Русский язык «Имя существительное. Повторение»
Цель урока: повторить общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль имени существительного; изученные орфографические правила; совершенствовать умения распознавать имена существительные, правильно употреблять их в устной и письменной речи, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их воображение, фантазию.
I Оргмомент.
- Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас необычный урок. Мы принимаем у себя гостей. Поприветствуйте их! Улыбнитесь друг другу и мне.
Эти слова, будут девизом сегодняшнего урока. Давайте их прочтем. Артем, помоги нам.
Слайд 1
Мы пришли сюда … (учиться).
Не лениться, а … (трудиться).
Только тот, кто много… (знает)
В жизни что-то … (достигает)!
II Минутка чистописания.
- Ребята, по календарю идет зима. Вот и сегодняшним зимним днем мы поговорим о настоящей русской зиме: с сугробами, морозами и метелями. Слайд 2
- Посмотрите на изображенное окно. Что вы видите? (это морозный узор на стекле).
- На что похож этот узор? (на буквы)
- Какие это буквы? (м и з)
- Давайте попробуем написать эти буквы в тетради, чтобы было похоже на узор Мороза.
- Запишите в своих тетрадях сегодняшнее число: Семнадцатое января. Классная работа.
змз, мзм, зМз, ЗмзМ, МззМ, ЗммЗ.
III Словарный диктант.
- Запишите слово «словарь» и следите за доской ( у доски – ученик)
Словарь: Мороз, Но́вый год, декабрь, снегирь , коньки́, февра́ль, пороша
- Сравним свою запись с доской, проверим. Молодцы.
IV Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите, какое слово можно назвать лишним в этом списке? (Новый – прилагательное)
– Скажите, ребята, какой частью речи являются почти все слова словаря? (имена существительные)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока (Имя существительное. Повторение)
- Что такое имя существительное?
- Какими они могут быть? (одушевленные и неодушевленные)
- Какое из словарных слов является одушевленным?
- Какими еще они могут быть? ( собственными и нарицательными)
- Какие это имена существительные? (нарицательные)
- Что объединяет слова: мороз, декабрь, снегирь, февраль, год? ( мужского рода)
-Найдите существительное женского рода?
- Существительных какого рода нет? Приведите примеры существительных среднего рода.
- Какое слово кроме новый лишнее? (коньки) Почему? (множественного числа)
- Как же изменяются существительные? ( по числам)
V Работа по теме урока
с. 7 – название раздела, с. 8 – название урока
с. 8 упражнение 8 – самостоятельная работа.
с. 8 – сведения о языке от Мудрой Совы
- Что же могут обозначать существительные кроме предметов?
Физминутка
с. 9 упражнение 9 в виде физминутки – мяч . Учитель называет существительное, ребята, что обозначают.
4. Род имен существительных.
Слайд 3 – тренажер по рядам (групповая работа)
Игровые технологии.
Игра «Расставь по местам».
- Как определить род имени существительного?
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, моё!
Это правило - твоё!
5. Работа в парах - Изменение имён существительных по числам
- На парте лежат разноцветные листы . Дано задание. Запишите на листах. Работаем в парах.
-Изменить число имён существительных.
Утёнок, береза, сосед, коньки, пальто.
Cады, сны, дни, кенгру, ножницы.
-Какие слова вызвали затруднения?
/Не все имена существительные изменяются по числам/
Вывод: в русском языке есть слова, которые не изменяются по числам. Они употребляются только в единственном или только во множественном числе.
-Приведите примеры имён существительных, употребляющихся только в единственном или только во множественном числе.
VI Рефлексия
Нам надо заканчивать урок. Давайте вспомним, как нам сегодня работалось? Все ли было ясным, понятным? Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?
Оцените свою работу на уроке (по шкале от 1 до 5) на полях тетради.
VII Итог урока:
- Что можно сказать об имени существительном?
- А что вы скажете про нашу работу в классном коллективе? (учились себя контролировать, оценивать, дружить)
Здорово! Молодцы! Мне тоже очень понравилось сегодня работать с вами.