СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное как часть речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи.»

Технологическая карта урока русский язык 4 класс

Автор Е. М. Шерстова

учитель начальных классов МБОУ СОШ№1



Тема урока: Имя существительное как часть речи.


Цели ученика

1. М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать ин­формацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию до плана и ключевых слов.

ЛР: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.


Цели учителя

Образовательные : уметь находить в тексте слова разных частей речи, выявлять постоянные и непостоянные признаки существительных, разграничивать имена существительные на главные и второстепенные члены.

Развивающие: развивать умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Воспитательные воспитывать интерес к изучению языка.

Тип урока Урок построения системы знания.




Оборудование : Наглядный материал, карточки : Роль имён существительных в речи, Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. Член предложения. Морфологический разбор имени су­ществительного. Образец выполнения упр.102, презентация «Приключения в Частереченске»




Опорные понятия, термины: имя существительное,

Постоянные ( род, одушевлённость/неодушевлённость) и непостоянные(число) признаки имён существительных. Член предложения. Морфологический разбор

Новые понятия:.




Формы контроля: индивидуальная, групповая, парная




Домашнее задание : 1. Упр. 105 (устно).

2. Упр. 53 («Дидактический материал»).




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

IОрг.момент.








II Языковая

разминка.
















III Введение в раздел.









IV. Формулирование темы урока










V. Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем.
































































VI Физминутка












































VII. Итог урока.














Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.


Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма. тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

1. - Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласно­го одной чертой, а орфограмма-буква согласного – двумя чертами.

- Какое слово вы подчеркнули два раза?

- В каком слове есть другая орфограмма-буква?

2. - Обозначьте все орфограммы

3. - Разберите по составу слово водомерка

4. - Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.


Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Прочитайте название нового большого раздела (с. 97).

- Какие вы знаете части речи? Члены предложения?(показ 1 слайда презентации) что такое слова и для чего они нам нужны?

А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово вы­полняет свою синтаксическую роль


Используется мотивирующий приём.

- Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

- Проверьте свои предположения, запищите первые буквы слов из языковой разминки.

- Какой буквы не хватает?

Какова её роль в этом слове?

Дайте полное название этой части речи.

- Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по ходу урока составлять план повторения.

(показ 2 и 3 слайда)

1. Роль имён существительных в речи (работа в группах).

Упр. 101

Задание для группы.

- Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преобладают в тексте и почему?










- О какой особенности имён существительных свидетельствует это упражнение?

Запись на доске (карточки)Роль имён существительных в речи.

2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа). Упр. 102 -.




Выполнению предшествует коллективная беседа:

- Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неоду­шевлённым является существительное?

- Какого рода бывают имена существительные и как его опреде­лить?





- Как изменяются имена существительные?(слайд 4,5)

- Продолжите фразу: постоянные признаки имён существитель­ных - это ...., непостоянные признаки - это ...

- Как вы понимаете выражение «постоянный признак»?


Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выпол­няют самостоятельно по заданию.

Проверка с помощью образца. ученики сравнивают свои записи с образцом


одуш. неодуш.

охотник - м.р., ед.ч. избушка - ж.р., ед.ч.

Емеля- м.р., ед.ч. лес - м.р., ед.ч.

внучок - м.р., ед.ч. земля - ж.р., ед.ч.

Гришутка - м.р., ед.ч. свет - м.р., ед.ч.

окно - ср.р., ед.ч.

крыша- ж.р.ед.ч

труба –ж.р.,ед.ч.

кирпичи- м.р.,мн.ч

забор –м.р.,ед.ч

ворота –мн.ч

сарай – м.р.,ед.ч.

Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?

Запись на доске: Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.



3. Синтаксическая функция имен существительных (выполняется в парах).

Упр. 103









- Какими членами предложения являются имена существитель­ные?


- Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.

- Что важного об имени существительном вы узнали из этого уп­ражнения?

Запись на доске - Член предложения.

4. Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 -











4) Разбор имён существительных как части речи.

Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую за­пись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

- Что вспомнили при выполнении этого упражнения?

Учитель записывает на доске - Морфологический разбор имени су­ществительного.

- По какому плану мы повторяли имя существительное?





- Запишите ключевые слова на основе этого плана

































Тростник.


Егерь.






О словах






Слова - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д




Существительные.



Существителное.


ь



Имя существительное.




.






Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других частей речи - 34. Почти каждое второе слово в нашей ре­чи - имя существительное. Частота их употребления связана с тем, что имена существительные обозначают всё, что нас окружает: пред­меты, явления, состояния








выявляют постоянные (одушевлённость/неодушев­лённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.




Задать вопрос кто? или что ?



Женского, мужского и среднего.

Надо задать вопрос. Если отвечает на вопрос -она моя?, то это женский род, на вопрос –он мой? Мужской род и на вопрос – оно моё? Средний род

По числам.



Род, одушевлённый или неодушевлённый.

Число.


Приз­нак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.



















Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.








Разграничивают имёна существительные в роли главных и второстепенных членов предложения.

Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. За­тем находят имена существительные в тексте и делают вывод.


Главными (подлежащее) и второстепенными








Развивают умение различать существительные и мес­тоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён сущест­вительных.

Последовательность выполнения.

1) Расстанавливают запятые в учебнике.

2) Списывают последнего предложения.

3) Запись однокоренных слов.

сущ. гл. сущ. прил.

Охота, охотиться, охотник, охотный.

Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.











Роль имён существительных в речи, Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. Член предложения. Морфологический разбор имени су­ществительного


Существительные, постоянные., непостоянные признаки, предложение, морфологический разбор.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст-иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую( составлять план, таблицу, схему);

- -осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!