СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное занятие по русскому языку. Подготовка к ВПР

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык, учитель Ярцева Ольга Владимировна

Класс

4 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тип урока

Дополнительное занятие по русскому языку. Подготовка к ВПР

Цель урока

Способствовать развитию умений определять род и число имен существительных, классифицировать имена существительные по родам и обосновывать правильность определения рода.

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

-предметных результатов:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. Повторение понятия «единственное и множественное число», мужской, женский и средний род имён существительных, умения выделять его признаки; развитие умений определять число и изменять существительные по числам. Формирование предметных УУД. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников (словари, интернет-ресурсы).

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу деятельности (опираясь на составленный алгоритм);

Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать других.  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Выполнять различные роли в группе, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Сотрудничать в совместном решении проблемы;

Личностные результаты

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Формировать ценностное отношение к русскому языку;

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в группах;

Воспитывать доброжелательность и терпимость.

Оборудование

Орфографические словари Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков; ПК; Электронная тетрадь по русскому языку 4 класс (Videouroki.net); мультимедиа-проектор, экран, презентация, ноутбуки для учащихся кол-во 6 шт., сигнальные карточки.



Этапы урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент


Энергизатор «Салют» (приложение)

Настраиваются на работу на занятии

Актуализация знаний


1.Адаптировать учащихся к деятельности на уроке

2.Выявить предварительные знания учащихся. Создание проблемной ситуации

Ребята, мы с вами все чаще и чаще говорим о ВПР и для того, чтобы нам успешно написать работу мы с вами через уроки, через дополнительные занятия готовимся, повторяем материал, работаем над темами, который вызывает у вас затруднение. И будем прилагать усилия дальше, чтоб успешно написать работу в конце года. (слайд)

Сегодня наше занятие я назвала «Секреты успеха», а девизом сегодня у нас будет «Я могу- и ты сумеешь»

Что такое успех?

А теперь посмотрим, что говорится об этом слове в словарях (слайд):

Успех – значительная выполненная работа или задача, положительное эмоциональное состояние от ее завершенности, или/и признание ее значения в глазах окружающих

Успех — это достижение поставленных целей.

Какой синоним можно подобрать к слову «Успех»

А что нужно сделать, чтоб стать успешным учеником?









Ответы учеников












Рассуждение детей

Работать, учиться, готовиться к урокам.



Ответы, рассуждения

Определение темы и цели занятия

Разрешение интеллектуального затруднения

Слово «Успех» какая часть речи?

И мы продолжаем говорить с вами о существительном. Какими грамматическими признаками обладает эта часть речи?

Сегодня мы подробно еще раз исследуем две категории: род и число. У нас еще западает эта часть в имени существительном, поэтому, проведем эксперимент и пройдем путь ученых: как определить род и число имен существительных. Известно, что имена существительные изменяются по послам. Как можно объяснить термины «единственное число» и «множественное число». (слайд)

Имя существительное


Определяется тема занятия

Имя существительное

Одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, число, падеж, склонение.








Ответы детей: один, много

Закрепление изученного материала

  1. Выполнить задания и осуществить самопроверку

2. Создать ситуацию успеха

У вас на бланках записаны слова. Прочитайте, выделите окончания.

Задание 1.

Мы помним, если нужна помощь, вы поднимаете сигнальную карточку, помощники подойдут к вам.

Прочитайте полученные результаты, что вы можете сказать про окончания в словах. Сделайте вывод.

Вывод: в единственном числе имена существительные имеют много разных окончаний.

Усложняю задачу, поставьте эти же слова в форму мн. ч. Запишите.



Что происходит можно сказать об окончаниях имен сущ?

Сделаем вывод (слайд):

Если посмотреть на окончания сущ. в ед. и мн числе, то обнаружится замечательная особенность языка: во мн ч большая часть сущ независимо от рода имеет одинаковые окончания: -ы, -и, -а, -я.


А какой из признаков у имени существительного является постоянным? Как определить род имен существительных?

Все ли имена существительные могут изменяться по родам и числам?

Ребята, а можем ли столкнуться с какими-либо трудностями, когда определяем род?

Встречаются слова, которые не имеют рода.


Я вам предлагаю выполнить задание в электронной тетради. Вы работаете в паре. Прочитайте внимательно задание, обсудите решение и только потом записываете слово в тетрадь.


Помощники, будьте наготове.




Закрепим нашу сегодняшнюю тему заданием.


Перед вами слова, распределите их по родам. Записывать слова в столбик.



Ребята-тьюторы, вы помогаете быть успешными своим одноклассникам. Послушайте, как они вам докажут свой выбор.


Итак, мы с вами проговорили и закрепили тему род и число имени существительного. По этой теме есть вопросы?

Тогда сейчас я вам предлагаю составить кластер по теме «Имя существительное». И определить тему следующего занятия.

Задание №1Стол, окно, книга, врач, земля, страна, стена, город, конь, тетрадь, брат, дерево, поле, край.

Дети, кто первыми выполняют задания, поднимают сигнальную карточку. Учитель проверяет, если все выполнено правильно, помогают ребятам, нуждающимся в помощи.


Рассуждение, объяснение




Столы, окна, книги, врачи, земли, страны, стены, города, кони, тетради, братья, деревья, поля, края.

Помощь детей- тьюторов

Ответы детей









Ответы: Род

Личные местоимения Он-Мой,

Она-Моя, ОнО-Моё.

Рассуждения, предположения учеников








Электронная тетрадь . Задание № 97

Записать несклоняемые существительные, лексическое значение которых видно на экране.

Помощь детей- тьюторов.

Каждая группа зачитывает по одному слову.








На бланках записаны слова:

Белье, стол, метель, зима, облако, поле, башня, дело, дядя, солома, яблоко, север, улица, рисунок, посуда, платок, море, дедушка.


3 учащихся зачитывают слова мужского, женского и среднего рода –проверяют.





Высказывания детей.


Детям раздается материал для создания кластера.

2 пары зачитывают получившийся кластер.

Обсуждается тема следующего занятия

Итог занятия. Рефлексия

Самооценка

Ответьте на вопросы:

- за что бы вы себя сегодня похвалили?

-С каким настроение вы закончили сегодняшнее занятие?

Выказывания детей.