СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Имя существительное - часть страны Речь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Имя существительное - часть страны Речь"»

Русский язык (Модуль)

Тема: Имя существительное – часть страны Речь

Цель: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы; развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание; воспитывать интерес к русскому языку.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным при­знакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сли­чение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нрав­ственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обес­печивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Тип урока - обобщение и систематизация знаний.


Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).


Оборудование: компьютер, ноутбуки, наглядная презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint, тетрадь, карточки с заданиями для групповой работы и в паре.


ХОД УРОКА.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Пусть наша добрая улыбка

Наполнит всех своим теплом.

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром.

Пусть ваше хорошее настроение будет с вами весь урок.

-Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас совершить путешествие по безграничным сокровищам русского языка. Владимир Луговской писал «Относи­тесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокро­вища русского языка».

Влади́мир Алекса́ндрович Луговско́й — русский советский поэт, журналист, военный корреспондент.

Сегодня на уроке вам предстоит ещё раз в этом убедиться. Посмотрите на волшебный сундучок, в нём что-то есть. Хотите узнать? Тогда вы должны выполнить задания, которые есть в ваших сундучках. А помогут вам ваши знания, находчивость, смекалка и правильно организованная работа в группе.

Итак, начинаем наше путешествие.


  1. Формулирование темы урока, постановка цели.

2.Игра «Третий лишний СЛАЙД 3


- Найдёте в каждой группе лишнее слово и назовите тему сегодняшнего урока-путешествия.

СЛАЙД 4

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И СТРАНА постав. в форму Р.п.

КОРЕНЬ НО БЫСТРО

ОКОНЧАНИЕ ЧАСТЬ РАНО

РЕЧЬ

УЧИТЬСЯ

СТАРАТЬ

СЛАЙД 5

-Молодцы! Тема нашего путешествия «Имя существительное – часть страны РЕЧЬ»

- Какую цель поставим?

Закрепить полученные знания об имени существительном. Постараемся расширить свои знания в области русского языка, будем учиться понимать красоту и силу русского слова.

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — писал поэт В. Шефнер.

Вади́м Серге́евич Ше́фнер — советский русский прозаик, поэт и переводчик, фантаст, журналист, фронтовой корреспондент.

III. Актуализация опорных знаний

1.Станция «Теоретики» СЛАЙД

1)Повторение

-Ну, что готовы к преодолению трудностей?

Вопросы каждой группе:

1группа

1.Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая предмет. имя существительное

2. Как изменяются им. сущ.? (числам, падежам)

3. Бывает мужской, средний, женский. /род

2группа

  1. Бывают им. сущ.1, 2, 3 … склонения

  2. К 1 склонению относятся ….. сущ. м. р. и ж. рода, с оконч. –а, -я.

3. К 2 склонению относятся …сущ. м.р. с нул. окончанием, ср. р. -о,-е

3группа

1. К 3 склонению относятся …им. сущ. ж.р. с нул. оконч.

2.Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое)

3. Какой частью речи чаще выражено подлежащее? (им. сущ.)

4группа

  1. В именительном падеже имя существительное является в предложении … подлежащим.

  2. Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
    а) найти слово,…. от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос.

  3. По падежному вопросу и предлогу …. определить падеж.

5 группа

  1. Начальная форма имени существительного – это форма именительного падежа единственного числа.
    2.
    Все падежи, кроме именительного, называются … косвенными падежами.
    3.
    Изменение существительных по падежам называется склонением.

-Молодцы!

III. Добывание и применение знаний

2.«Грамматическая эстафета»

1) Словарно-орфографическая работа

-Кто готов попробовать свои силы в «Грамматической эстафете»?

1 этап.

Я буду называет лексическое значение слов, а вы определяете слова и записываете их в два столбика, решая орфографические задачи: имена суще­ствительные 1 -го и 2-го склонения.

1) Профессия человека, который знает законы земледелия. (Агроном.)

2) Упакованные в дорогу вещи. (Багаж.)

3) Периодическое печатное издание в виде больших листов. (Газета.)

4) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной стан­ции. (Вокзал.)

5) Книгохранилище. (Библиотека.)

6) То же, что и разговор. (Беседа.)

7) Крупное морское судно. (Корабль.) Проверка СЛАЙД

(объясняют, доказывают)

2 этап

2) Самостоятельная работа

Карточка 1

Прочитайте текст. Выпишите 2 предложение, решите орфографические задачи. Подчеркните грамматическую основу. У имён существительных укажите падеж.

Тишина в лесу. Грустно ш.лестит под н.гами мя.кий к.вёр л.ствы. Воздух свежий и прозрачный. Слайд Проверка

(объясняют, доказывают)

Физминутка

3 этап

3)Работа в паре

Карточка 2 Слайд

Выпишите только имена существительные 1 склонения и образуйте от них однокоренные существительные 3 склонения. Объясните орфограммы.

Мышка, олень, дочка, степь, печка, поле, ночка, морковка.

мышка – мышь
дочка – дочь
печка – печь
ночка – ночь
морковка – морковь

-Объясните орфограммы. Проверка

-Молодцы!

ІV. Обобщение и систематизация знаний

3.Станция «Лабиринтов»

Что такое лабиринт?

- Это сооружение со сложным и запутанным планом проходов.

1)Работа по карточкам в паре Слайд Проверка

Карточка 3

Обведи номер ряда, в котором все слова — это имена
существительные 3-го склонения. Докажи.

  1. рысь, апрель, молодёжь, мелочь

  2. ель, фасоль, тополь, жимолость

  3. радость, ложь, лошадь, сирень

  4. тюлень, картофель, медведь, лосось


4.Станция «Мозговой штурм» СЛАЙД

Самостоятельная работа с тестом на ноутбуке

Тест 1 вариант.

1.Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что?

А) глагол Б) имя существительное В) имя прилагательное

2. Имя существительное кукле стоит в:

А) Д. п. Б) П. п В) Т. п

3. Укажите имя существительное 2-го склонения

А) старость Б) лето В) вишня)

4. Имена существительные ж.р. с нулевым окончанием относятся к:

А) 1-му скл. Б) 2-му скл. В) 3-му скл.

5. Укажите словосочетание с именем существительным в Т. п

А) подбежал к проруби Б) пришёл из кино В) обожгло холодом

6. Укажи имя существительное в начальной форме

А) калиной Б) снега В) зима

7. Укажи имя существительное, которое употребляется только в единственном числе

А) картина Б) сметана В) поляна

8 Укажи словосочетание в Д.п

А) подошли к библиотеке Б) катались на лодке В) горжусь отцом

9.Изменятся ли окончания существительных кафе, какаду, пальто при их склонении

А) да, изменятся Б) нет, они несклоняемые

10. Имя существительное в предложении может быть

А) только главным членом предложения

Б) и главным, и второстепенным членом предложения


Тест 2 вариант

1.Среди указанных вопросов выбери те, на которые отвечает имя сущесвительное

А) Что делать? Б) Кто? Что? В) Какой? Какая?

2.Имя существительное птицей стоит в:

А) Д.п. Б) П.п В) Т.п

3. Среди записанных слов укажи имя существительное 3-го склонения.

А) старость Б) лето В) вишня

4. Имена существительные м.р. с нулевым окончанием относятся к:

А) 1-му скл. Б) 2-му скл В) 3-му скл

5.Укажи словосочетание с существительным в Д.п

А) подбежал к проруби Б) пришёл из школы В) обожгло холодом

6. Укажи имя существительное в начальной форме

А) дождём Б) луга В) парта

7. Укажи существительное, которое употребляется только во множетвенном числе

А) вороны Б) ножницы В) тетради

8. Укажи словосочетание, стоящее в П.п

А) подошли к библиотеке Б) катались на лодке В) горжусь отцом

9. Изменятся ли окончания существительных радио, такси, кенгуру при склонении?

А) да, изменятся Б) нет, они несклоняемые

10. Имя существительное в предложении может быть

А) только главным членом предложения

Б) и главным, и второстепенным членом предложения

-Молодцы! Проверка

V. Итог

– Мы справились со всеми испытаниями. Что же в сундучке?

(рассыпалась пословица)

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу?

(Учиться, познавать новое тяжело, много труда, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области.)

-Учиться тяжело, зато потом знания помогут в жизни.

-А какие вы знаете пословицы на эту тему?

Сила в знании, знания – в книгах.

Сильный победит одного – ученый в тысячу.

– Итак, подведем итог нашего путешествия. Молодцы, вы открыли волшебный сундучок. Что является для нас главное сокровище?

– ЗНАНИЕ!

-Какие знания мы сегодня расширяли?

VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке

«Незаконченные предложения»

Я на уроке запомнил…, узнал…, научился…. Мне понравилось…. Было интересно…

–Спасибо за урок!

VII. Домашнее задание

Задание на выбор:

  1. Тест «Имя существительное» на сайте МетаШкола, ссылка https://metaschool.ru/

  2. Стр.101, упр.179


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!