Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»
Имя существительное.
Повторение изученного.
Имя существительное
обозначает предмет
1. Общее значение
одуш.
соловей
неодуш.
голос
кто?
что?
2. Вопросы
лес
муж. р.
река
жен. р.
поле
ср.р.
3. Принадлежат
собств.
Волга
река
нариц.
4. Являются
1 скл.
земля, дедушка
2 скл.
поле, овраг
3 скл.
степь, мышь
5. Относятся
по падежам
по числам
6. Большинство изменяется
7. Синтаксическая роль
В предложении может быть:
На рассвете ребята услышали голос соловья.
сущ. в им.п.
ПГС
сущ. в т.п.
сущ. в в.п .
сущ. в р.п.
.
.
.
.
подлежащее
дополнение
обстоятельство
определение
Шоссе дорога с твёрдым покрытием .
сущ. в им. п.
сущ. в им. п .
сказуемое
Вставьте пропущенные буквы.
- Зима. Сне(г,к) л..жит на каждой тр.пинк.. и каждой алле.. . На з..леной елк.. и пихт.. хвоя покрылась ине..м. Спит в б..рлог.. в своей п.стел.. к.солапый м.две(д,т)ь. Белка скач..т с ветк.. на ветку.
Обозначьте склонения существительных.
- Осень, кашпо, рассвет, озеро, пламя, туман, кофе, дымка, тишина, утро, знамя, тень, ночь, путь, глубина, место, день
Замените выделенные слова синонимичными фразеологизмами.
1. С течением (время) морским прибоем разрушило берег.
2. Стремя в стремя
1. Со (время)
3. До поры до (время)
2 . До определённого момента мальчик пытался решить задачу сам, не просил о помощи.
2. Стремя в стремя
3. До поры до (время)
1. Со (время)
3 . Рядом проскакали казаки эти всю войну.
2. Стремя в стремя
1. Со (время)
3. До поры до (время)
Определите лексическое значение данных ниже существительных, составьте с ними предложения.
Шторы или ставни из жёстких
поперечных параллельных
пластинок
Жалюзи
Фламинго
Южная водяная птица с нежно-розовым оперением
Кашпо
Декоративная ваза для
цветочного горшка
Зимой, чтобы не простудит ь ся, нужно надевать тёплое пальто.
Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горячий кофе.
Кто-то играл на п и анино, которое стояло
в большой комнате.
Исход игры решил досадный п е нальти.
В комнате отдыхала пожилая мадам.
ср. р.
м. р .
ср. р.
м. р.
ж.р.
Найдите и выпишите из предложений существительные общего рода.
- Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.
- Известно, что слоны в диковинку у нас, так за слоном толпы зевак ходили.
- Зинаида вовсе не такая задира, как о ней говорят.
- Теперь он видел, что Витька – парень как парень, и совсем не такой задавака, каким казался поначалу.
В каких случаях не с существительными пишется слитно, а в каких – раздельно?
Запишите правильно, объясните написание.
- Остановиться в (не)решительности, (не)брежность в одежде, упрёк в (не)серьёзности, ошибки из-за (не)внимательности, (не)аккуратность ученицы, (не)приветливость в обращении, рассказывать (не)былицы, (не)примиримость к врагу, оказаться (не)веждой, оставаться (не)учем, чувствовать (не)приязнь, большие (не)взгоды.
Как различаются на письме суффиксы –ик, -ек ?
- Запишите правильно, объясните написание:
- Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларёч…к.
Буквенный диктант: Е или И ?
- Звоноч.к, бант.к, ларёч.к, кирпич.к, замоч.к, огонёч.к, карандаш.к, ореш.к, пузырёч.к, дружоч.к.
- Е, И, Е, И, Е, Е, И, Е, Е, Е.
Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксе – ЧИК (-ЩИК)
- Вставьте в с суффиксы пропущенные орфограммы:
- Извоз…ик, обход…ик, прессов…ик, рез…ик, руб…ик, груз…ик, развед…ик, съём…ик, смаз…ик, перебеж…ик, формов…ик.
Буквенный диктант: Ч или Щ?
- Копиров.ик, экскаватор.ик, перепис.ик, расфасов.ик, стеколь.ик, автомат.ик, лёт.ик, объезд.ик, разнос.ик, свар.ик.
- Щ, Щ, Ч, Щ, Щ, Ч, Ч, Ч, Ч, Щ.
- Когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?
- Вставьте нужную гласную:
- Друж…к, жуч…к, петуш…к, врач…м, полотенц…м, замоч…к, человеч…к, шапч…нка, кулач…к, подуш…чка, ореш…к, луж…к, круж…к, точ…чка, суч…к, мыш…нок, пирож…к, горшоч…к, червяч…к, пастуш…к, зайч…нок.
Буквенный диктант: О или Е?
- Собач.нка, галч.нок, горош.к, кусоч.к, червяч.к, друж.к, луж.к, доч.нька, снеж. к, руч.нка.
- О, О, Е, Е, О, О, О, Е, О, О.
Домашнее задание
Упражнение 187
- Списать упражнение.
- Выполнить все грамматические задания.
- Сделать морфологический разбор одного выделенного слова.
- Подчеркнуть и подписать грамматические основы