Конспект урока Бурмистровой Е.В.
Тема урока: «Имя существительное».
Цель урока: практические применения полученных знаний.
Содержание урока:
- Орг. момент.
- Постановка целей и задач урока.
- На уроке мы потренируемся в каллиграфическом правильном написании букв и их соединений. Повторим словарные слова. А самое главное – отправимся в путешествие. Куда? Вам предстоит отгадать!
- Чистописание + словарная работа.
- Я тетрадочку открою –
И как надо положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
-Запись числа, классная работа (комментирует ученик).
- Картинный словарный диктант:

Одежда, собака, тетрадь, ребята, овощи, воробей.
- поменяйтесь в парах тетрадями – проверим. (Комментируют дети).
- А теперь прочитайте по первым буквам: куда мы отправимся в путешествие?
Дети: - На остров!
- Повторение изученного материала.
Слайд№1. 
- Как называется чудный остров?
Дети: - Имя существительное.
- Путешествуя по острову, мы с вами вспомним всё, что выучили про имя существительное.
В класс неожиданно входят Бычок и Тигрёнок с цветком в руке.
- Здравствуйте, мои друзья!
Чудный остров вижу я.
Как бы нам попасть туда?
Помогите, детвора!
- Много слов на нём живёт:
Башня, небо, горизонт!
А чудовище принцессе
Праздничный букет несёт.
- Остров зорко охраняют.
И не всех туда пускают!
Тигр, бычок ты или слон-
Есть для всех один закон.
- Стражник пустит только тех,
Кто ответит лучше всех.
Кто? Иль что? Да, знаю я –
Вы поможете, друзья!
- Значит, вы хотите попасть на этот остров? Ну и проблему задали вы нам! Ребята, давайте помогать.
Если остров носит название – Имя существительное, то на какие вопросы отвечают жители этого острова?
Дети: - Кто? Что?
- Давайте найдём всех жителей острова.
Дети: - Кто? принц, Что? дерево, Кто? дракон и т.д.
- Прочитайте, что говорят о себе жители острова.
Дети: - Мы обозначаем предметы.
- Какие слова подплывают к острову?
Дети: - Человек. Лодка.
- Почему стражник задаёт сразу 2 вопроса?
Дети: - Человек - кто? а лодка - что?
- Смогут эти слова попасть на остров?
Дети: - Да! Они – существительные.
Тигр: - А я – Тигрёнок – я смогу попасть на остров со своим цветочком?
Дети: - Да. Слово тигрёнок отвечает на вопрос кто? Слово цветок отвечает на вопрос что?
Бык: - А я – Бычок - я смогу попасть на остров?
Дети: - Да. Слово бычок отвечает на вопрос кто?
Герои: - Ура! Значит мы – существительные. Мы можем жить на этом острове. Спасибо, ребята, вы решили нашу проблему. Скорее в путь! (Уходят).
Вывод.
- Быстро мы соображали,
На вопросы отвечали.
Существительное знаем!
Правило напоминаем…
Дети: - (говорят правило).
Кто? Что?
Слайд№2

- Тигрёнок, цветок и Бычок нашли себе домики. Объясните, почему Бычок и Тигрёнок в одном домике, а цветок в другом?
Дети: - Потому что слова бычок и тигренок, одушевленые сущ. отвечают на вопрос кто? А слово цветок – неодушевлённое сущ. Отвечает на вопрос что?
Работа в тетрадях.
- Рассели слова по домикам.
Парта, кот, пёс, пенал, петух, карандаш.
- какие слова в 1 столбике? Как сказать одним словом? ( животные).
какие слова во 2 столбике? Обобщите. (учебные вещи).
Множественное число. Единственное число.
Слайд№3.





- Смотрите, Бычок нашёл себе друзей. И теперь они с тигрёнком оказались в разных домиках. Почему?
Дети: - Так как бычков стало много – бычки – это множественное число, а тигрёнок остался один – это единственное число.
Работа в тетрадях.
- Рассели слова по домикам.
Огурцы, яблоко, груша, кабачки, помидоры, апельсин.
- какие слова в 1 столбике? Как сказать одним словом? ( фрукты).
какие слова во 2 столбике? Обобщите. (овощи).
- Подведение итогов.
- Что ж. ребята, мы закрепили наши знания об имени существительном. Давайте подведём итог. Что же вы знаете об этой части речи? (Ответы детей).
- Молодцы. Значит вы готовы к тесту. Включаем компьютеры.
Приступаем к выполнению.
Поднимите руки у кого отметка «5»?
Поднимите руки у кого отметка «4»?
Поднимите руки у кого отметка «3»?
Поднимите руки у кого отметка «2»?
- как вы оцениваете себя?
Дети: - Я тему Имя существительное знаю хорошо, так как я не сделала ни одной ошибки. И др. ответы.
Слайд №4. Молодцы!
Вам пришло сообщение от Тигрёнка и Бычка. И новое задание. (Запись домашнего задания).