СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя существительное как часть речи. 4 класс 

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи»

Русский язык 4 класс 9.10.18.

Тема: Имя существительное как часть речи.

Цели:

1. Формировать знания об имени существительном.

2. Развивать речь, навыки орфографической зоркости, внимание, память, коммуникативные навыки, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к предмету, уважение к др.др.

1.Орг.момент.

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела,

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнём сейчас.

Будем думать, рассуждать

И заданья выполнять.

2. Проверка домашнего задания. В парах. Критерии оценивания на доске. у. 103

3. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

- Что отличает человека от всех других живых существ?

- Что такое речь?

- Речь - это поток слов, который можно сравнить с рекой.

- Из чего состоит река? ( из воды)

-Потренируемся писать элементы, похожие на капли воды.

- Человек может общаться, он владеет речью.

- А теперь назовите букву, по форме похожую на каплю.О//О

- Пропишите до конца строки.

4.Изучение новой темы:

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом

Даю название предметам.


- Сформулируйте,тему сегодняшнего урока «Имя существительное как часть речи».

- Как вы думаете, какая цель урока будет?

- А вы знаете, ребята, что имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – имя существительное. По наблюдению учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей. Даже маленькие дети, когда начинают говорить, они произносят первые слова: мама, папа, которые являются существительными.

-Объясните значение данной пословицы.

Здоровье не купишь - его разум дарит.

- Запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Какое главное слово в этом предложении? (здоровье). Почему? Какой частью речи выражено? 

Что вы знаете о существительном?

- На уроках познания мира, мы с вами узнали, что необходимо укреплять , заботиться о своём здоровье.

Работа по учебнику с.44 повт.прав.

5.Закрепление новых знаний.

физминутка

Потренируемся в распознавании имён существительных. Если я назову имя сущ. – хлопните в ладоши. Если другую часть речи – поставьте руки в стороны.

Смех, прекрасный, холодильник, мороз, греть, мастерство, трудолюбивый, механизм, рабочий, ремонтировать, телевизор.

Работа в группах. По карточкам.

Каждую строчку внимательно прочитайте  и  найдите лишнее слово:

                  Команда, футбольный, хоккейный.

                  Снегирь, дятел, голубь, медведь.

                  Добрый, солнце, веселый, злой.

                  Побеждать, радоваться, играть, цветы.        

-Команда (прилагат.)

-Медведь (названия птиц)

-Солнце (прилагат.)     (непроизносим. согл.)

-Цветы  (глаголы)                                   Орфограммы?

-Выпишите лишние слова через запятую.        

-Команда, медведь,солнце, цветы.

-Объедините слова по нескольким признакам.

все слова существительные;

 Определите число каждого сущ.

-все  употребляются в ед.ч. , кроме цветы. Цветы во мн числе.

-Определите одуш. неодуш. каждого сущ.

команда– одушевленное сущ., а остальные – неодушевленные.        

-Определите род сущ.        

-Команда-ж.р., медведь-м.р., солнце-ср.р., цветы -м.р. ( Как узнали , что цветы мужского рода?) (Ставим в ед. число)

Ознакомление с выражением «три кита» в  русском языке.

 Имя существительное стоит на «трех китах» - трех  признаках.

-Откуда пришло выражение «три кита»?

-В древности, когда люди не знали, что наша Земля имеет форму шара и двигается в пространстве, считали, что Земля стоит на трех китах.

-О каких трех китах вы слышали? (В музыке - песня, вальс, танец)

-Три кита – это фундамент чего-либо.

- Давайте, выясним, что же это за «три кита» в русском языке? - По каким же трем признакам определяются существительные как часть речи ? ( лексическое   значение, морфологические признаки, синтаксическая роль ).

1 кит:         лексическое   значение

-Что такое имя существительное? Примеры.        

-Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?

-Что может обозначать  имя сущ. кроме предмета?      

  2 кит: морфологический кит (число, род, падеж)

-Ребята, а как изменяются имена сущ.?        

-По числам.

Сколько чисел имеет имя существительное? (2 числа)

3 кит: синтаксический признак.

 Работа по учебнику с.45 у.114

 Читаем предложения.  Из какой сказки эти предложения? Дюймовочка. Х.К.Андерсен. Чему учит нас эта сказка? - Найдите формы одного и того же слова.

-Девочка, какое существительное? Одушевленное или неодушевленное?

-А какие это формы? Как вы думаете?

-Это падежные формы.

-А изменение имен существительных по падежам называется как? (Склонением)

6. Первичная проверка.

Индивидуальная.

1. Что такое имя существительное?        

А) Часть слова.

Б) Член предложения.

В) Часть речи.

 2. Что обозначает  имя существительное?        

А) Признак предмета.

Б) Предмет.

В) Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?        

А) Как? Откуда? Где?

Б) Кто? Что?

В) Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения может быть существительное?        

А) Только подлежащим.

Б) Подлежащим и дополнением.

В) Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением.

5. Морфологические признаки имени существительного.        

А) Одушевлённое — неодушевлённое.

Б) Склонение.

В) Падеж.

Г) Собственное — нарицательное.

Д) Род.

Е) Число.

6. Ключ существительных среднего рода.        

А)  Он, мой

Б)  Оно, мое

В)  Она, моя

Проверка по доске, оценивание по критериям.


7. Итог:

Обмен мнениями, впечатлениями по уроку.        

-Подведём итоги. О какой части речи мы с вами вели разговор?

-Какую тайну раскрыли? Что же за «три кита» в русском языке?

-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.( На столе карточки)

-Если вы считаете, что усвоили тему хорошо,  покажите улыбающегося человечка.

-Если в чём-то, где-то не уверены, то покажите задумчивого человека.


8.Инструктаж домашнего задания. с.46 у.116






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!