СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное. Дательный падеж имен существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с особенностями дательного падежа.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Дательный падеж имен существительных.»

Тема урока: Имя существительное. Дательный падеж имен существительных.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:


Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Формирование УУД:


1. Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.


2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.


3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит


Методы обучения: практический; словесный; информационный.

усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.


Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку;

- карточки с заданием;

- сигнальная карточка «Дательный падеж»;

- девиз письма;

- карточки для рефлексии.

Оборудование: таблица «Падежи»; учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание этапа

I.Организационный момент(привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности. )


- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь своему соседу! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем отлично.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хотят играть ребята в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе урок уж больно важный!

- Хочу напомнить наш девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

-Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

- Запишите число, классная работа.

II.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)

1.Орфографическая минутка

(тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля)














2. Повторение ранее изученного материала об имени существительном(систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.






















III.Постановка учебной задачи

(подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.)


- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах

Мир, ива, сливы, диво.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Спишите, продолжив закономерность.

ии И иии И ии И иии

- Отгадайте загадку. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха)

-Что общего у этих слов?

-Что мы уже знаем об имени существительном?

- Скажите,а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

- С какими падежами вы знакомились на прошлых уроках?

- Что вы знаете об именительном падеже?

- Что вы знаете о родительном падеже?

(Записываем предложения на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)

Знайте, не бывает лодк... без рек...,
Праз...ника – без песн..., хлеба – без мук...,
Дождика без туч...ки, розы без ш...пов,
Сказок – без нач...ла, леса – без грибо....

– Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (без чего? без лодки и т.д.) Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Какой ещё можно задать вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные). С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10)

- Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж.

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)


Вспомним, что мы знаем уже о дательном падеже.

(Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)

- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.






IV.Открытие новых знаний

(организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже.)






















- Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и выступим в роли исследователей .

- Прочитайте девиз исследователя.


Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень привлекательный.


Ты березке улыбнись,

Солнышку обрадуйся,

Руку другу протяни -

Вот и замечательно!


- Во втором четверостишие найдите имена существительные и сравните их с существительными, которые вы записали. Что заметили?

березка солнышко друг Миша

березке солнышку другу Мише


- В каком падеже употреблены эти существительные?

- Какова же будет тема нашего урока?

- Запишите под диктовку словосочетания.

Улыбнись ( ?) берёзке, обрадуйся ( ?) солнышку, протяни ( ?) другу.


- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных ( ученик у доски работает по алгоритму).

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

- Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?

- Какое вспомогательное слово у дательного падежа?



























- Выполним упражнение 83 на странице 46.

- Прочитайте задание.


1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

3. По улицам слона водили, как видно напоказ.

4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она.


- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована?

- Чему учит нас эта басня?

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь.

- Выполните эту работу самостоятельно простым карандашом.

- Объясните, какие буквы вставили и почему?

- Что еще нужно выполнить в упражнении? Прочитайте задание.

- Что нам поможет определить дательный падеж?

- Выполним это задание самостоятельно.

(2 человека у доски – по 2 предложения)


- Проверим, какие словосочетания вы выписали.

Гимнастика для глаз (Слайды 6,7)







V. Первичное закрепление

(закрепление нового знания, способов действия)






- На какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже?

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже?

- Прочитайте стихотворение о дательном падеже.

- Какое еще название дательному падежу предлагает автор стихотворения?

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.

- Как называют человека, который дарит другим что-то, при этом ничего не просит взамен?(щедрым).

- Поработайте в парах: найдите имена существительные в дательном падеже продолжите стихотворение: подберите и запишите другие имена существительные в дательном падеже.

Работа в учебнике. Чтение правила с.47.



Физкультминутка.





1.Музыкальная физминутка.


2. Я называюсь дательным.

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали?

- Почему так решили?

VI.Включение знаний в систему

( организация работы с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного)


Выполним упражнение 83 на странице 46.

- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. (Подчеркивать орфограммы.)

- Объясните, какие буквы вставили и почему? орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)


VII. Итог урока



- Что узнали об именах существительных в дательном падеже?

- Чему научились?

VIII.Рефлексия

( анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков )



Я узнал (а)…

Я научился (лась) …


IX.Выставление

оценок




X. Домашнее задание

с.47 выучить правило,упр.85,устно составить продолжение текста.


Если останется время на уроке, можно предложить детям тест.



Тест:


1.Имя существительное обозначает…

М - действие предмета

П - предмет

О - признак предмета


2.Дательный падеж отвечает на вопросы…

У - кто? что?

Л - кого? чего?

Я - кому? чему?


3.Предлоги в дательном падеже…

А - о, об

Т - к, по

Р - от, около, без


4. Это существительное стоит в дательном падеже…

О - травка

К - в лесу

Ь - по дорожке


1

2

3

4


















5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!