Снег, снежинка, снежный, снежок. Гриб, грибник, грибной, грибок. Ручка, ручной, приручить, руче ёк.

Найдите имена существительные

Пух, пуховый, пушинка, пушок.

Снег, снежинка, снежный, снежок.

Гриб, грибник, грибной, грибок.

Ручка, ручной, приручить, руче ёк.

 Имя существительное –  самостоятельная часть речи, объединяющая слова со значением предметности. Название предметов(дом) , лиц (человек) , животных (заяц),растений (ландыш). Явления природы(снег). Процесс действия(бег). События (собрание). Признаки (белизна).

Имя существительное самостоятельная часть речи, объединяющая слова со значением предметности.

  • Название предметов(дом) , лиц (человек) , животных (заяц),растений (ландыш).
  • Явления природы(снег).
  • Процесс действия(бег).
  • События (собрание).
  • Признаки (белизна).
Непостоянные признаки  .

Непостоянные признаки

.

Непостоянные признаки Существительные имеющие только форму единственного числа Молоко Сметана Любовь Дружба Красота Существительные имеющие только форму множественного числа Ножницы Брюки Очки Каникулы

Непостоянные признаки

Существительные имеющие только форму единственного числа

Молоко

Сметана

Любовь

Дружба

Красота

Существительные имеющие только форму множественного числа

Ножницы

Брюки

Очки

Каникулы

Постоянные признаки  .

Постоянные признаки

.

!

!

Конкретные существительные    обозначают явления или предметы реальной действительности, существуют в виде отдельных экземпляров или особей.    Они образуют формы множественного числа и сочетаются с количественными, порядковыми и собирательными числительными:   дом - два дома - десятый дом  удар - три удара - шестой удар  юноша - первый юноша - двое юношей
  • Конкретные существительные

обозначают явления или предметы реальной действительности, существуют в виде отдельных экземпляров или особей.

Они образуют формы множественного числа и сочетаются с количественными, порядковыми и собирательными числительными:

дом - два дома - десятый дом удар - три удара - шестой удар юноша - первый юноша - двое юношей

Вещественные существительные  обозначают однородные по составу вещества, однородную массу чего-либо, материалы, которые делятся на части, сохраняющие свойства целого, и которые можно не считать, а измерять:  глина, железо, молоко, сметана, курятина, водород, марганец, сера, вода, соль, уголь   Отличительные грамматические признаки вещественных существительных:  1) не изменяются по числам, имеют форму только одного числа - единственного или множественного:  тесто, солома, горох, опилки, консервы, сливки ;  2) не допускают счёта, не сочетаются с количественными числительными ,  нельзя сказать четыре муки, три цемента ;
  • Вещественные существительные

обозначают однородные по составу вещества, однородную массу чего-либо, материалы, которые делятся на части, сохраняющие свойства целого, и которые можно не считать, а измерять:

глина, железо, молоко, сметана, курятина, водород, марганец, сера, вода, соль, уголь Отличительные грамматические признаки вещественных существительных: 1) не изменяются по числам, имеют форму только одного числа - единственного или множественного:

тесто, солома, горох, опилки, консервы, сливки ;

2) не допускают счёта, не сочетаются с количественными числительными ,

нельзя сказать четыре муки, три цемента ;

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают абстрактные понятия - свойства, качества, действия, состояния, понятия: храбрость, новизна, почет, борьба, чтение, радость.  Они употребляются только в единственном числе. Абстрактные существительные образуются при помощи суффиксов - ОСТЬ-, -К-, -ОТ-, -ИЗН-, -ЕВ-, -ИН-, -НИЙ-, -ТИЙ-, -ОТН-, -СТВ-, -ИЗМ-, -АЦИЙ:  вынослив ость , темн от а, нов изн а, син ев а, низ ин а, разоруж ени е, разви ти е, толк отн я, упор ств о, формал изм , ориент аци я .
  • Абстрактные (отвлечённые) существительные
  • обозначают абстрактные понятия - свойства, качества, действия, состояния, понятия:
  • храбрость, новизна, почет, борьба, чтение, радость.
  • Они употребляются только в единственном числе.
  • Абстрактные существительные образуются при помощи суффиксов - ОСТЬ-, -К-, -ОТ-, -ИЗН-, -ЕВ-, -ИН-, -НИЙ-, -ТИЙ-, -ОТН-, -СТВ-, -ИЗМ-, -АЦИЙ:

вынослив ость , темн от а, нов изн а, син ев а, низ ин а, разоруж ени е, разви ти е, толк отн я, упор ств о, формал изм , ориент аци я .

Собирательные существительные  обозначают совокупность лиц или предметов как неделимое целое: молодёжь, родня, мошкара, беднота, бельё, березняк, листва, генералитет, мусор, хлам, хвоя .  Выделяют тематические группы собирательных существительных, обозначающих:  лиц: профессура, электорат, учительство, студенчество, человечество, братва ; животных : мошкара, вороньё ; растений : ельник, березняк ;  предметов: аппаратура, мебель, хлам, старьё, листва   Имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными. Нельзя относить к собирательным существительным слова типа народ, группа, коллектив, взвод, полк, табун, стадо, куча, созвездие .  Так как эти слова могут сочетаться с количественными числительными.  народ - народы - два народа  группа - группы - пять групп  взвод - взводы - три взвода
  • Собирательные существительные
  • обозначают совокупность лиц или предметов как неделимое целое: молодёжь, родня, мошкара, беднота, бельё, березняк, листва, генералитет, мусор, хлам, хвоя .
  • Выделяют тематические группы собирательных существительных, обозначающих: лиц: профессура, электорат, учительство, студенчество, человечество, братва ; животных : мошкара, вороньё ; растений : ельник, березняк ;

предметов: аппаратура, мебель, хлам, старьё, листва

Имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными.

  • Нельзя относить к собирательным существительным слова типа народ, группа, коллектив, взвод, полк, табун, стадо, куча, созвездие . Так как эти слова могут сочетаться с количественными числительными. народ - народы - два народа группа - группы - пять групп взвод - взводы - три взвода

Имена существительные

Имена существительные

Как определить склонение существительного?   Определить род Определить окончание По роду и окончанию определить склонение

Как определить склонение существительного?

  • Определить род
  • Определить окончание
  • По роду и окончанию определить склонение
Морфологический разбор имени существительного.  Порядок разбора:   I .Часть речи . Общее значение. II .Начальная форма(И. п., ед.ч.).  Морфологические признаки:  А)постоянные : собственное /нарицательное , разряд по значению( конкр ., отвлеч .(абстр.) , вещест , собир.), одушевленное / неодушевленное , род, склонение;  В)непостоянные: падеж, число. III .Синтаксическая роль.

Морфологический разбор имени существительного. Порядок разбора:

I .Часть речи . Общее значение.

II .Начальная форма(И. п., ед.ч.).

Морфологические признаки:

А)постоянные : собственное /нарицательное , разряд по значению( конкр ., отвлеч .(абстр.) , вещест , собир.), одушевленное / неодушевленное , род, склонение;

В)непостоянные: падеж, число.

III .Синтаксическая роль.

Образец разбора имени существительного.   Он думал , что такую любовь, если он даст ей разогреться, не вместит сердце.(К.Г.Паустовский)  I .Не вместит (что?) любовь-имя сущ.,обоз.предмет(понятие) II .Н.ф.-любовь. Морф.пр.:пост.:нариц.абстракт.,неодуш.,ж.р,3 скл;непост.:в.п.,ед.ч. III .Не вместит (что?) любовь-дополнение.------

Образец разбора имени существительного.

Он думал , что такую любовь, если он даст ей разогреться, не вместит сердце.(К.Г.Паустовский)

I .Не вместит (что?) любовь-имя сущ.,обоз.предмет(понятие)

II .Н.ф.-любовь.

Морф.пр.:пост.:нариц.абстракт.,неодуш.,ж.р,3 скл;непост.:в.п.,ед.ч.

III .Не вместит (что?) любовь-дополнение.------